Рабочая программа для педагогов-психологов по работе с женщинами, решившими прервать свою беременность Рождение, только рождение


Пояснительная записка
Сохранение здоровья женщин и обеспечение безопасного материнства – основная задача не только современной медицины, но и психологических кабинетов кризисной беременности.
Целесообразность выбора темы обусловлена её актуальностью. Ведь состояние женщины, обратившейся по поводу искусственного прерывания беременности, характеризуется повышенной тревожностью, преобладающим негативным эмоциональным состоянием. Ей просто необходима квалифицированная психологическая помощь. Беременность, которая вначале была нежеланной, может привести к рождению любимого ребёнка.
Опыт показывает, что проблемы, с которыми сталкиваются беременные женщины, не столько материального, сколько этического и психологического характера. Они бывают связаны с неумением выстроить защиту в ситуации психологического насилия в семье, нарушением эмоциональных взаимосвязей с матерью, неуверенностью в своих силах.
Часто женщина, ждущая ребёнка, не получает нужной поддержки от окружающих, а, напротив, оказывается в плотном кольце агрессивно настроенных родственников, коллег и подруг. В подобных случаях женщине может быть достаточно встречи хотя бы с одним человеком, относящимся к ней с участием и пониманием, чтобы её материнское чувство вновь возродилось.
Момент, когда женщина узнает о том, что она ждёт ребенка, вызывает много волнений, опасений. Для большинства женщин, несмотря на страхи, вопрос о сохранении ребенка не встает. Но если женщина сомневается - сохранить жизнь своему ребенку или убить его – ей нужна квалифицированная помощь.
Последствия аборта общеизвестны – это высокая материнская и младенческая заболеваемость и смертность, бесплодие, осложненное течение последующей беременности и родов, ухудшение здоровья.
Состояние женщин, обратившихся по поводу искусственного прерывании беременности, характеризуется повышенной тревожностью, преобладающим негативным эмоциональным состоянием.
Предложенная программа поможет позиционировать женщину на сохранение беременности и рождение ребенка.
Беременность, которая вначале была нежеланной, может привести к рождению любимого ребенка.
Приоритетные направления деятельности:
- психологическое просвещение;
- профилактика абортов и психологическое консультирование женщин по вопросу нежелательной беременности;
- оказание эмоциональной поддержки беременных женщин, создание психологического комфорта, чувства эмпатии.
Главная цель:
- позиционирование женщины на сохранение беременности и рождение ребенка.
Основные задачи:
- выявление факторов, подталкивающих женщину к принятию решения об аборте;
- оказание женщине помощи в осознании ответственности и важности принимаемого решения;
- оказание женщине эмоциональной поддержки в трудный для неё период;
- снижение уровня тревожности;
- изменение решения женщины о прерывании беременности в пользу её сохранения.
Диагностические методики:
- «Готовы ли вы к рождению ребёнка?»;
- «Письмо будущему ребёнку»;
Целевая группа:
женщины, решившие прервать беременность.
Срок реализации программы: 9 месяцев, первые три занятия по одному академическому часу в месяц, остальные три занятия по одному академическому часу в 1,5 месяца.
Тематический план

П/П Тема Количество часов
1.
2.
3.
4-5.
6.
Нежелательная беременность
Сохрани жизнь
Меры социальной поддержки беременным
Психологическое состояние женщины при беременности
Мама и малыш
Всего: 1
1
1
2
1
6
Содержание программы

п/п Занятие Части Содержание
1. Нежелательная беременность
Консультативная часть
Тренинговая часть
Заключение
Первичное консультирование с целью знакомства, сбора информации, установления психологического контакта.
Выявление признаков нежелательной беременности.
Упражнение «Письмо будущему ребёнку»
Актуализация своего состояния, подведение итогов. Просмотр видеоролика «Мама, я твоя кровинка»
2. Сохрани жизнь Консультативная часть
Тренинговая часть
Заключение
Консультация на тему «Профилактика абортов. Сохранение беременности»
Тест «Готовы ли вы к рождению ребёнка…»
Актуализация своего состояния, подведение итогов. Написание резюме
3 Меры социальной поддержки беременным Консультативная
часть
Тренинговая часть
Заключение Консультация на тему: «Меры социальной поддержки беременным»
Упражнение « Маяк»
Актуализация своего состояния;
подведение итогов
прощание
4,5 Психологическое состояние женщины при беременности Консультативная
часть
Тренинговая часть
Заключение
Консультация на тему: «Психологическое состояние женщины при беременности»
Упражнение на релаксацию: правая рука и ладонь, правая нога и ступня;
Актуализация своего состояния;
подведение итогов занятия;
прощание.
