Комплексно-целевая программа Одаренные дети
«Утверждаю»
Директор ГУ «Садовая СШ» отдела образовании акимата Костанайского района».
____________________Дощанов М.Г.
Принята
на заседании педагогического совета
«5» января 2016 года
протокол № 3
КОМЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Садовое 2016
Содержание
Пояснительная записка
3
I. Паспорт программы
4
II. Актуальность проблемы
5
III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми в школе
7
IV. Рабочая концепция одарённости
10
V. Цели и задачи программы
13
VI. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
15
VII. Формы работы с одаренными учащимися:
15
VIII. Механизмы реализации программы:
15
IX. Описание основных процессов реализации программы.
16
X. Календарный план мероприятий
18
XI. Ожидаемый результат
19
XII. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
20
XIII. Формы представления результатов программы
20
XIV. Приложения к программе «Одаренные дети»
21
Приложение №1. Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»
21
Приложение №2. Примерные программные цели и задачи работы с одаренными детьми на основе принципа преемственности
28
Пояснительная записка
Комлексно-целевая программа «Одарённые дети» (далее «программа») определяет стратегию, основные направления деятельности педагогического коллектива по выявлению, поддержке и развитию академической одарённости учащихся школы.
Программа, определяя формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности приоритетом образования, закладывает основу для выявления и развития академической одарённости (далее одарённости) учащихся и является основанием для внесения изменений в образовательный процесс.
Разработка настоящей программы вызвана необходимостью кардинальных преобразований, направленных на развитие интеллектуального и духовного потенциала нации, решение стратегических задач, стоящих перед системой образования в новых экономических и социокультурных условиях.
Новая программа «Одаренные дети» разработана на основе преемственности концептуальных идей, цели и задач программы школы «Одаренные дети» (2016-2018г.г.)
Программа работы с одаренными детьми «Одаренные дети» (2016 – 2018 гг.) имела следующие цели и задачи:
Цель программы определение комплекса условий для создания целостной системы формирования и развития академической одарённости учащихся школы.
Задачи:
создать систему целенаправленного выявления и развития академической одарённости учащихся школы;
создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морального и физического развития одарённых детей;
разработать и поэтапно внедрить новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одарёнными детьми;
развитие навыков научно-исследовательской и поисковой деятельности;
развитие у одарённых детей высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им уверенно ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
создать условия для реализации личных творческих способностей одарённых детей.
В целом, заявленная цель была достигнута. Определена модель целостной системы формирования и развития академической одарённости учащихся школы.
Но в условиях современных требований к качеству образования, переходу на обновленные стандарты и понимание, что рост благосостояния граждан Казахстана, невозможен без инвестиций в человеческий капитал, мы считаем необходимым особое внимание уделить выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, начиная уже с начальной школы.
Новая программа работы с одаренными детьми школы предполагает:
1. Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности в условиях школы. Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят. Обязательное использование технологии портфолио и систематическое наполнение электронной базы данных «Одаренные дети».
2. Развитие учительского потенциала. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Именно с этой точки зрения следует осуществлять курсовую переподготовку и самообразование педагогов.
3. Программа работы с одаренными детьми школы разработана с учетом концептуальных идей, целей и задач новой программы развития школы на 2016-2018 гг.
I. Паспорт программы
1.
Название программы
КОМЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
2.
Год разработки
2016
3.
Цель программы
Реализация модели системы выявления, поддержки и развития академической одарённости учащихся школы, их самореализации, профессионального самоопределения.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель – развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
4.
Нормативно-правовое обеспечение программы
1. Конституция РК.
2. Закон Республики Казахстан «Об образовании».
3. Концепция 12-летнего образования.
4. Концепция развития образования до 2015 года.
5. Программа развития школы на 2011-2015 годы.
6. Положение о научном обществе учащихся «Юный исследователь».
7. Комплексно-целевая программа «Одарённые дети».
5.
Сроки реализации программы
2016-2018 годы
6.
