Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему Вместе дружная семья (6 — 7 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ №24 «КОСМОС»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (с 6 до 7 лет)
ТЕМА: «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
СОСТАВИТЕЛЬ: ИВАНИЦА А. В.
СУРГУТ, 2015
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Непрерывно-образовательная деятельность: «Окружающий мир».
Тема: «Вместе дружная семья»
Цель: расширять и уточнять знания детей о семье.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Учить различать проявления возрастных и половых особенностях во внешнем облике людей. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представление о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье и близким.
Коррекционно-развивающие. Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.
Коррекционно-речевая задача. Стимулировать речевую деятельность детей, продолжать учить отвечать на вопрос развернутым предложением.
Словарь: семья, близкие, дедушка, бабушка, тетя, дядя, мужчины, женщины, родственники, пожилые, молодые, праздники, гости, заботятся и т.д.Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме «Семья».
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций;
дидактические игры «Назови ласково»;
составление генеалогического дерева.
План НОД
Введение в НОД. Пальчиковая гимнастика.
Дидактическая задача: активизировать внимание детей.
На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой… Конечно, а вы похожи на маму, папу, бабушек, дедушек.
- Этот пальчик - дедушка
- Этот пальчик - бабушка
- Этот пальчик - папочка
- Этот пальчик - мамочка
- Этот пальчик - я
- Вот и вся моя семья.
2. Беседа о семье.
Дидактическая задача: обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге).
Русский народ придумал пословицы и поговорки о семье.
Семья сильна, когда крыша одна.
Где любовь и совет там и горя нет.
Дома и стены греют.
Дом родной, словно матушка родная.
- Сегодня, ребята, я хочу поговорить с вами о семье. Скажите, а что такое семья? (Ответы детей.) Я вам уже говорила, слово «семья» состоит из двух слов — «семь» и «я». Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей семье, как их зовут, что вы любите делать все вместе? (Дети высказываются по желанию.)
- Кого вы видите на картине? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочка).
- Сколько человек в этой семье?
3. Мужчины и женщины в семье.
Дидактическая задача: учить различать проявления возрастных и половых особенностях во внешнем облике людей.
- Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте поделить всех членов семьи на две группы? (Можно разделить на взрослых и детей, пожилых и молодых. А еще можно разделить на мужчин и женщин). В каждой семье есть мужчины и женщины. Всех людей тоже можно разделить на эти две группы — мужчин и женщин.
- А чем отличаются мужчины от женщин?
- Вот идете вы по улице, вы сразу можете определить, где мужчина, а где женщина? Как?
- Да, мужчины и женщины выглядят по-разному:
они носят разную одежду;
у мужчин может быть борода или усы;
мужчины, чаще всего, выше ростом, мужчины физически сильнее, чем женщины.
Да, мужчины сильнее, чем женщины, и даже есть такие профессии, где могут работать только мужчины. (Шахтер, строитель, летчик, полярник.) Конечно, летчиком, например, может быть и женщина, но это бывает очень-очень редко.
Назовите профессии, где работают чаще всего женщины. (Парикмахер, портниха, воспитатель и др. Воспитатель отмечает, что и в этих профессиях могут трудиться мужчины, но это бывает значительно реже.)
— А в семье обязанности мужчин и женщин различаются?
— Кто обычно чинит утюг и другие электроприборы?
— Кто может повесить книжную полку на стену?
— Кто чинит кран, если он течет?
Да, есть и по дому такая работа, которую выполняют чаще всего мужчины. А есть домашняя работа, которую обычно выполняют женщины. Что это за работа? (Женщины обычно готовят еду, следят, за порядком в доме, шьют).
Но мужчины и женщины отличаются не только внешним видом, выполнением разных работ, но и поведением. Есть общие правила культуры общения между людьми. Давайте их вспомним. Про какого человека можно сказать, например, что он вежливый?
— Вежливый человек пользуется словами вежливого обращения: здравствуйте, до свидания, пожалуйста, будьте добры, спасибо, извините, пожалуйста и др.
— В общественных местах — в транспорте, в магазине, на почте — вежливый человек говорит негромко, не привлекает к себе внимания, не кричат.
— Вежливый человек не перебивает разговаривающих друг с другом людей.
Но есть правила культуры поведения, которые должен выполнять только мужчина. Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждения детей.)
