Классный час: Знаешь ли ты закон?
Интеллектуально-правовая игра «Знаешь ли ты закон?»
Цель: расширять правовые знания воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- дать определение понятию «Закон», закрепить представление о личной ответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным правом.
Развивающие:
- отработать умения: взаимодействовать в группах, выражать свои мысли, взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, слушать мнение других людей, развивать отрицательное отношение к правонарушениям, как фактору, подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан.
Коррекционные:
- учить вырабатывать умение моделировать свое поведение;
Воспитывающие:
- воспитывать осознанную общественную значимость правомерного поведения, нравственные качества личности.
Ход игры
Организационный момент
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей…
Здравствуйте!!!
Вступительное слово
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? Что они обязаны делать и чего не обязаны? На что они имеют право и на что не имеют?
Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.
В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.
Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!
В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.
Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?Жители стали жить по законам. Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека - заявление о правах и свободах человека во всем мире, но это для взрослых. СЛАЙД
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. (Важное правило, которое все обязаны знать и соблюдать)
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем.
Где прописаны эти законы?Законы записаны в Конституции – основном законе государства. Конституция – это Основной закон государства. СЛАЙД 3
В нем написаны правила, по которым живут все жители России и мы с вами тоже. Слово «Конституция» произошло от латинского – установление.
В Конституции записано самое главное: как устроено государство, как организована и действует власть, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица и т. д. Все другие законы нашего государства написаны в соответствии с Конституцией.
В каких документах ещё говорится о правах и обязанностях граждан?(«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс»). СЛАЙД 4 - 5
Игровая программа
Ведущий: Сегодня мы проводим конкурс знатоков закона и прав. Такая тематика выбрана неслучайно, потому что вся эта неделя была посвящена праву, закону.
Ведущий: В правовом турнире участвуют 2 команды. Команда "Умницы" и "Правовые ребята".Давайте поприветствуем наших участников аплодисментами. Команды, прошу занять свои места.
Ведущий: судить нас сегодня будет самое строгое, но справедливое жюри: Судья – Коровкин Юрий Гаврилович, выдает командам жетоны за каждый правильный ответ. Прокурор – Шелкоплясов Александр Николаевич - следит за соблюдением правопорядка. Адвокат – Коровкина Ия Анатольевна– обеспечит вашу защиту. Социальный педагог – Григорян Евгения Александровна – окажет вам помощь при выполнении заданий. Остальные участники игры составляют группу поддержки.
Каждая команда выполняет задание за отдельным столом. Побеждает та команда, которая наберет в конце игры большее количество жетонов.
СЛАЙД 6
Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. СЛАЙД 7
Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сейчас. За каждый правильный ответ командам выдаётся жетон. С мест ответы не выкрикивать, выполнять задание команды начинают по очереди.
СЛАЙД 8
Итак, первый конкурс «Знает ли Вы?», небольшая разминка, и первый вопрос команде «Умницы». Готовы? СЛАЙД 9
Конкурс «Знаете ли Вы?»
1. Как вы считаете, что такое право?(совокупность установленных государством правил, регулятор общественных отношений.)
2. Когда мы отмечаем День Конституции? (12 декабря).
3. В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве? (Если все будут выполнять, соблюдать закон).
4. Сколько статей в Декларации? 10 статей.
5. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму? Свобода.
6. В каком возрасте ребёнок считается малолетним? В возрасте: от 6 лет до 14.
7. С какого возраста ты обязан иметь паспорт гражданина РФ?с14 лет.
8. С какого возраста наступает уголовная ответственность? с 14 лет, ты подлежишь уголовной ответственности за некоторые преступления: убийство, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, кража, разбой, вымогательство, террористический акт, хулиганство и многое - многое другое.
9. Какие права есть у каждого гражданина нашего государства? (По Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, выбор профессии, на отдых, жилье, медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство, через милицию и суд.)
10. Когда и в связи, с чем отмечают в мире День прав человека? (10 декабря - Международный день защиты прав человека. Этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека.)
Конкурс «Отгадай сказку»
СЛАЙД 10. В следующем конкурсе вам необходимо вспомнить сказки в которых, одни герои нарушают права других, или совершают противоправные действия. Первый вопрос команде «Правовые парни». Готовы? СЛАЙД 11.
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к жадности? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) СЛАЙД 12
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси - Лебеди») СЛАЙД 13
В какой сказке мачеха с утра до ночи заставляет свою падчерицу трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. («Золушка») СЛАЙД 14
4.В какой сказке говорится о маленьком мальчике, живущем в джунглях, вместе с дикими зверями, не умеющим говорить человеческим языком, но имеющий равные с прочими права? («Маугли») СЛАЙД 15
5. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»). СЛАЙД 16
6. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под видом милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»). СЛАЙД 17
7. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка - ряба». СЛАЙД 18
8. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна – лягушка»). СЛАЙД 19.
МОЛОДЦЫ!!! Следующий конкурс «Правовые пиктограммы» СЛАЙД 20.
Конкурс «Правовые пиктограммы»
Пиктограмма – это рисуночное письмо, в котором зашифровано какое – то послание. За три минуты вам надо «зашифровать» одну из статей Конвенции. Для этого вам понадобится лист ватмана и фломастеры. Получите задание. Готовы?Приступаемк выполнению задания. СЛАЙД 21.Уважаемый судья наивысшая оценка этого конкурса три жетона.
1. Статья 23. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы. Каждый человек имеет равную оплату труда за равный труд.
2. Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Ведущий: ну а пока команды выполняют задания, я приглашаю два добровольца.