6 Мама и малыш Консультативная часть
Тренинговая часть
Заключение Консультация на тему: Мама и малыш. Подготовка к рождению ребёнка.
Упражнения на релаксацию: Мышцы малого таза; Живот; Грудь.
Актуализация своего состояния;
Подведение итогов занятий;
Прощание.
Ожидаемые результаты.
Используя данную программу, я ожидаю получить следующие результаты:
- женщиной принято осознанное, неимпульсивное решение;
- женщине оказана эмоциональная поддержка в трудный для нее период;
- сформирована стабильная, положительная установка на беременность и роды;
- снижен уровень тревожности;
- изменено решения женщины о прерывании беременности в пользу её сохранения.

Департамент социального развития Тульской области
Государственное учреждение социального обслуживания населения
«Территориальный центр социальной помощи семье и детям Арсеньевского района»
Рассмотрено на совете специалистов:
протокол № число от
Утверждена:____________________
Директор _______________________
Программа
профилактики абортов
«Рождение, только рождение»
Предназначена для женщин, несовершеннолетних, решивших прервать свою беременность.
Срок реализации: 9 месяцев.
Составитель: педагог-психолог Пучкова А.С.
Плавск 2017г.
Список используемой литературы:
1. Кеттинг Е.// Планирование семьи. 1994. № 1. С. 7-9.
2. Колесников Б.П. Социально-гигиеническая характеристика женщин, идущих на медицинский аборт: Автореферат канд. мед. наук. Оренбург, 1993. 19 с. 
Кольгуленко И.И., Гай А.В. Хочу родиться здоровым, красивым и счастливым. М.: Советский спорт, 1999. 
4. Кулаков В.И., Фролова О.Г., Волгина В.Ф. Акушерство и гинекология, 1994. № 3. С. 10-12. 
5. Лосева В., Луньков А. Страхи вокруг беременности. Психологическая консультация, 1998. №1. 6. Попов А.А., Лукина А.В.// Здравоохранение Российской Федерации. 1995. № 1. С. 25-30.  7. Попов А.А. Планирование семьи в Европе. 1994. № 1. С. 30-33.  8. Попов А.А. Здравоохранение Российской Федерации. 1980. № 9. С. 19-22.  9. Психологический словарь/ Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. 2-е изд., переработано и доп. М.: Педагогика-пресс, 1998.
Занятие 1. Нежелательная беременность.
Цель:
знакомство, сбор информации, установление психологического контакта.
Задачи:
- выявить факторы, подталкивающие женщину к принятию такого решения;
- оказать женщине эмоциональную поддержку, выразить свою заинтересованность и желание помочь в трудный для неё период;
Ход занятия:
Приветствие. Знакомство.
Установление психологического контакта с помощью эмпатии, сопереживанию клиенту, понимания его чувств и эмоций, которые он испытывает в данный момент.
Выявление признаков нежелательной беременности в ходе консультативной беседы, сбора первичной информации.
Задаваемые вопросы:
Что привело Вас сегодня ко мне?
В чём заключается сложность ситуации (нежелательной беременности)?
Как вы это видите?
Кого ещё беспокоит эта ситуация?
Что делает Ваш муж (сожитель), когда вы говорите ему о своём беспокойстве?
Что вы планируете предпринять, чтобы разрешить эту возникшую ситуацию?
Как, по-вашему, будет выглядеть Ваша жизнь после рождения этого ребёнка?
Как, по-вашему, будет выглядеть Ваша жизнь после сделанного аборта?
Как Вы считаете, изменятся ли Ваши отношения с супругом (сожителем) после аборта (после сохранения беременности)? В какую сторону?
Кто больше всего из членов семьи хочет, чтобы Вы сделали аборт? Кто обрадуется этому?
Кто больше всего из членов семьи хочет, чтобы Вы сохранили данную беременность? Кто будет этому рад?
Что самое страшное может произойти в Вашей жизни, если Вы сделаете аборт?
Упражнение: «Письмо будущему ребёнку», в котором женщине рекомендуется описать на листе бумаги чувства и эмоции, которые она испытывает к не рождённому ребёнку. Возможно, она захочет извиниться перед ним, описать, почему она так поступает, что подталкивает её к принятию данного решения. Обсуждение возможных альтернатив.
Актуализация своего состояния. Женщине рекомендуется рассказать о своем состоянии,
возможном дискомфорте, его причинах и возможных способах устранения.
Просмотр видеоролика «Дневник не рождённого ребёнка», с помощью которого педагог-психолог показывает необходимость и важность сохранения данной беременности, особенности прерывания жизни плода на определённой неделе.