Этапы реализации программы
I этап: Организационный (2016-2017 уч. год)
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
III этап: Этап реализации (2017 г.)
IV этап: Рефлексивно-обобщающий (2017-2018 гг.)
7.
Разработчик программы
Методический кабинет ГУ «Садовая средняя школа» отдела образования акимата Костанайского района».
II. Актуальность проблемы
Любому обществу нужны одаренные люди и задача общества и школы состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть, поддержать каждого ребенка, развить его индивидуальность.
Компетентностный подход к обучению, предложенный концепцией 12-летнего образования, предполагает развитие комплекса качеств личности, проявляющихся в способности к осуществлению деятельности в меняющихся условиях, и в целом, социальную мобильность ученика.
Для успешной реализации компетентностного подхода необходимо применить все возможности учебно-воспитательного воздействия: индивидуализацию, дифференциацию, профилизацию обучения, использование дополнительного образования в соответствии с интересами, потребностями и намерениями учащихся в отношении продолжения образования. Это находит подтверждение в статье 11 Закона РК «Об образовании», в которой среди прочих приоритетными задачами современной системы образования названы:
создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
Кроме этого, в Законе среди основных принципов государственной политики в области образования (равенство, доступность, светский характер, непрерывность, разнообразие форм, демократичность, гуманистический и развивающийся характер) указывается стимулирование образованности личности и развитие одаренности. Таким образом., в области образовательной политики Республики Казахстан необходимость развития одарённости рассматривается на законодательном уровне.
В современной науке есть несколько определений понятия «одаренность». Мы понимаем одаренность – как системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для достижений в том или ином виде деятельности) интеллектуальные, творческие, художественные, спортивные и др.
Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска, а знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, моделируя систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии их умений, навыков, познавательных способностей.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: «Способности – объяснение вашего успеха».
III. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми в школе
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому участнику образовательного процесса сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению.
Процесс освоения педагогами школы приёмов и методов, обеспечивающих выявление интересов и развития академических способностей детей в учебном процессе, отмечен определённой результативностью. Результаты, показанные учащимися 8-11 классов на городском и областном этапах Республиканской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2009-2010 учебном году следующие:
II этап (школьный)
2 место
1 место
2 место
Жигадло Ольга(география)
Шукюрова Зарема (биология)
Широпятов Иван (химия)
9Б
8Б
8Б
Кутумбекова Р.М.
Садвакасова Л.Б.
Тулегенова Н.Ж.
III этап (районный)
1 место
Шукюрова Зарема (биология)
8Б
Садвакасова Л.Б.
Результативность участия учащихся школы в городских (областных, республиканских) предметных олимпиадах выступает показателем эффективности работы педагогического коллектива по выявлению учащихся, проявляющих способности к изучению учебных предметов и развитию интеллектуальных возможностей детей. Результаты участия учащихся школы в городских предметных олимпиадах на протяжении последних лет, характеризуются следующими показателями:
8-11 классы
Кол-во учащихся, занявших
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
I место
-
1
II место
2
-
1
1
III место
3
-
-
IV место
1
-
1
1
V место
1
-
VI место
2
3
2
2
Результативность (в баллах)
21
23
23
13
5-7 классы
Кол-во учащихся, занявших
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
I место
2
II место
1
III место
1
1
IV место
1
1
2
V место
2
2
VI место
1
1
1
1
Результативность (в баллах)
22
10
5
27
3-4 классы
Кол-во учащихся, занявших
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
I место
II место
1
1
III место
1
1
IV место
1
V место
2
2
1
VI место
1
1
1
Результативность (в баллах)
13
11
3
17
Данные показатели свидетельствуют о повышении результативности участия учащихся 3-4 кл. и 5-7 кл. в городских предметных олимпиадах 2010 года по сравнению с предыдущим годом. Особенно значительно данное повышение в среднем звене, что ставит перед педагогами, работающими с данными детьми, задачу создания оптимальных условий дальнейшего развития одаренных детей в той образовательной области, в которой дети уже достигли определённых результатов. Вместе с тем, снижение результативности участия учащихся 8-11 классов в городских предметных олимпиадах 2009-2010 учебного года требует усиления индивидуальной работы с учащимися группы олимпийского резерва по их подготовке к городским предметным олимпиадам.
