Литературная гостиная Свет родных берёз
Тема урока: «Свет родных берёз…»
Цель урока:дать целостное представление темы Родины в творчестве поэтов Северо-Казахстанской области.
Задачи урока:
Ввести ребят в удивительный поэтический мир местных авторов.
Анализируя содержание произведений, показать, как поэты Северо-Казахстанской области посредством своего творчества раскрывают тему любви к родной земле, родной природе, людям, живущим рядом с ними.
Формировать у учащихся духовно-нравственные потребности.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма урока: урок – презентация
Методы: исследовательский, КТД
Оборудование:
Интерактивная доска, слайды, выставка книг, песни (в записи) на стихотворения местных поэтов.
Эпиграф к уроку
«Мы судьбе подвластны, знаю,
Но и в дальней стороне
Будет родина степная,
Как березка, жить во мне»
М. Жумабаев
Ход урока
Учитель читает эпиграф урока.
Учитель:Этими строками замечательного поэта, нашего земляка, Магжана Жумабаева я начинаю урок знакомства с творчеством поэтов Северо-Казахстанской области, посвященным родной стороне.
Наша область дала стране далеко не последние в литературе и искусстве имена. Все нам известны и дороги имена Сабита Муканова, Габита Мусрепова, Магжана Жумабаева, Ивана Шухова и многих других талантливых людей.
Сегодня мы обратимся именно к их творчеству. Пусть не все они родились в нашей области, но, живя здесь, почувствовали себя частичкой это благодатной земли, которую воспевают в своих стихотворениях. А кто-то из них родился здесь, в нашей области, уехал ,но до сих пор продолжает любить свой родной, белоствольный край…
Выступление учащегося о берёзе, презентация..(чтение учащихся своих стихотворений о берёзе)
1 учащийся: Владимир Георгиевич Шестериков родился в 1939 году, в Северо-Казахстанской области в совхозе «Чистовский», в котором его отец проложил первую борозду. Прикованный с детства на десять лет к постели тяжелым недугом, он сумел окончить среднюю школу, а затем факультет истории, литературы и русского языка Петропавловского педагогического института.
2 учащийся:Творческую путевку молодому Шестерикову дал большой мастер художественного слова Иван Шухов: «Поэзия Владимира Шестерикова проникнута любовью к взрастившей, вскормившей его североказахстанской земле общей нашей с ним – родине. Рад буду видеть Владимира Шестерикова в ряду таких писателей, коих Бог не обидел ни душой, ни талантом!»
Учитель:Для Владимира Шестерикова казахская степь – это вечная красота. Пусть здесь не так часто кричат перепела и коростели, не пахнет цветами, но степь прекрасна и полна жизни. Стихи Шестерикова учат нас любить и уважать природу и относиться к ней заботливо и душевно. А что может быть возвышеннее, трепетнее и чище, чем признание в любви к родному городу.
1 чтец:
Стихотворение В. Шестерикова «Пари над степью, словно парус»
Красуйся, город Петропавловск,
Среди берез, среди полей,
Пари над степью, слово парус,
Во славу Родины моей.
Седой Ишим в степи широкой
Легенды древни хранит…
На стыке Азии с Европой
Мой город, как батыр, стоит.
Нам прадеды в ладу и мире
Жить завещали на года,
Нас звали с давних пор: тамыры,
А это значит – навсегда!
И потому так ясны зори
Над жарким золотом полей.
Пари над степью, милый город,
Во славу Родины моей.
Тернист наш путь. Но мы по праву
В грядущий светлый день глядим.
И как отцов и дедов славой,
Гордимся городом своим.
Учитель:Так уж повелось в русской поэзии, что любовь к родной земле и тончайшее чувство к родной природе сплелись воедино. Это мы наблюдаем в стихах поэтов-земляков.
1 учащийся:Наш земляк, поэт – Иван Плетухин поездил немало, много видел родных стран, но он всегда возвращался на Родину, в свой родной Петропавловск. Где бы не находился поэт тоска по родному городу является его постоянный спутницей. Образ родной земли, природа родного края, становятся главным источником его вдохновения.