Подведение итогов занятия. Рекомендация женщине прийти на следующее занятие для продолжения консультативной беседы, сохранения жизни будущего ребёнка. Раздача брошюр: «Последствия аборта – психологический аспект», «Последствия аборта – физиологический аспект».
Прощание.
Занятие 2. Сохрани жизнь.
Цель:
- формирование осознанного отношения к беременности;
- сохранение беременности.
Задачи:
- помочь женщине осознать всю ответственность и важность принимаемого решения;
- с помощью консультирования, диагностического материала, создания положительного эмоционального состояния помочь убедить женщину сохранить беременность.
Ход занятия.
Приветствие.
Консультирование на тему: «Профилактика абортов. Сохранение беременности», во время которой женщине рассказывается о возможных осложнениях после прерывания беременности, трудностях деторождения, важности сохранения жизни ребёнка.
Текст консультации: Жизнь матери после аборта может сопровождаться страхами, комплексами и бессонными ночами. Самое серьезное, пожалуй, последствие - чувство вины. Здесь все очевидно. Безусловно, немалая часть женщин, подвергшихся этой операции, знают, ради чего они это делают; безусловно, у них - серьезные причины. Однако, проходит время, и человек начинает понимать, что он прервал чью-то жизнь. Что такое комплекс вины, знают многие. И степень этого комплекса, конечно, бывает разная. В описываемой ситуации нежелательной беременности степень комплекса вины, пожалуй, самая высокая.Депрессия - еще одна проблема, справиться с которой без врачебного вмешательства бывает, порой, невозможно. Не стоит также забывать, что любое психическое или психологическое отклонение ведет, в свою очередь, к другим последствиям. Депрессия - хороший тому пример. Человек может страдать бессонницей, появляется вялость, мысли о самоубийстве, происходит резкое понижение самооценки.Следующий момент - желание заменить утраченного ребенка другим. Воспаленное сознание решает, что это решит проблему. Но это, как вы понимаете, довольно спорное решение. К тому же после аборта могу возникнуть проблемы с партнером, носящие психосоматический характер. Психосоматика также проявляется в придуманных болях (при этом вполне реальных для человека), мигренях, ночных кошмарах.Список последствий может продолжить беспричинная агрессия, раздражительность, резкая смена настроений, частые слезы. А, порой, ко всему этому добавляется еще и алкоголь или наркотики.Не могу не упомянуть также и о моральной стороне данного вопроса. Почему? Потому, что человек так или иначе взаимодействует с обществом и значит слышит его. А у любого общества, хотим мы того или нет, на все есть свое мнение, которое также будет влиять на человека не самым лучшим образом. Большая часть людей относится к абортам плохо, и это нормально.Все это - лишь часть того, что может ожидать женщину, пошедшую на аборт, пусть даже из самых серьезных соображений. Отсюда совет - будьте внимательны к людям, которые с вами, к своей жизни и благополучию, к своему внутреннему состоянию. ко всему, и тогда, возможно, этот вопрос никогда больше не поднимется в вашей жизни.
Тест «Готовы ли вы к рождению ребёнка», в ходе которого выявляется готовность женщины стать матерью, отношение, чувства и эмоции, которые она испытывает к своему ребёнку в данный момент.
Актуализация женщиной своего состояния. Принятие клиенткой осознанного решения, его аргументация.
Подведение итогов занятия. Написание карты консультативного приёма, где указывается готовность стать матерью, либо факторы, препятствующие сохранению беременности в данный момент. Рекомендация сохранить жизнь будущего ребёнка. Раздача буклета: «Аборт - узаконенное детоубийство» для женщин, не готовых к рождению ребёнка.
Прощание.
Занятие 3. Меры социальной поддержки беременным.
Цель:
- консультирование женщин по вопросу поддержки во время беременности и после рождения ребёнка.
Задачи:
- во время консультативной беседы помочь понять женщине, что меры социальной поддержки беременным и пособие по уходу за ребёнком необходимо оформлять вовремя и они помогут при воспитании ребёнка.
Ход занятия.
Приветствие.
Консультирование на тему: «Меры социальной поддержки беременным женщинам».
Текст консультации: Пособие по беременности и родам
Предоставляется  Куда обращаться Размер пособия
женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. по месту работы Устанавливается в размере среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей. в орган социальной защиты населения по месту жительстваРазмер пособия с 01.01.2015
– 543,67 руб. + районный коэффициент;
женщинам, обучающимся по очной форме обучения на платной или бесплатной основе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования по месту учебы Устанавливается в размере стипендии
женщинам, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах по месту службы Устанавливается в размере денежного довольствия
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель)
Предоставляется  Куда обращаться Размеры пособий, компенсаций/документы
женщинам дополнительно к пособию по беременности и родам по месту получения пособия по беременности и родам Размер пособия с 01.01.2015
– 543,67 руб. + районный коэффициент.