Помимо традиционных предметных олимпиад, учащиеся школы принимают участие и добиваются успеха в разнообразных интеллектуальных конкурсах, что способствует углублению знаний учащихся по основам наук и реализации их интеллектуального потенциала:
Конкурсы, игры, интеллектуальные соревнования
2008-2009 уч. год
2009-2010 уч. год
Республиканская игра «Ак бота»
II место
Международный игровой конкурс «Золотое руно»)
II место – 1,
III место – 2
Районный Турнир Знаний по казахскому языку
II место – 1
III место – 1
Общешкольный этап конкурса сочинений «Город степной всюду со мной»
II место
Областной открытый смотр-конкурс по казахскому языку среди учащихся «Тiл шамшыраK»
III место
Областная предметная олимпиада по биологии
III место – 2
IV. Рабочая концепция одарённости
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренные дети – дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению. Таким образом, термин «одаренность» чаще всего несет в себе оттенок исключительности и предполагает выделение особой группы детей, качественно отличающихся от своих сверстников. Нельзя отрицать наличие детей с выдающимися способностями, имеющих настолько яркие проявления одаренности, что их обучение в массовой школе весьма затруднительно. Обучение и воспитание юных вундеркиндов – крайне важная педагогическая задача.
Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости:
быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;
изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;
выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;
сформированность индивидуального стиля деятельности;
высокий уровень способности к самообучению;
повышенная познавательная потребность;
высокая требовательность к результатам своего труда;
неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;
поразительное упорство и трудолюбие;
особый тип организации знаний (способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей).
В настоящее время в отечественной и зарубежной педагогике существуют различные концепции детской одаренности. В своей деятельности мы руководствуемся идеями, изложенными в концепции одаренности, где выделяются два структурных компонента: мотивационный («хочу») и инструментальный («могу»).
Мотивационный компонент содержит следующие характеристики: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству.
Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками. Психологи отмечают, что в основе развития способностей лежат задатки – анатомо-физиологические особенности человека. Выдающийся отечественный психолог к.к. Платонов утверждал, что «одаренность – это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». Поэтому детская одаренность реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.
Один человек отличается от другого степенью развития способностей, обеспечивающих успешность деятельности. Каждый ребенок обладает ими, но далеко не каждый может достичь высоких результатов в учении. Как разрешить противоречие между наличием способностей у каждого ученика и невозможностью всеми достичь высоких результатов в учении? Вся проблема заключается в том, что каждый ребенок потенциально талантлив, но в определенной сфере. Творчество определяется в психологии как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных образовательных продуктов. Признаком творческого мышления является умение отойти от привычного, стандартного, в свободе самовыражения. Следовательно, ребенок может проявить свои творческие способности в разных видах деятельности. Теоретическое (интеллектуальное) творчество означает открытие учеником нового для него правила, закона, теоремы. К сожалению, часто образовательный процесс направлен на усвоение учеником готовых алгоритмов действий и тормозит развитие интеллектуального творчества. Для решения проблем интеллектуального характера необходим достаточно большой объем знаний. Однако творчество может быть основано и на художественном отображении действительности посредством живописи, музыки, театра, литературного сочинительства. Практическое творчество означает поиск практического решения проблемы через изменение известного способа в новой ситуации. Это конструирование, изобретение, авторское решение практических учебных задач. Моторное творчество означает создание нового в театральной деятельности, танце, спорте. Кроме того, талант человека проявляется в умениях строить отношения с окружающими людьми, организовывать свою деятельность, возглавлять какое-либо дело – это социальное творчество. Таким образом, с точки зрения дидактики, идея развития творческих способностей каждого ученика означает обеспечение разнообразных видов деятельности: интеллектуальной, художественной, практической, моторной, социальной – в образовательном процессе. Творческие способности формируются не от случая к случаю, а только в результате целенаправленной систематической работы. В этом случае у учащихся формируется новое качество личности – креативность, то есть определенный уровень творческой одаренности, способности к творчеству.