2 чтец:Стихотворение И. Плетухина «И вот я здесь. Мой отчий дом».
И вот я здесь. Мой отчий дом –
В краю степей, в краю озер,
Где, сколько видит глаз кругом,
Нет ни морей, ни синих гор,
Где воздух чист и даль светла
А зори красками богаты,
Где сплошь у каждого села
Свои улыбчивые хаты
И я бегу, как ветер, в степь,
Валюсь на землю с солнцем вместе
И слушаю, как спелый хлеб
Поет все ту, все ту же песню.
Я начинаю понимать
Язык полей и птичье пенье.
Мне это степь дает, как мать,
Приют
Тепло
И вдохновенье.
3 чтец:Стихотворение И. Плетухина «Над рекой Ишимом».
Я ездил по стране немало,
Но куда б судьба не завела,
Каждый раз мне так не доставало,
Милый город, твоего тепла.
Любовался я зеленым Крымом,
Колесил по горному Алтаю,
Но вот лучшего, чем над рекой Ишимом,
Города не видел и не знаю.
Вот и снова вдаль меня увозит
Поезд, мой товарищ путевой,
И спешат, спешат, катясь колеса,
Разговор ведут между собой.
Поворот, еще, и в дымке слева
Виден телевышки острый парус.
Снова в сердце грустные напевы,
До свиданья, милый Петропавловск.
Снова ты ночами будешь сниться,
Подчинять себе мои желанья…
Чтоб к тебе я мог всегда стремиться,
Нам нужны такие расставанья.
1 учащийся:Валентина Васильевна Горбенко-Суслова родилась в 1958 году, в селе Крещенка, Сергеевского района, Северо-Казахстанской области в замечательной семье.
Есть много слов. Они вмещают
В себя любовь, добро, тепло,
Ошибки многие прощают,
Переживут чужое зло
Роднит слова надежный корень
Он продолжает род людской
Родители. Родные. Родина.
Смысл этих слов святых простой.
2 учащийся. Валентина Васильевна окончила Петропавловский педагогический институт им. К.Д. Ушинского, филологический факультет, работала в школе учителем. Писать стихи начала с 5 лет, а с 1972 года печатается в районных, городских, областных и республиканских изданиях. В 1997 году в Петропавловске вышел в свет поэтический сборник «Негромкое эхо». В 2005 году вышла книга «Прости и мне». Ее стихи положены на музыку композиторами Северного Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья.
1 учащийся:Валентина Васильевна с 1975 года- в Петропавловске. За 30 лет наш город стал для нее близким и родным, с ним ее много связывает. Ему она признается в любви, для нее он стал ангелом-хранителем. Ему она посвящает стихи и песни. Петропавловск – ее судьба, ее – «город в ладони»
4 чтец. Стихотворение «Танго моей души»
Щедрый подарок судьба мне послала –
Давнюю встречу в тобой,
Достопочтенный друг Петропавловск,
Город любимый мой.
То серебро нашей памятной встречи
Я на висках берегу.
И без тебя, ненаглядный, сердечный,
Жить уже не могу.
Сердце за строчкою строчку стучало –
Слушал ты их в тиши.
Мой – не Камчатский – родной Петропавловск –
Там, где течет Ишим.
Милый, застенчивый, провинциальный,
Встречи с тобой хороши.
Каждая – как приглашенье на танец –
Танго моей души…
1 учащийся:Энгельс Романович Андронов.
Родился 5 мая 1924 года в Курганской области. Он прошел долгий и нелегкий ратный и трудовой путь, воевал в гвардейских частях, имеет ранения и боевые награды. После возвращения с фронта работал в школах Тюменской и нашей областей, был, в частности, директором Чаглинской средней школы нынешнего Аккаинского района. Переехав в Петропавловск, работал на ТЭЦ-2, заведовал отделениями Петропавловского экономического колледжа, преподавал там технические дисциплины.
2 учащийся:Что же для Энгельса Андронова означает понятие Родина?
Я из тех, кто кляня свои годы,
Не спросясь у мамани, тайком
Через версты шагал в непогоду
В комсомольский свой сельский райком.