Мальчики в нашей группе, конечно, еще не взрослые мужчины, но в некоторых случаях они уже метут вести себя, как настоящие взрослые мужчины. Когда о мальчике можно сказать: «Он хоть и маленький, но поступает, настоящий мужчина»?
Мальчики, вы бы хотели, чтобы о вас так говорили?
— Настоящий мужчина — это защитник. Мальчики должны защищать девочек или малышей, если их кто-то обижает.
— Настоящий мужчина никогда не плачет, он терпит, если ему очень больно. Поэтому наши мальчики, когда надо будет сделать прививки или укол, если они заболеют, могут вести себя, как настоящие мужчины — не плакать и терпеть.
— Настоящий мужчина никогда не будет сидеть, если рядом стоит женщина. Наши мальчики сначала предложат сесть девочкам, а потом сядут сами. А если будут ехать в транспорте, то всегда уступят место женщинам, девочкам и маленьким детям.
— Настоящий мужчина сначала поможет сесть за стол женщине, а потом сядет сам.
— Во время одевания настоящий мужчина обязательно поможет женщине надеть пальто.
—Настоящий мужчина никогда не позволит женщине носить тяжести.
— Мужчина, входя в помещение, обязательно должен снять головной убор, особенно это нужно делать, входя в храм. А вот женщина, входя в храм, обязательно должна надеть платок.
Вот видите, наши мальчики могут поступать, как настоящие взрослые мужчины. Я думаю, что они с сегодняшнего дня так и будут вести себя. И. мы сможем о них сказать: «Они хоть и мальчики, но поступают, как настоящие взрослые мужчины».
Девочки – будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?
— Женщина всегда должна быть красивой. А когда она красивая? (Предположения детей.). На девочке может быть очень красивое платье, но волосы будут не причесаны и о ней не скажут, что она красивая. Поэтому настоящая женщина всегда очень опрятная, аккуратная и поэтому выглядит красиво.
— Настоящая женщина — хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить. Дома во многом могут помочь бабушке и маме. А в детском саду — девочки хозяйки в группе.
Мальчики поставили машины после игры, а девочки поправили их, подравняли и сразу стало красиво.
— После сна все дети заправили постели, девочки помогли мальчикам, и в спальне стало красиво.
— Настоящая женщина никогда не будет драться, громко кричать. Она всегда вежливая, женственная. Вы согласны, что, когда девочка дерется и кричит, о ней не скажешь, что она красивая?
— И конечно, настоящая женщина не будет поднимать что-то тяжелое, если рядом есть настоящий мужчина. А мальчики у нас теперь всегда будут вести себя, как настоящие мужчины, и девочкам не надо торопиться расставлять пособия на физкультурном занятии, выносить корзину с игрушками: это сделают мальчики.
Итак, ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, что в поведении мужчин и женщин в некоторых случаях есть разница. Вы теперь знаете, как ведут себя настоящие мужчины и настоящие женщины, и постарайтесь вести себя так, как мы об этом говорили.
4. Дидактические игры
«С кем ты живешь?» (Я живу с папой, мамой, с братиком, с сестричкой).
«Кто кем приходится?»- Кто для дедушки и бабушки папа, мама? (Сын, дочь)
- Кто для дедушки и бабушки – мальчик, девочка? (Внук, внучка)
- Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочка)
- Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочка).
- Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
- Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
- Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
- Я тебе жена – ты мне (муж).
Все они живут в одной семье и являются близкими родственниками, т.е. родными.
«Старше или младше» (Воспитатель называет двух членов семьи, а дети должны составить предложение). Папа старше, а сын младше.
Словарь: дочка – мама, папа – дедушка, сын – папа, дедушка – мама, бабушка – папа, бабушка – внучка, дедушка – внук, сын – мама.Вывод: в семье живут люди разных поколений, все заботятся друг о друге, оказывают помощь.
- Что делает мама вашей семье?
- Что делает папа?
- Чем занимаются дедушка, бабушка?
- Как вы помогаете взрослым?
Итог занятия.
Девочка сочинила стихотворение про свою семью:
Бабушка и дедушка,
Папа, мама,
Брат и я –
Вместе дружная семья.
В свободное время предложить детям придумать похожее стихотворение.
Физкультминутка.
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, и ни разу, и ни разу ни словечка ни скажу.
(Дети выполняют соответствующие движения)