Однако такие школьники имеют особенности формирования познавательной деятельности, психосоциального и эмоционального развития, а потому требуют и пристального изучения, и особого педагогического подхода. Сущность понятия «детская одаренность» можно выразить формулой: мотивация + интеллект + креативность = детская одаренность.
Такое понимание одаренности позволяет нам высказать собственные идеи, которые легли в основу разработки теории и практической педагогической работы по развитию детской одаренности:
1. Способность к мышлению и творчеству (конечно, в разной степени) дается природой каждому человеку, а потому педагогическая проблема заключается в создании в массовой школе условий, позволяющих реализовать личностный потенциал всех учащихся, то есть детскую одаренность. Подобно тому, как у дерева, и кроны в целом, каждая из многочисленных ветвей в отдельности вырастает и питается из единого, общего основания – корня, в человеческой психике все частные способности произрастают и в дальнейшем питаются из единого, общего основания, именуемого одаренностью. Поэтому эффективная идентификация одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Вместо одномоментного отбора одарённых детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск способных детей в процессе их индивидуализированного образования. Психометрические тесты могут использоваться в качестве одного из множества источников дополнительной информации в рамках программы идентификации одарённого ребёнка, но ни в коем случае не в качестве единственного критерия для принятия решения является ли ребёнок одарённым или нет.
2. Поскольку одаренность является не константной, а динамической, постоянно изменяющейся характеристикой личности, то проблема заключается в поиске адекватных данному этапу развития одаренности методов обучения и воспитания.
3. Исходя из методологии личностно ориентированного образования, акцент в деятельности педагога должен быть сделан в первую очередь на мотивацию учения, а лишь затем на приемы в методы обучения. Как показывает практика, люди, целенаправленно решающие личностно значимые задачи, даже являясь менее способным, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарен, но менее заинтересован. Именно поэтому в современных условиях усилия педагогов должны быть направлены на развитие тех способностей, которые требуются самому человеку для успешного продвижения к поставленным целям.
4. Одарённость детей разных возрастных групп – явление весьма специфичное. Поэтому при создании системы работы со способными детьми одним из ведущих принципов должен стать принцип учёта возрастных психологических особенностей. Одарённость детей проходит несколько этапов. Первый, начальный этап, приходится на младшие возрастные группы (6-10 лет). Наблюдательность детей в этом возрасте, их эмоциональная восприимчивость создают предпосылки для творческого самовыражения. Второй этап охватывает подростковый возраст (11-15 лет). Это период взросления личности и пробы сил. Сфера проявления одарённости связана с четырьмя потребностями в общении, самовыражении, самоутверждении и самопознании. Третий этап (16-17 лет) охватывает старший школьный возраст. Это период первоначального профессионального творчества и время приобретения опыта коллективного творчества.
5. Существование в современной науке различных классификаций видов одарённости, безусловно, требует применения дифференцированного подхода к решению проблемы развития одарённых детей. В связи с этим следует отметить, что предлагаемая программа направлена как на развитие общей (проявляющейся по отношению к различным видам деятельности), так и специальной (обнаруживающей себя в конкретных видах деятельности: познавательной, практической, художественно-эстетической, коммуникативной) одарённости.
V. Цели и задачи программы
Основная цель программы состоит в реализации модели системы выявления, поддержки и развития академической одарённости учащихся школы, их самореализации, профессионального самоопределения.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Развивающая цель – развитие способностей одаренных детей к включению в любую духовно- практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.
Научная идея, лежащая в основе программы: «Раннее выявление и развитие способностей учащихся способствует повышению качества образования и является основой развития благосостояния страны».
Задачи программы:
1. Научные задачи:
создание системы поиска и диагностики одаренных детей;
создание технологии организации работы с одаренными детьми в школе.