 
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву
Предоставляется  Куда обращаться Размеры пособий, компенсаций/документы
беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, срок беременности которой составляет не менее 180 дней в орган социальной защиты населения по месту жительства жены военнослужащегоРазмер пособия с 01.01.2015
– 22958,78 руб. + районный коэффициент
 Упражнение «Маяк»
Упражнение проводится в комнате релаксации с использованием светодинамической заливки «Плазма» и аромоустановки «Эфа».
Представьте маленький скалистый остров вдали от континента. На его вершине высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные, что даже постоянные сильные ветры не могут покачнуть вас. Из окон верхнего этажа вы днем и ночью, в хорошую и в плохую погоду посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните об энергетической системе, поддерживающей ваш луч света, который скользит по океану, предупреждает мореплавателей о мелях и является символом безопасности для людей на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света, который никогда не гаснет, в себе.
В заключение можно предложить вам заняться самонаблюдением. О чем вы думаете в данный момент? Вспомните все, что заметили и узнали о себе при выполнении предлагаемых в этом разделе упражнений. Отметьте свою реакцию на последние два предложения. Искусство самонаблюдения основной метод, с помощью которого можно овладеть своими мыслями, чувствами, эмоциями. Очень важно сначала просто наблюдать за собой, не анализируя, не критикуя, не стараясь изменить
себя. Вы как бы составляете альбом мысленных фотографий самого себя, сделанных нейтральной фотокамерой в разные моменты жизни в различных эмоциональных состояниях: вот я плачущий, вот я в момент триумфа, вот я в смущении и т. д. Займитесь самонаблюдением, сделайте мысленные фотографии без критики и стремления улучшить себя (иначе это будет очередное самоистязание).
Если хотите понять себя, вы должны просто наблюдать. Не критиковать, не осуждать. Пытаясь что-то улучшить в себе, вы невольно критикуете и осуждаете себя. А осуждая, вы не сможете наблюдать за собой, видеть себя таким, какой вы есть.
 Актуализация своего состояния. В ходе консультативной беседы женщиной высказываются её мысли, чувства, эмоции про меры социальной поддержки, готовность стать матерью.
Прощание.
Занятие 4, 5. Психологическое состояние женщины при беременности.
Цель:
- в ходе консультативной беседы познакомить женщину с состоянием во время беременности, особенностям в каждом триместре.
Задачи:
с помощью консультирования, создания положительного эмоционального состояния расположить женщину к рождению ребёнка, преодолев чувства страха, тревоги и неуверенности.
Ход занятия.
Приветствие.
Консультирование на тему: Особенности психологического состояния женщины  в первом, втором и третьем  триместрах беременности.
Текст консультации:
Внутренний мир беременной женщины загадочен и удивителен, а ее настроение  переменчиво. В короткий отрезок времени оно может несколько раз меняться: то она счастлива, бодра, весела, то уже в следующий момент расстроена, огорчена, опечалена. Всем будущим мамам свойственна своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц. 
Беременность с психологической точки зрения,  как и в физиологии, можно разделить на три периода (триместра):
Первый триместр – месяцы неуверенности и адаптации к новому состоянию. Начало беременности – это период эмоциональных взлетов и падений.  Чувства женщины еще не определились, от осознания счастья она переходит к сожалению. Перемены в настроении оказываются  сильны и трудны для понимания. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь неизвестности, и беспокойство о будущем ребенка, и опасения, что муж отдалится от нее за время беременности.
Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита в качестве причины или следствия этих смешанных чувств делают первые недели беременности утомительными. 
Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, зависимости от близких.
Женщина становится впечатлительнее, чувствует себя более хрупкой физически и психологически, ей хочется быть объектом внимания и забот. Часто и много плачет, становится сентиментальной; ей кажется, что ее никто не любит, и вообще ей ничего не хочется. Ответственность за эти изменения чувств несет гормональная перестройка организма, в результате которой душевное состояние женщины в первые месяцы приближается к детскому. В таком состоянии женщина начинает чувствовать, как ребенок, что поможет ей в дальнейшем при общении с малышом.  Однако, пребывая в таком состоянии, женщина ощущает, что взрослеет.
Как вначале будущая мама колебалась между радостью и страхом, так сейчас в ней борются инфантильность и взросление. Эта двойственность вызывает у нее тревогу и часто бывает причиной смены  настроений, не всегда понятной окружающим.
