Конспект урока для первоклассников Знакомство со звуком [a] и буквой А
Тема урока: знакомство со звуком [a] и буквой АЦели: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования:Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):Познавательные: построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.
Сценарий урока
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II Введение в тему урока.Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
Обратите внимание на форму открытого рта.
Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
Отгадайте загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Так приятен он на вкус!
Если спелый - все довольны,
И зовут его... (арбуз).
Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
Произнесите последний звук в слове «рябина».
III Объявление темы и постановка учебной задачи.Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
IV Открытие новых знаний.Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
Постройте схему слова.
«Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
Назовите первый звук в слове.
Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Анънъюта.)
Назовите второй звук.
Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (.Анюююта.)
Назовите третий звук.
Объясните, какой это звук и как его обозначить.
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
Назовите четвертый звук.
Объясните, как его нужно обозначить.
Назовите мягкую пару звука [т].
Выделите голосом последний звук в слове.
Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
Объясните, как его нужно обозначить.
Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
Сколько в слове звуков?
Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)
Какие они по счету? (Первый и пятый.)
После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.
Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
Буква А - заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают име на людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
Какие вы знаете слова на букву Л? (Ответы учеников.) Аналогично проводится работа с другими словами,
Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.
Из каких элементов состоят буквы?
БУКВА НА ДОРОГЕ
А - автобус. Чётко, кратко.
Здесь - и выход, и посадка.
А. Шибаев
Составление предложений с данными словами.
Физкультминутка
Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
Назовите слова, которые начинаются со звука [а].
Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.
Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.
Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.
Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристик звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)
Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)
Разгадывание кроссворда.
Назовите слова со звуком [а].
Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа- щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А...р...ф...а...)
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
На каком месте в слове находится звук [а]?
Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].
V Итог урока. Игра на внимание.
Учитель читает стихотворение С. Маршака... .Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
А у ворот автобус ждёт...
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова –
И все на букву... («А»).
Назовите слова на букву а.
VI Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий – если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый – если вы выполнили работу не до конца.
Список литературы:Букварь : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, перераб. – М.: Вентана-Граф, 2011.– (Начальная школа ХХI века).
Пропись: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова– М.: Вентана-Граф, 2012– (Начальная школа ХХI века).
Русский язык (обучение грамоте): 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокумовой «Букварь» / авт.-сост. И.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2012.
Волина В.В. Праздник букваря – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.