2. Методические задачи:
психологическое просвещение учителей по проблеме реализации личностно-ориентированного подхода в образовании с целью развития способностей ребенка;
организация функционального объединения существующих специалистов в школе (педагогов, социально-психологической службы) по реализации технологий работы с одаренными детьми;
создание, разработка и внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, реализация программ профильного обучения;
поиск и систематизация методов диагностики и форм работы с одаренными детьми до уровня четко структурированной деятельности по развитию творческих и интеллектуальных способностей;
создание и обеспечение процесса функционирования механизма мотивации учеников на научно-исследовательскую деятельность;
разработка алгоритма написания и использования индивидуальных программ для работы с одаренными детьми;
разработка рекомендаций по созданию атмосферы одобрения, понимания и поддержки в семье одаренного ребенка;
положительная динамика изменения процентного соотношения состава учителей, имеющих первую и высшую квалификационные категории.
3. Психолого-педагогические:
психологическое просвещение всех участников учебно-воспитательного процесса по заявленной проблематике;
повышение качества знаний учеников школы;
создание системы психологического сопровождения одарённых детей;
перенос акцентов с внешней на внутреннюю мотивацию в процессе развития интеллекта и чувств одаренных детей;
замена стрессовой педагогической тактики подходами гуманистической педагогики и психологии;
формирование у детей жизненных установок на максимальную реализацию своих способностей;
профориентация молодежи на наукоемкие профессии;
раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности;
развитие познавательной активности учащихся, исследовательских умений и навыков, ознакомление с методами и приемами научного поиска;
обеспечение конкурентоспособности, функциональной грамотности и социальной ориентации выпускников.
VI. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
VII. Формы работы с одаренными учащимися
групповые занятия с одаренными учащимися;
факультативы;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
занятия в профильных классах
интеллектуальные марафоны
Программа развития нашей школы предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути и реализуется в действии.
VIII. Механизмы реализации программы
1. Внедрение в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методов, учитывающих быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми.
2. Совершенствование деятельности администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей учащихся. Совершенствование технологии портфолио для построения индивидуальной траектории развития, как учителя, так и ученика.
3. Организация социальной и психолого-педагогической подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
IX. Описание основных процессов реализации программы
1. Информационно - методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей
Задачи
Содержание деятельности
1. Создать эффективную и постоянно действующую систему выявления одаренных детей в школе
1. Создание банка данных об одаренных детях школы.
2. Организация работы педагога-психолога с одаренными детьми.
3. Изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей.
4. Подбор диагностического материала для изучения способностей детей
2. Осуществлять информационное обеспечение процесса развития одаренных детей
1. Составление картотеки газетно-журнальных статей по проблеме одаренности.
2. Подбор и накопление литературы по проблеме.
3. Организация информационных выставок по проблеме.
3. Осуществлять методическое обеспечение процесса развития одаренности
1. Разработка практических рекомендаций по составлению программ индивидуального развития одаренных детей.
2. Подбор учебных программ для углубленного изучения предметов.
3. Создание комплексно-целевых программ по организации системной деятельности в работе с одаренными детьми.
4. Формирование банка ППО по работе с одаренными детьми.
2. Обеспечение технологической готовности педагогов к решению проблем по поиску, выявлению и обучению одаренных детей
Задачи
Содержание деятельности
1. Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов по работе с одаренными детьми
1. Организация работы семинара для учителей, работающих с одаренными детьми:
понятие одаренности в педагогике и психологии;
специфика работы с одаренными детьми;
формы и методы работы;
особенности содержания учебных программ для одаренных детей.
2. Организация семинаров для руководителей МО учителей:
контроль за организацией познавательной деятельности одаренных учащихся;
роль семьи в выявлении и развитии одаренных детей.
2. Способствовать углублению и расширению знаний педагогов в области преподаваемых предметов
1. Организация курсовой подготовки и переподготовки.
2. Проведение практических семинаров для учителей на заседаниях ШМО
3. Проведение межпредметных МО для учителей.