В этот период женщина чувствует необычную усталость, нуждается в более продолжительном сне из-за выросшего потребления энергии. Организм приспосабливается, адаптируется к новому состоянию.
В первом триместре может возникнуть депрессия, причинами которой могут стать семейные разногласия, социальные и бытовые проблемы, отсутствие эмоциональной поддержки со стороны отца ребенка, осложнения и болезни.
Второй триместр – месяцы равновесия. Энергетический баланс в организме восстанавливается. К женщине приходит успокоение, стабильность, улучшается настроение, возвращается нормальный сон. У будущей мамы появляются первые ощущения новой жизни – движения плода. Матери, которые раньше не решались показать свою радость, отдаются ей целиком. Теперь они уверены в своем материнстве.
Присутствие ребенка благотворно влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это взаимосвязано.
Третий триместр – месяцы отступления. В первом триместре ребенок был надеждой,  уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем – он становится центром помыслов, интересов и занятий будущей мамы.
Постепенно события повседневной жизни отступают на второй план, занимая женщину все меньше и меньше, ее мысли концентрируются на ребенке, которого она носит. Погружение в ребенка – основная черта третьего триместра.
В настроении опять начинаются перепады, появляется раздражительность, беспокойство, страх перед родами, болью.
Женщина меняется не только эмоционально, происходит также смена ее приоритетов: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, а больше времени уделяет дому и будущему ребенку.
Последняя неделя кажется длиннее, чем предшествующие ей девять месяцев. Чувства и эмоции беременной женщины весьма разрозненны: с одной стороны,  она с нетерпением ожидает наступления срока родов, с другой – приближение родов вызывает еще больше сомнений, беспокойства, неуверенности.  В этих ощущениях есть свое преимущество: они как бы ослабляют боязнь родов, если она возникает.
Состояние беременности уникально. Все женщины, прошедшие через этот период, всегда отмечают его как совершенно непохожий, очень сильный по уровню переживаний, специфичный по комплексу ощущений период. Кто-то выделяет позитивную силу этого периода жизни, а кто-то – силу негативных ощущений, болей, болезней. Но всегда это очень значимый, неповторимый, непохожий на другие период жизни.
Тревоги и страхи беременной женщины
Когда женщина узнает о своей беременности, она испытывает стресс, независимо от того была ли беременность запланированной и желанной или неожиданной. В одном случае ее переполняет радость и желание поделиться с близкими, в другом – этот стресс может перерасти в эмоциональный шок.
В этот стрессовый период появляется страх перемен, связанный с привыканием к новому состоянию. Действительно, теперь в жизни произойдут перемены, касающиеся работы или учебы, семейных отношений и планов на будущее. Даже если беременность была запланирована, все равно потребуется время, чтобы перестроиться.
Самое главное в начале беременности – осознать свое состояние. Осознать беременность – значит, принять появление ребенка в своей жизни и начать совместное с ним существование. И на протяжении девяти месяцев, общаясь с малышом, научиться понимать его потребности и  желания.
Уже в самом начале беременности у будущей мамы могут возникнуть тревоги о здоровье ребенка. Какой он будет: здоровый, слабый, сильный, не будет ли у него отклонений в развитии, скажется ли выпитая на прошлой неделе таблетка анальгина, что делать с монитором компьютера.… В памяти перебираются разные ситуации, и воображение рисует массу опасностей для ребенка.
Во второй трети беременности причиной необоснованных страхов могут стать различные суеверия и актуализировавшиеся слышанные ранее мнения и замечания (не есть много мяса, чтобы ребенок не был волосатым; не смотреть на пожар, иначе у ребенка возникнет огненный невус и т.д.)
Лучший способ избавиться от подобных страхов – осознавать, что они естественны в период беременности. Но если страхи начинают мешать, то необходимо обратиться к психологу, а также регулярно получать профессиональную консультацию врача, вовремя проходить все необходимые обследования, назначенные по графику.
К концу беременности женщину охватывает страх перед родами. Роды являются мощным физическим и психологическим переживанием и связаны с целой серией страхов. Женщина может бояться неизвестности,  различных осложнений, родовой боли, смерти. Источник этого страха кроется не в страхе за собственную жизнь, а в предчувствии переживаний ребенка, который в процессе рождения проходит стадию психологического «умирания».  Рождение – одно из самых сильных  переживаний человека, сопоставимое по силе разве что с переживанием смерти.