В заявлениях: «Просим направить!»
Коль в опасности Родина мать,
Нам ее невозможно оставить
Мы просились на фронт воевать.
Учитель:Родина для Э. Адронова это понятие, которое сливается воедино. Это его родной дом, мать, любимая – все то, что она идет защищать от врага, все то, что ему так близко и мило. Это место рождения и смерти, родная природа, с березоньками-невестами, с кувшинками на озерах, с широкими полями и степями.
5 чтец:Стихотворение Энгельса Андронова
«Старые мотивы»
Старые мотивы
В песню слово просят
Про родные нивы,
Про луга, где косят.
Про красу-рябину
Да про ширь полей
И про даль равнины
С красотой своей.
Млеют перелески
В мареве зари,
Березонькам-невестам
Радость подарив.
Кувшинки по озерам,
Ожерелья ив –
Все окинет взором
Старенький мотив.
Давние мотивы
Новой песней льются,
Трелью говорливой
В сердце остаются.
Слайд № 18
1 учащийся:Очень долгое время работал в Петропавловском университете, на филологическом факультете профессор – Валерий Иосифович Любушин. Он пишет замечательные стихи. В своем сборнике «Казахстанская сюита» он открывает читателям свое видение мира. Так что же для поэта входит в понятие «Родина»?
6 чтец:Стихотворение В. Любушина
«Шелестела береза речистая»
Шелестела береза речистая,
Всей листвою шептала своей.
И дышало вверху небо чистое,
И тянулся в нем клин журавлей.
Ворковали цветы, колобродили,
Улыбались, галдели – их бал.
Как, танцуя в полете уветливо.
Мотылек от восторга порхал.
И вдали узкой лентою торною,
Вся от свежести синью восстав,
Убегала речушка задорная,
Гордость девичью солнцу отдав.
Я лежал, немотою пронизанный,
Весь уставший от бед, суеты.
На роду мне, как видно, написано
Не прожить без такой красоты.
2 учащийся:Для Валерия Иосифовича родина – это «речистая береза», чистое небо, по которому тянется клин журавлей. Это бал цветов, с которыми танцует мотылек, задорная речушка, отдающая свою девичью гордость солнцу. Для поэта красота родины – это ишимские луга, сияющие на солнце, горчащая полынь, зеленеющие колки и сады. Поэт не мыслит своей жизни без родного Петропавловска. Для него родной город – «вольная птица», среди степных ковылей, а его улицы – живые, бегущие в разные концы света, улыбающиеся и кружащиеся в объятьях березок-подруг.
7 чтец:Стихотворение Валерия Любушина
«Мой город, как вольная птица»
Мой город, как вольная птица,
Взлетел средь степных ковылей,
Ему бы не грех загордиться
Красой первозданной своей.
Проспекты и улицы дружно
На запад, восток и на юг
Бегут, улыбаются, кружат
В объятьях березок-подруг.
Подгорье с поэмой—собором,
Базаров веселый шумок,
Вокзалы с гудошным напором,
Окраин курящий дымок.
А рядом клинком серебристым
Мелькает красавец Ишим,
И вечером в сумерках мглистых
К его берегам мы спешим.
Я верю в свой город прекрасный,
Обид на него не таю,
И думаю, что не напрасно
Я сердце ему отдаю.
Учитель:Любовь к Родине… Есть в этой любви, как и во всякой любви что-то неуловимо таинственное. Как мы уже увидели, что любовь к Родине, для каждого человека и поэта означает, что-то свое, но для всех очень важное в жизни.
1 учащийся:Нам особо хочется рассказать об Александре Курлене.
Немногим известно, что Александр Юрьевич свое детство и юность провел в Рабочем поселке на улице Урожайной. Закончил Петропавловский педагогический институт, филологический факультет. Безумно увлекался театром, играл в студенческом театре «Пилигрим», потом служба в армии, звание офицера запаса.
2 учащийся. С 1983 по 1992 годы работал в школе учителем, а затем заместителем директора по воспитательной работе. Для Александра Юрьевича Родина – это в первую очередь родной Петропавловск, которому он всем обязан и которым очень гордится.