3. Пропагандировать и распространять ППО по работе с одаренными детьми
1. Организация работы творческих групп.
2. Научно- практические конференции.
3. Изучение обобщение и распространение ППО.
3. Создание условий для развития и самореализации одаренных детей
Задачи
Содержание работы
1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными детьми
1. Организация учащихся через факультативы, кружки, участие в проектах, олимпиадах, конкурсах в школе и вне школы.
2. Подготовка информации о различного рода мероприятий для одаренных детей в городе и области.
2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся
1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад.
2. Проведение научно-практических конференций.
3. Приобщение талантливых детей к самостоятельной интеллектуальной деятельности через школьное научное общество.
3. Способствовать профессиональному определению учащихся
1. Изучение ориентации одаренных детей на будущую профессию.
2. Организация индивидуальной работы с одаренными детьми.
3. Сбор информации о распределении учащихся выпускных классов.
4. Осуществление контроля за процессом развития одаренных детей
Задачи
Содержание работы
1. Способствовать организации системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися
1. Изучение, анализ, обсуждение программы по работе с одаренными детьми.
2. Организация тематической проверки
«Система работы с одаренными детьми».
2. Осуществлять контроль за качеством учебно-методического обеспечения
1. Экспертиза программ элективных курсов и профильных курсов.
2. Изучение программ учителей по работе с одаренными детьми.
3. Изучение состояния работы с одаренными детьми
1. С целью повышения качества образовательного процесса, совершенствования форм и методов в работе с одаренными детьми проводить тематические проверки «Формирование продуктивного мышления».
5. Обеспечение преемственно - перспективных связей в работе с одаренными детьми
Задачи
Содержание работы
1. Обеспечить преемственность в работе с одаренными детьми между начальной школой, средним и старшим звеном обучения
1. С целью раннего выявления одаренных детей провести обследование детей, поступающих в школу, на предмет готовности к школе.
2. Проводить совместные заседания МО учителей начальных классов и средней школы.
X. Календарный план мероприятий
Сроки и этапы реализации программы
Срок реализации программы: 2011-2015 гг.
I этап: Организационный (2011-2012 уч. год)
совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;
определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения;
проведение комплексной психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся на всех ступенях образовательного процесса;
изучение педагогами стратегий и технологий работы с одарёнными детьми;
создание творческой лаборатории учителей по работе с одаренными детьми
социально-психологическая и методическая подготовка педагогов школы, ознакомление с передовым опытом в области работы с одаренными детьми.
II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно)
выявление направленности и степени одаренности детей, пополнение банка данных одаренных детей с 1 по 11 класс;
индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей учащихся, разработка индивидуальных образовательных траекторий;
сравнительный анализ результативности и степени активности участия учащихся и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.
III этап: Этап реализации (2011-2014 гг.)
Выполнение мероприятий, определенных программой «Одаренные дети»
(см. Приложение)
IV этап: Рефлексивно- обобщающий (2014-2015 гг.)
анализ результатов работы;
определение проблем, возникающих в ходе реализации программы;
классификация и описание результатов программы «Одаренные дети».
XI. Ожидаемый результат
Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
Повышение ответственности учителей, социально-психологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
XII. Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
Положительная динамика проявления интереса учащихся к исследовательской деятельности.
Положительная динамика проявления интереса педагогов к исследовательской деятельности.
Рост профессионального мастерства учителей, работающих с одарёнными детьми, отраженный в «портфолио» учителя-предметника.
Уровень социальной успешности выпускников.
Мониторинг достижения запланированных результатов.
Мониторинг успеваемости учащихся школы по итогам учебных четвертей и года.
Мониторинг участия школьников в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Тестовая диагностика личностного роста школьников.
Анализ достижений по направлениям образовательной работы школы.
Тестовая диагностика удовлетворённости образовательной подготовкой (ученики, родители).
XIII. Формы представления результатов программы
Ежегодные аналитические отчеты о ходе реализации программы.