Игра со зрителями «Правовая физкультразминка»
Участники должны из букв, написанных на воздушных шарах, составить слова «ЗАКОН» и «ПРАВО». (Музыка «Мы дети твои Россия»).
Конкурс “Песня о правах” СЛАЙД 22
В этом конкурсе вы должны прослушать песню и сказать, о каких правах в ней идет речь. И первыми у нас выполняют задание «Умницы». Готовы? СЛАЙД 23.
“Кузнечик”(право на неприкосновенность жизни) СЛАЙД 24
“Дуэт Черного Кота и Злого Пирата” (дружить с тем, с кем хочет). СЛАЙД 25
“Песня бременских музыкантов” (право на свободу передвижения, мирных собраний) СЛАЙД 26.
“Может знает лес” (право на жизнь) СЛАЙД 27
«Чему учат в школе» - (право на образование) СЛАЙД 28
“На крутом бережку” (право на отдых) СЛАЙД 29
«Антошка» - (право на труд) СЛАЙД 30
“Наташка-первоклашка” (право на образование) СЛАЙД 31
Ведущий: Молодцы ребята. Ну, а сейчас музыкальная пауза. Наши девочки приготовили замечательную песню. Давайте их поприветствуем аплодисментами!!!
Дети исполняют песню на мотив «Учат в школе»
Как права ребятам знать,
Интеллект свой повышать.
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
И законы уважать,
Малышей не обижать.
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
На учебу есть права
И на отдых есть права.
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
На заботу есть права,
На работу есть права.
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
Свод законов есть большой,
Вместе мы его с тобой
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
Чтоб сумел их применять
Смог себя ты защищать.
Знать должны мы, знать должны мы, знать должны мы.
Ведущий: Молодцы. Права вы хорошо знаете, но защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях. Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки. СЛАЙД 32
Конкурс домашнего задания «Определи статью» СЛАЙД 33
Команды подготовили сценки. Одна из команд показывает сценку, а вторая определяет, под какую статью попадает то или иное деяние. Начинают «Правовые парни». Готовы? СЛАЙД 34
1.Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)
2.Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство)
3.Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложноесообщениеоб акте терроризма)
4.К «сообщившему о теракте» подходит ученик и условно бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка. (Нанесение побоев или иные насильственные действия)
5.На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон. Порча чужого имущества.
6. В класс входят ребята, якобы продолжая разговор:
– ... Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить. (Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью)
Ведущая: Эти и другие противоправные поступки подлежат уголовному наказанию в виде лишения свободы или большим штрафом.Существует ответственность – административная и уголовная. И зачастую за то, что нам кажется иногда совсем безобидной шалостью, приходится расплачиваться свободой. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.
МОЛОДЦЫ!!! Ну, а сейчас мы предлагаем нашему уважаемому жюри подвести итоги.
Рефлексия
Ведущий: Не оступиться в жизни – трудно, стать настоящим гражданином своей страны, сильной личностью очень сложно. Некоторые думают: «вот преступлю закон, значит, я сильный, ничего не боюсь». Далеко это не так, а наоборот. Преступил закон, пошел по легкому пути добычи, а что будет завтра? Сложно на этот вопрос дать ответ, когда ты уже плохо сделал, выбраться из того болота, ох, как сложно.
(Музыка на релаксацию)
А сейчас мне хочется, что бы вы посмотрели на то, что у меня в руках. Да – это свеча. Всмотритесь в неё повнимательнее. Не напоминает ли она вам людей?
У них, как и у человека есть тело, которое вначале чисто, ровно, безупречно. Но вот их зажигают, и каждая из них начинает вести себя по-своему. У одной свечки — этотело так и остается чистым, ровным, прямым до конца ее жизни, у другой – слегкасгибается, а у третьей тело покрывается струпьями воска, угрожающе свисающими и капающими, загрязняя пространство вокруг себя.
Даже цель жизни у свечей и у человека одинаковая - дарить свет и тепло окружающим. И у свечи, и у человека есть аура, свечение. Чем ярче и веселее горит свеча, тем больше света вокруг нее образуется, радуя людей; и чем больше человек сделал добра, подарил любви и счастья окружающим его людям, тем ярче, чище и красивее его душа.
Горящее пламя свечи, подобное голове и мыслям человека. И каждая свеча горит по-разному - какие- то тихо, ровно - как души добрых и совестливых людей. Какие- то с потрескиванием, вспыхиванием. Некоторые коптят, а есть и такие, которые время от времени гаснут- как и души людей, совершающих плохие поступки. (Зажигается свеча)
Представьте себе, что свеча, это душа человека. Сейчас я попрошу вас назвать поступки, которые вы считают плохими, и каждый такой поступок положить рядом со свечой-душой. (Дети поочерёдно называют плохие поступки и кладут книги перед свечой, пока полностью не закроют свечу).
Сейчас свеча ещё горит, но свет её почти не виден. Чем больше плохих поступков, тем темнее душа. Зло прячет наши души, и другие люди не видят, что они у нас есть. Но, это,не справедливо, и я предлагаю вам ребята помочь душе, выполнить своё истинное предназначение- дарить свет и тепло.(Дети убирают книги, называя хорошие поступки).
Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер, обогрев, накормив и указав путь сотням людей, так и малое пламя вашего хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если вы сами этого еще и не осознаешь в полной мере.
Итак - будь светом для окружающих Вас людей.
СЛАЙД 35-36
Поведение итогов жюри. Поблагодарить жюри за работу. Награждение победителей игры.