8 чтец:Стихотворение Александра Курлени«Как первую в жизни любовь»
К родным городам мы душой привыкаем с рожденья
И в сердце храним их, как первую в жизни любовь.
Мой город, с тебя начинал я свое восхожденье,
К тебе, как к истоку любви, возвращаюсь я вновь.
Ты с зарею меня подними, мой родной Петропавловск,
Проводи по своим мостовым, площадям и дворам,
Чтоб с лучами целинного солнца мне в душу запало
Все, что с самого детства так близко и дорого нам.
В монументах застыла история славы и доблести,
И батыры ведут меж собой перекличку времен,
И алеют цветы продолжением памятной повести
У склоненных над пламенем скорби гранитных знамен.
Почетный твой возраст веками уже измерялся,
Но юные веют над древней землею ветра,
И вижу, как с каждым рассветом твой облик меняется
И завтра ты будешь прекрасней, чем вчера
Я желаю тебе, нестареющий друг мой сердечный
Петропавловск – моя колыбель под счастливой звездой,
Хорошеть и стоять над ишимскими водами вечно.
Чтоб во все времена горожане гордились тобой!
Учитель:Читая стихи Александра Юрьевича Курлени, видишь в этом талантливом авторе глубину философского понимания жизни. В его поэзии главным критерием является любовь ко всему, что связывает нас с этим миром, к ближнему, к Богу, к Родине. Поэт – сын своей земли и своего времени. Его чувства к Родине с годами становятся все более острыми и щемящими.
1 ученик:Валентина Гапуровна Дмитриченко родилась в 1956 году в селе Лузинка, которое находится в нашей области. В Казахстане окончила школу, работала преподавателем, воспитателем, библиотекарем. Всегда очень любила стихи и писала их уже в школе..2 ученик.
В 1976 году переехала в Ставропольский край, выпустила пять поэтических сборников. Её поэзия «дышит воздухом Родины, её историей, её красотой, предельной открытостью и пронзительной красотой…» Она чувствует неразрывную связь со своей родной землею, с родиной. Вместе с Родиной она переживает горести и невзгоды, радуется её победам.
9 чтец.
Казахстан
Валентина ДмитриченкоМой вагон проплывёт за товарной цистерной,И прогнутся под тяжестью груза пути.Трёхминутной стоянки мне хватит, наверно,Чтобы, взяв чемодан, на платформу сойти.Сколько раз я с неё уезжала в туманыЗа обещанной жизнью счастливой судьбой...Сколько раз мне судьба та - нутро, как карманы- Выворачивала и звала за собой.Жарким полднем июльским иль утром морозным,В оглушительном лязге вагонных колёс,Мой приезд оглашался гудком паровозным,Долетая до неба, до солнца, до звёзд!Казахстан! То снегов белоснежные шкуры,То разлив, но люблю одинаково яГолубую звезду над твоим БайконуромИ сухую былинку над устьем ручья!
10 чтец.
Валентина Дмитриченко Родному Петропавловску
Я вернусь в этот город, знакомый до слёз,
Где и мне иногда улыбалась удача
И под сенью, посаженных мною берёз,
Постою в тишине, помолюсь и поплачу.
В этом городе - осень - ни с чем не сравнить.
Здесь была я счастливой и юной когда-то.
Я хотела бы в сердце своём сохранить
Эту тихую светлую грусть листопада.
Я вернусь! Я приеду, как только смогу -
Где бы я ни жила, где б меня ни носило -
В город мой на ишимском крутом берегу,
Где беру я свои вдохновенье и силу!
(прослушивание музыкальной композиции, написанной на стихи поэтессы)
Учитель:Ребята, уважаемые гости, очень хочется, чтобы сегодняшнее встреча с поэзией поэтов североказахстанской области оставила след в вашем сердце. Их поэзия полна любви к людям, родной земле, вызывает интерес, заставляет задуматься над тем, что мы оставим после себя, чтобы наша жизнь не уходила в вечность бесследно.