Написание педагогами школы методических рекомендаций по проблеме эффективной взаимодействия с одаренными детьми.
Публикация в информационных изданиях материалов по инновационным развивающим технологиям, по организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Материалы научно-практических семинаров, проведенных в школе по данной проблеме.
Выпуски альманаха с лучшими исследовательскими работами и творческими проектами учащихся.
Тематическое методическое пособие с обобщением опыта работы с одаренными детьми.
Проведение ежегодного «Дня науки» в рамках презентации проектной деятельности учащихся.
XIV. Приложения к программе «Одаренные дети»
Приложение №1
Мероприятия по реализации программы «Одаренные дети»
№ п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1. Организационное направление
1.
Создание творческой группы по разработке программы «Одаренные дети»
январь-февраль 2011
зам. директора по УР
2.
Утверждение программы «Одаренные дети» на педагогическом совете
февраль 2011
директор школы
3.
Анализ работы педагогов по работе с одаренными детьми на заседании ШМО, на методическом совете школы
октябрь 2011
председатель МС, рук. МО
4.
Заседание МС «Работа с одаренными детьми в условиях перехода на 12-летнее образование»
октябрь 2011
председатель МС
5.
Организация подготовки педагогических работников к работе с одаренными детьми в условиях программы «Одаренные дети»
октябрь – декабрь 2011
педагог-психолог
2. Нормативно- правовое обеспечение
1.
Разработка новой редакции Положения
о научном обществе учащихся
ноябрь – декабрь 2011
председатель МС
2.
Разработка Положения «Одаренные дети»
ноябрь – декабрь 2011
председатель МС
3.
Утверждение календарно-тематических планов, образовательных программ предпрофильных, элективных курсов, программ факультативов, программ индивидуальных и групповых занятий с педагогами и преподавателями вузов
октябрь 2011, ежегодно в это время
директор школы
3. Научно- методическое направление
1.
Организация постоянно действующего психолого-педагогического семинара по проблемам:
технология выявления одаренности;
психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
оценка результативности работы с одаренными детьми.
на протяжении всего времени
педагог-психолог
2.
Подбор диагностических методик:
по определению направленности и степени одаренности детей;
для анкетирования родителей одаренных детей, выявления проблем в их воспитании;
для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными детьми.
август – сентябрь 2011
педагог-психолог, зам. директора по УР
3.
Пополнение банка данных одаренных детей
ежегодно
педагог-психолог, зам. директора по УР
4.
Разработка цикла занятий родительского всеобуча «Талантам надо помогать»
сентябрь – октябрь 2011
зам. директора по УР
5.
Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными детьми
ежегодно
зам. директора по УР
4. Создание условий для развития, поддержки одаренных детей и их творческого проявления
1.
Организация консультационных занятий с одаренными детьми
сентябрь – октябрь 2011 и далее ежегодно в это время
учителя-предметники
2.
Создать секции научного общества учащихся
сентябрь 2011
зам. директора по УР
3.
Проводить школьные мероприятия, направленные на стимулирование достижений детей:
предметные недели;
школьные предметные олимпиады
в течение всего периода
зам. директора по УР
4.
Активизировать участие в конкурсе проектов, творческих работ, в акциях по различным направлениям различного уровня
в течение всего периода
учителя- предметники
5.
Проблемный педсовет «Развитие потенциала учителя для формирования ключевых компетенций учащихся»
январь 2011
администрация школы
6.
Организовать работу спортивных секций
сентябрь 2011
МО учителей физической культуры
7.
Проведение школьной научно-практической конференции
февраль 2012, далее ежегодно в это же время
рук. МС
8.
Развивать работу летних интеллектуальных объединений
май-август
рук. МО
9.
Обеспечение обучения учащихся, проявляющих академическую одарённость, в городской ШОД ГЦ «Дарын»
в течение всего периода
учителя-предметники
10.
Продолжить работу по организации дошкольного образования
в течение всего периода
администрация
11.