Жизнь в животе мамы для ребенка – рай: всегда тепло, спокойно, удобно, сытно, все потребности удовлетворяются сами собой, не нужно прикладывать никаких усилий. Но вдруг в один момент все изменится: станет тесновато, душновато и голодно. Чтобы справиться с ситуацией, ребенок отправится в путешествие, не представляя, чем оно закончится. После всех тягот опасного пути ребенок из уютного, совершенного мира попадет в мир холодный и равнодушный, где все нужно делать самому. Такие впечатления можно сравнить только с настоящей жизненной катастрофой. Ужас, который испытывает ребенок во время рождения, не сохраняется в его сознании, так как оно еще не сформировано. Но все, что происходит вокруг него, он переживает всем существом – телом и душой.
Роды – это достаточно тяжелая, но благодарная физическая и душевная работа.
Чтобы снять психологическое напряжение, связанное с ожиданием родов, нужно подготовиться к ним заранее: посещать «школы подготовки к родам», позаботиться об организации родов (выбрать роддом, узнать о правилах, познакомиться с врачом).
Страх боли в родах зачастую формируется еще в юности из различных «страшных» историй, которые возникают в памяти, когда приходит время рожать, из векового убеждения, что рожают в муках.
Многие женщины испытывают боль при родах лишь потому, что были чересчур напуганы ожиданием предстоящей боли, незнанием и непониманием того, что с ними будет происходить. Женщины, испытывающие страх, рожают гораздо сложнее тех, кто настроен правильно на процесс родов. Именно страх создает излишнее напряжение мышц. Вместо того чтобы расслабиться и дать ребенку спокойно родиться, женщина боится, нервничает и напрягается. А это еще больше усугубляет боль.
Поэтому, чтобы побороть боль, необходимо побороть страх. Для этого женщине необходимо знать, что происходит с ней в период беременности, как живет и развивается ребенок, как будут проходить роды, можно ли помочь себе научиться правильно дышать, расслабляться и снимать напряжение.
Влияние эмоционального состояния женщины на течение беременности и роды
Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на беременность и роды.
Беспокойство, испытываемое женщиной во время беременности, является первым опытом беспокойства у ребенка.
Во второй половине беременности интенсивно развивается кровеносная система плода, и он получает через плаценту и пуповину гормонально опосредованную порцию беспокойство всякий раз, когда мать находится в состоянии тревоги. Возможны и определенные функциональные нарушения в деятельности организма в ответ на длительное волнение или раздражение матери. Беспокойство матери вызывает  также и соответствующую двигательную реакцию плода.
При эмоциональном стрессе у матери во время беременности отмечена вероятность преждевременных родов, нарушений родовой деятельности, если роды и протекали в срок.  В последнем случае чаще встречаются слабость родовой деятельности, признаки внутриутробной гипоксии плода, нарушение плацентарного кровоснабжения.
Женщина с положительным отношением к будущему ребенку переносит беременность легко, у нее всегда прекрасное настроение, она уверена в благополучном течении беременности и родов, а в будущем ребенке видит радость и счастье своей жизни. Это вселяет в душу еще не родившегося человека чувство уверенности, собственной значимости и защищенности. Позитивные материнские эмоции вызывают усиление роста плода и возрастание уровня его сенсорного восприятия.
Упражнения на релаксацию.
Правая рука и ладонь. На несколько сантиметров поднимите руку от пола.
Сожмите руку в кулак и поднесите его к правому плечу. Напрягите руку и сконцентрируйте свое внимание на напряжении. Медленно опускайте руку так, чтобы она свободно упала на пол. Рука лежит раскрытой ладонью вверх, теплая и тяжелая.Повторите то же упражнение с левой рукой.
Правая нога и ступня. Напрягите мышцы бедра, оставаясь в лежачем положении. Пальцы на ногах должны быть вытянуты вверх (не нужно вытягивать носки в ‘балетной позиции’, иначе могут появиться судороги).
Бедра напряжены, вы чувствуете напряжение в подколенных впадинах, напряжены икроножные мышцы и выпрямлены щиколотки. Расслабляйтесь, начиная со стоп. Пошевелите пальцами стоп, покрутите щиколотками, икроножные мышцы становятся мягче, расслабляются бедренные мышцы. Расслабленная нога теплая и тяжелая.
Повторите то же упражнение с левой ногой.
Актуализация своего состояния. Высказывание клиенткой своих чувств после проведённого занятия, настроения.
Подведение итогов занятия. «Обратная связь».
Прощание.
Занятие 6. Мама и малыш.
Цель:
- консультирование женщины об особенностях послеродового периода, заботе о новорождённом.
Задачи:
- с помощью консультирования, упражнений на релаксацию, создания благоприятного эмоционального состояния подготовить женщину к появлению малыша на свет, познакомить с особенностями новорождённых.
Ход занятия.
Приветствие.
