Электиктивный курс для 9 класса. Защита прав потребителей


Методическая разработка элективного курса по ОБЖ
«Защита прав потребителя»
для 9-го класса
учителя технологии и ОБЖ
Сорокиной Натальи Сергеевны
МКОУ Молодотудской СОШ
Оленинского района Тверской области
МКОУ Молодотудская общеобразовательная школа
Защита прав потребителя

Программа элективного курса
разработана учителем технологии и ОБЖ
Сорокиной Натальей Сергеевной
с. Молодой Туд
2015г.
Пояснительная записка
Элективный курс для предпрофильной подготовки обучающихся 9-го класса посвящён одной из тем Основ безопасности жизнедеятельности – воспитанию культуры здоровья.Воспитание культуры здоровья основано на реализации различных подходов к здоровью, его сохранению и совершенствованию: медицинского, профилактического, гигиенического и здоровьеразвивающего.
Воспитание культуры здоровья предполагает решение следующих задач:
*развитие мотивации здорового образа жизни
*формирование системы знаний о здоровье, путях укрепления здоровья, предупреждения и преодоления болезней
*совершенствование умений и навыков здорового образа жизни
*формирование взглядов и убеждений о здоровье, болезнях, путях обретения и укрепления здоровья
*развитие привычек здорового образа жизни
*совершенствование опыта по укреплению здоровья, профилактике и преодолению болезней
*формирование опыта самоконтроля за состоянием и укреплением здоровья.
В этом курсе обучающиеся получат информацию о том, как выбирать и потреблять продукты питания. Ведь в настоящее время на прилавках магазинов находится огромное количество продуктов питания: молочных, колбасных, мёда, чая и других. Из этого количества продуктов покупателю необходимо выбрать те продукты питания, которые рассчитаны на среднего покупателя.
Эта программа применима для различных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки. Выполняя практические задания, совершая экскурсии в магазины, школьники получат возможность самостоятельно поближе узнать о качестве продуктов, которые они же и потребляют в пищу.
Ожидаемыми результатами элективных курсов являются:
*получение представлений о качестве продуктов
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний, анализа и оценки новой информации
*сознательное самоопределение школьника относительно профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности
*приобретение опыта поиска информации по заданной теме, составление реферата или доклада, навыков проведения исследовательской работы, составления выводов
Учитывая важность темы, для дальнейшего обучения на неё можно потратить 10 часов.
№ Тема Количество часов Форма контроля
1 Правда о растительном масле 2 Лабораторная работа, устный опрос
2 Мёд настоящий и фальшивый 1 Фронтальный опрос
3 Колбасный ряд 1 Тестирование
4 Молочные реки российской торговли 1 Экскурсия в магазин, собеседование
5 Злые чудеса в рыбных консервах 1 Лабораторная работа
6 Обман на чайном рынке 2 Экскурсия в магазин, собеседование
7 Сладкая ложь о шоколаде 1 Лабораторная работа
8 Проверка усвоения знаний 1 Реферат по одной из тем
Содержание программы предпрофильного курса
«Защита прав потребителя»
Тема 1. «Правда о растительном масле».
Содержание темы: что такое растительное масло и как его делают? Почему иноземное масло никогда не пенится? Мифы о высшем сорте. Рекламные «утки». «Давилки». О перекосах в торговле маслом.
Тема 2 «Мёд настоящий и фальшивый».
Содержание темы: О подлинном и фальшивом мёде. Что мы называем хорошим мёдом? Как фальсифицируют мёд? Какие заблуждения исповедуют покупатели и не спешат опровергнуть продавцы? Что мы теряем, покупая некачественный мёд? Могут ли пчёлы делать «неправильный мёд»?
Тема 3 «Колбасный ряд».
Содержание темы: Настоящая и суррогатная колбаса. Варёные колбасы. Колбасы полуварёные, полукопчёные и копчёные. Зернобобовая мутация. В сумерках технологической революции. Синтетические добавки. Соевое нашествие. Признаки «суррогатной болезни».
Тема 4 «Молочные реки российской торговли.
Содержание темы: Молочный ряд. Почему привозное молоко хранится долго? «Волшебный» фокус. Ложь о холестерине.
В ходе экскурсии в магазин учащиеся изучают виды молока, молочной продукции, а также изучают специальные материалы о молоке, в которых приводятся сведения, призванные обезопасить потребителей.
Тема 5 «Злые чудеса в рыбных консервах».
Содержание темы: Рыба. Срок обработки. Копчение. Наполнители. Жесть. Как распознать суррогатные консервы? Зачем искать подлинные консервы?
В ходе лабораторной работы изучаем специальные материалы, в которых приводятся сведения, призванные обезопасить потребителей при покупке рыбных консервов. Далее рассматриваем несколько видов консервов, заполняем таблицу.
Тема 6 «Обман на чайном рынке».
Содержание темы: Блеск и нищета чайных упаковок. Что мы называем хорошим чаем? Какой чай считают годным в России и в мире? Что случилось с некогда надёжными марками? Продаваемый воздух. Защита подлинная и мнимая. Магия слов как заменитель ароматов. Лучшие марки чая «МК РАДЖА»
В ходе экскурсии учащиеся изучают разновидности чая, которые продаются в магазине. Изучают надписи на пачках чая. Что обещают производители? Есть ли свидетельства реальности обещаний? Заведующего магазином попросим показать документы, подтверждающие происхождение чая и качество чая. Купим несколько разновидностей чая и попробуем на вкус. Затем проведём собеседование по результатам экскурсии.
Тема 7. «Сладкая ложь о шоколаде».
Содержание темы: Что такое шоколад? Украденный праздник. Кто толще: американец или россияне? Не надо искать золото в Альпах. Перед тем как «сникернуть» хорошо бы тормознуть. Плацдарм для вторжения на российский рынок. В ходе самостоятельной работы учащиеся изучают специальные материалы, призванные обеспечить безопасность потребителей при покупке шоколада. В ходе урока учащиеся обсуждают следующие вопросы: как определить качество шоколада до его употребления? Как фальсифицируют шоколад? Чем отличается фальсифицированный шоколад от настоящего? Затем заполняют таблицу с характеристикой шоколада.
Тема 8 Проверка усвоения знаний учащимися.
По окончании курса учащиеся пишут рефераты по указанным темам.
Основные требования к знаниям и умениям:
должны знать и уметь выбирать доброкачественные продукты питания
отличать суррогатные продукты от качественных продуктов.
Литература.
1. Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности». №12-2001; 1,2,3,4-2002г., 7-8-2004г.