Продолжить работу по совершенствованию учебного плана в части обеспечения вариативности обучения и увеличения доли внеурочной занятости в проектно-исследовательской работе
в течение всего периода
администрация
12.
Продолжить работу по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети
в течение всего периода
администрация
5. Мониторинговая деятельность
Предмет мониторинга
Критерии оценки качества
Методическая деятельность
наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности учащихся;
рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными детьми;
наличие дидактических наработок;
Образовательная деятельность
Качественные показатели:
удовлетворенность одаренных детей условиями развития, саморазвития, самовыражения;
удовлетворенность родителей одаренных детей уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма учителей.
Количественные показатели:
число победителей олимпиад и конкурсов;
число обучающихся на «4» и «5»;
охват детей сетью факультативов, кружков, спортивных секций, всеми формами досуговой воспитательной деятельности, формами дополнительного образования;
ведение портфолио ученических достижений, портфолио учителя и портфолио ШМО.
6. Контроль за исполнением программы
Предмет контроля
1.Включение в план внутришкольного контроля вопросов организации и отслеживания результатов работы со способными учащимися.
2. Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
Приложение №2
Примерные программные цели и задачи работы с одаренными детьми
на основе принципа преемственности в обучении и воспитании
СЕМЬЯ
Развитие одаренных детей в семье
Цель – обеспечить психологическую подготовку родителей, необходимой, для успешного стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Реализация: подготовить консультативные материалы для родителей об одаренных детях и их воспитания;
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА (1-4 кл.)
Развитие одаренных детей в семье
Поступление в школу составляет новый критический период в жизни шестилетнего ребенка, включающий начало обучения и общения с новыми людьми (взрослыми и сверстниками). Необходима психологическая подготовка учителей и детей новому этапу обучения в школе.
Цель – обеспечить психологическую подготовку учителей начальной школы к организации учебной и воспитательной работы с одаренными и талантливыми детьми.
Реализация:
на этапе поступления шестилеток-семилеток в школу выявить не только готовность к школьному обучению, но также уровень его творческих возможностей, личностные особенности, специальные интересы и возможности;
разработать специальные учебные материалы для развития одаренного ребенка в начальной школе, обеспечивающие дальнейшее развитие творческой одаренности и специальных способностей детей;
определить методы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренного ребенка;
способствовать проявлению и реализации широкого спектра его увлечений; совместно с родителями, поддерживать одаренного и талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье;
проводить уроки творчества.
ОСНОВНАЯ ШКОЛА (5-9 кл.)
Развитие одаренных подростков
Цель – обеспечение возможностей самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Реализация:
выявление и развитие творческих возможностей и профессиональных интересов учащихся в области естественнонаучных, гуманитарных, художественных, социальных, технических сфер деятельности с целью разработки индивидуальных программ развития таланта и помощи в профессиональной ориентации;
проведение для подростков факультативных занятий по программам: «Психология творчества», «Психология творческой личности»;
организация творческого обучения и воспитания по индивидуальным учебным программам в кружках по интересам при школе, библиотеках, музеях, и др;
психологическое консультирование учащихся.
СРЕДНЯ ШКОЛА (10-11 кл.)
Развитие и обучение одаренных юношей и девушек на этапе профессионального самоопределения.
Цель – развитие творческих способностей одаренных учащихся старших классов в условиях дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Реализация:
выявление одаренных и талантливых школьников может по итогам конкурсов в основных областях науки, техники, литературы, искусства при университетах, вузах, научно-исследовательских заведениях;
развитие и воспитание талантливых и одаренных учащихся в спецшколах и на специальных курсах при высших учебных заведениях;
развитие и воспитание одаренных учащихся в работе школьных факультативов и классов с углубленным изучением отдельных предметов, организация работы школьных научных обществ;
разработка и проведение специальных факультативных курсов: «Творческая личность», «Научное творчество», «Техническое творчество», «Художественное творчество», «Лидерство» и т.п.
13PAGE 15
- 13 PAGE 142815
- 28
Заголовок 2Заголовок 315