Консультирование на тему: «Подготовка к рождению ребёнка. Всё необходимое для новорождённого».
Текст консультации. Возвращение из роддома - это шаг в новую жизнь, в которой теперь все будет по-другому, ведь вы стали мамой. В эти первые дни вам предстоит познакомиться с вашим малышом и освоить массу непривычных занятий.
Любые перемены волнуют, но поверьте, не пройдет и недели, как вы почувствуете себя куда уверенней и спокойней в своей новой роли. А мы постараемся поддержать вас, познакомив с маленькими хитростями, которые помогут избежать нервного напряжения. О правильных опасениях, полезных занятиях и необходимости взять себя в руки
Вы часто беспокоитесь, все ли в порядке с малышом? Это совершенно нормально и даже, как ни странно, хорошо, ведь эта тревога имеет защитную функцию. Она обостряет восприятие, что помогает вам понимать состояние маленького. Тем не менее важно сохранять благоразумие и трезво оценивать ситуацию. Например, новорожденный малыш может расплакаться вовсе не потому, что заболел. Если вы сомневаетесь в причине его недовольства, измерьте ребенку температуру и не бойтесь лишний раз вызвать врача, который сумеет вас успокоить. Имейте в виду, что, когда вы напряжены, ваш малыш тоже будет нервничать. Чтобы уловить причину плача ребенка, прислушайтесь к нему: малыш все время меняет интонации, когда хочет привлечь внимание взрослых. Совсем по другому он будет просить вас взять его на руки, покормить или помочь справиться с недомоганием. Если вы разберетесь в этой гамме переживаний, вам будет легче справляться с ежедневными обязанностями мамы.
Конечно, у вас много хлопот, причем довольно приятных. Только вам хронически не хватает времени на общение с маленьким. Спокойно, попробуйте организовать свой день так, чтобы любая свободная минута не только доставляла радость общения с ребенком, но и помогала ему развиваться. Например, если вы будете разговаривать с малышом или петь ему песенки сначала выпрямившись, затем склоняясь к нему, а потом огибая кроватку, он будет учиться сосредоточиваться, следить за источником звука и находить его. Перед тем как покормить ребенка и положить его спать, выкладывайте маленького на живот и периодически подставляйте к его стопам ладонь, вызывая таким образом феномен ползания (это очень полезная для малыша имитация движения, которое он освоит позднее). В результате этих нехитрых упражнений у ребенка разовьется умение поднимать и удерживать голову, укрепится тонус брюшных мышц.
О пользе отдыха и возможности его организовать
Рождение малыша - это сильное физическое и психологическое испытание для организма, причина его усталости и стресса. В этом случае есть только один выход - отдыхать! Стирка, уборка, частые кормления порой не только занимают все ваше свободное время, но и не позволяют отдохнуть и набраться сил. Вот несколько полезных советов, которые могут вам пригодиться.
Подгоните ритм своей жизни к ритму ребенка. Ночи коротки, и малыш будит вас каждые три часа? Значит, вы должны обязательно восстанавливать силы в течение дня. Пользуйтесь моментами, когда он спит, чтобы отдохнуть или сделать для себя что-нибудь приятное, например, принять ванну.
Чтобы максимально использовать короткие отрезки ночи, когда вам все-таки удается поспать, поставьте кроватку ребенка в другую комнату. Так вы услышите, когда он заплачет, но не будете улавливать другие звуки, которые малыш издает во сне и которые могут напрасно насторожить вас. Кроме того, такое удаление - относительное и условное - позволит вам свободнее общаться с мужем.
Если вы любите принимать гостей, то в течение первых после возвращения из роддома нескольких недель вам предстоит снизить темп общественной жизни. Конечно, не стоит превращаться в затворников, просто принимайте родных и знакомых не чаще одного раза в неделю.
Во время их визитов никогда не будите малыша, чтобы показать, и не передавайте его из рук в руки, иначе он может разнервничаться и заплакать. Помните, что малыш постоянно изучает окружающий мир и большое количество незнакомых для него людей (детей или взрослых) может привести к перевозбуждению: маленький будет плохо спать, есть, а у некоторых детишек в таких ситуациях может даже повышаться температура. Пройдет несколько месяцев, прежде чем малыш научится различать чужих и своих, поэтому не стоит раньше времени подвергать его такому испытанию.
О распределении обязанностей, правам молодых пап и своей собственной жизни
Между кормлениями, заботами о ребенке, хозяйственными делами, походами по магазинам, телефонными разговорами и визитами родных и друзей вы постоянно чувствуете, что ничего не успеваете? Соберитесь и все распланируйте.
