Разработка родительского собрания Сплочение детского коллектива
Тема: «Формирование сплоченного коллектива в начальной школе.»
Цель: сплочение детского коллектива при содействие родителей учащихся.
Задачи: 1. Объяснить родителям понятия «коллектив учащихся», «стадии формирования детского коллектива».
2. Познакомить родителей учащихся.
Оборудование: макеты ромашек: детский и взрослый, цветные стикеры для экранов настроения, покрывало для игры «Занавес», компьютер и колонки для прослушивания спокойной музыки, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа.
С учениками определяются качества классного коллектива на сегоднешний день. Учитель делает записи на лепестках ромашки 1 «В» (дружный, веселый, сплоченный…)
Ученики делают открытки-послания для родителей.
1 этап. Организация начала родительского собрания.
(звучит спокойная музыка, родители наклеивают стикер того цвета, что соответствует данному настроению). Все рассаживаются по группам, по желанию.
2.Выступление учителя.
Важным периодом становления личности ребенка приходится в его школьные годы. В школьном коллективе, с его многогранными отношениями, благодаря общей деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности, а также создаются благоприятные условия для подготовки детей к активному участию в общественной жизни. Педагог в содружестве с семьей формирует те навыки и привычки поведения ребенка, начала тех личностных качеств, которые определяют характер взаимоотношений ребенка с другими людьми, и тем самым создает предпосылки развития коллективизма как качества личности. Поэтому так важно, особенно в младшем школьном возрасте, предать отношениям детей со взрослыми и детским взаимоотношениям дух доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг другу, общими усилиями достигать поставленной цели, значимой не только для ребенка, но и для всей группы.
В настоящее время педагоги стали значительно больше уделять внимания совершенствованию эмоционально - психологических отношений в классе.
Формирование сплоченности ученического коллектива является одной из задач в работе педагога.
Сплоченность понимается как устойчивость структуры группы, ее способность оказывать сопротивление силам, направленным на ослабление или разрыв межличностных связей, трактуется как такое состояние группы, к которому она приходит в результате возрастания взаимодействия между членами группы, причем, чем больше частота взаимодействий между членами группы, тем больше степень их симпатий друг к другу, выше уровень сплоченности, и наоборот.
Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А.С. Макаренко выделяет несколько стадий (этапов).
Первая стадия - становление коллектива. В это время коллектив выступает, как социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целями, задачами, ценностями. Организатор коллектива – педагог и родители, от них исходят все требования. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности и общей организаций.
На второй стадии усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что - ущерб интересам коллектива. Если активисты правильно понимают потребности коллектива, то они становятся надежными помощниками педагога. Работа с активом на этом этапе требует пристального внимания педагога. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется.
Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности. Основная цель педагога на этой стадии - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Практически только теперь коллектив достигает определенного уровня своего развития как субъект воспитания, в результате чего и становится возможным целенаправленно использовать его в целях индивидуального развития каждого отдельного ученика. В общей атмосфере доброжелательности по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.
Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий: между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своём развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами; между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т.д. Поэтому в развитии коллектива неизбежны скачки, остановки, движения вспять.
Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития. Чтобы подчеркнуть уровень развития коллектива на этой стадии, достаточно указать на уровень и характер требований, предъявляемых друг к другу членами коллектива: более высокие требования к себе, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий - основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.
3этап. Работа в группах.
Определить 4 качества детского коллектива и озвучить их.
Учитель записывает их на 2 макете ромашки.
Сравнение детской и взрослой ромашек с лепестками – качествами коллектива 1 «В» класса . Обюсуждение. Группы родителей, группа работников школы определяют мероприятия, которые способствуют сплочению ученического коллектива.
Определяется план совместных мероприятий. (Делается запись на доске)
Учитель дополняет макет ромашки взрослых рисунком: стебель и два лепестка, корни. Делает пояснение, что корни – это родители, стебель – это кл. руководитель, листья - это администрация и пед.коллектив школы.
Этап. Добрая традиция – делать мелкие подарки. Родители делают свою открытку с пожеланиями ребенку.
Игры на сплочение по группам.
Снежный ком (Марина –картина, Света-конфета…)
Занавес (Выстраиваются две группы по разные стороны от покрывала. Занавес резко опускается и двое, что друг напротив друга должны быстро и правильно назвать свои имена.)
Мы разные, но у нас много общего. (Выходит взрослый вытягивает правую руку и говорит, что нравится, левую руку - что не нравится, выходит следующий и выбирает ту руку, с которой совпадают вкусы человека. И так до тех пор, пока не образуется замкнутый круг)
Игра со всеми «Электрический ток»
-- Представьте, что сердце этого круга наши дети, и, если кто-то из нас разомкнет эту цепь (учитель, заместитель директора, родитель), все плохое, отрицательное в нашей жизни будет иметь доступ к нашему самому дорогому, к детям. Я прошу Вас быть сплоченными.
Всего доброго! Экран настроения.