Сведите до минимума телефонные разговоры, а лучше предупредите родных и друзей, что будете звонить сами, ведь именно при ответе на звонок вы нарушаете порядок своих действий или лишаетесь столь необходимой возможности поспать.
Приучите себя раскладывать все необходимые для ухода за ребенком вещи в определенные места, это сэкономит время и избавит вас от лишнего беспокойства.
Все необходимые покупки делайте за один раз в большом супермаркете и найдите того, кто мог бы вам помочь довезти их до дома.
Обращайтесь за помощью. Если у вашего мужа нет свободного времени, попросите помощи у мамы, сестры, наймите няню или домработницу.
Распределите обязанности. Например, вы кормите грудью, а папа купает малыша, вы убираетесь в доме, а он отправляется за покупками.
Для того, чтобы обрести покой и уверенность, нужно научиться доверять свои полномочия другим. Молодые папы не хуже мам справляются со своими детьми. Более того, это общение им просто необходимо, ведь папам тоже предстоит освоиться с новой ролью родителя. Помогите им найти себе место в изменившейся семье. Не стоит постоянно давать советы и критиковать мужчину, если он держит малыша не так, как вы. Кстати, брать ребенка на руки можно как в вертикальном, так и в горизонтальном положении. Разнообразие подходов только увеличивает эмоциональный тонус малыша и развивает умение поднимать и удерживать голову вертикально. Учитывая то, что папы проводят со своими детьми меньше времени, чем мамы, малыши испытывают к ним больше любопытства и больше им радуются. Это обстоятельство делает главу семьи самым желанным для малыша партнером по играм, которые, как мы знаем, могут быть развивающими. Например, расположившись на полу, папа может передвигать перед ребенком игрушки, чтобы стимулировать подползание, показывать их сбоку - тогда малыш научится переворачиваться сначала со спины на живот, потом с живота на спину, прикладывать к его ладошкам игрушку, побуждая схватить ее сначала двумя, а потом одной ручкой. Поверьте, эти игры доставляют удовольствие как ребенку, так и папе и не занимают много времени.
И напоследок: не забывайте о своей собственной жизни. Попробуйте сохранить какие-нибудь из прежних привычек. Если у вас нет времени добраться до салона красоты, не отказывайте себе в привычной чашке душистого чая, выпитого в тишине на любимом кресле! И, конечно, постарайтесь не испытывать на прочность ваши отношения с мужем, иначе он может чувствовать себя третьим лишним в вашем с малышом дуэте. Чтобы избежать уколов ревности со стороны любимого человека, постоянно напоминайте ему о том, как вам с малышом его не хватает, как вы скучаете и любите его. Помните, что ваш взрослый папа не менее впечатлителен и обидчив, чем ваш малыш. Поэтому передоверьте заботы о маленьком на несколько часов надежному человеку (маме или няне) и организуйте что-нибудь для вас двоих: вечер наедине или приятную прогулку.
Продолжайте жить обычной жизнью. Несмотря на то что новорожденные слышат, доказано, что они могут воспринимать звуки только определенной частоты и лишь к 7 месяцам способны различать звуки, отличающиеся один от другого на полтона. Это значит, что малыши реагируют только на резкие, громкие звуки - крик, хлопок, шум погремушки. К тому же груднички быстро устают и засыпают, поэтому можно не менять привычный образ жизни, ну разве что не включайте на полную громкость музыку.
Каждый вечер примерно к 18 часам малыш начинает плакать. Таким образом ребенок выражает свое беспокойство перед наступлением ночи и избавляется от энергии, накопленной за день. Дайте ему немного поплакать, чтобы расслабиться, побудьте рядом, а потом постарайтесь потихоньку укачать. Спойте малышу колыбельную: мамин голос прекрасно успокаивает.
Упражнения на релаксацию.
Мышцы малого таза
Напрягая влагалищные мышцы, попробуйте себе представить, что поднимаетесь на лифте. Постепенно расслабляйтесь, как бы спускаясь на этаж ниже.
Живот
Напрягите живот и как можно сильнее выдуйте его наружу. Задержите дыхание и почувствуйте, как напряжены мышцы живота. На выдохе постепенно расслабьте мышцы живота и некоторое время глубоко и спокойно сделайте несколько вдохов и выдохов.
Грудь
Глубоко вздохните и на высоте вздоха задержите дыхание. Ребра выступают вперед. Медленно выдыхайте. Вы почувствуете, как расслабилась грудная клетка.
Актуализация своего состояния.
Подведение итогов занятий. «Обратная связь»: высказывание клиенткой своего состояния, желания стать матерью, своих эмоций и переживаний по отношению к будущему ребёнку.
Прощание.