Урок русского языка Изменение глагола по числам
Конспект урока русского языка по теме:
Изменение глагола по числам.
Цель: создание условий для усвоения способа определения формы числа глаголов через алгоритмизацию деятельности учащихся
Задачи:
формирование понятий об особенностях формы числа глагола( у глаголов, стоящих в неопределённой форме, форму числа определить невозможно), о согласовании существительного и глагола в числе;
формирование умений изменять глаголы по числам; определять число глагола;
активизация мыслительной и творческой деятельности;
развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности
1.Орг.момент
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели.
2. Актуализация знаний Б) Минутка чистописания:
- Запишите звенья разорванной цепочки, расположив их красиво на строчке. При написании каждого звена движение руки старайтесь не прерывать.
лллл оооо гггг аааа лллл гггг
А теперь возьмите по одной букве от каждого звена и составьте новое звено: л о г а л г
Попытайтесь это произнести. А кто был внимательным и увидел в нем секрет? Раскройте нам, пожалуйста, тайну записи. (ГЛАГОЛ)
-Запишите новое звено.
А) Словарная работа Доскажи словечко.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны,
Так приятен он на вкус,
А зовут его Арбуз.
Она весну встречает – серёжки надевает,
Накинута на спинку зелёная косынка и платьице в полоску.
Ты узнаёшь .Березку?
Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков
В теплый край не улетаю. Чик-чирик не робей,
Кто же я? Воробей
Много бед таят леса: волк, медведь там и лиса.
Наш зверёк в тревоге от беды уносит ноги,
Ну-ка отгадай-ка, как зверёк зовётся? Заяц
- К какой части речи относятся слова-отгадки? (Имя существительное)
- На какие группы можем распределить эти существительные? (Одушевленные и неодушевленные)
3. Самоопределение к деятельности
- Скажите, с какой частью речи мы ещё знакомы? (Глагол)
- Что такое глагол?
- Действительно, глагол- самая необыкновенная часть речи. Он обозначает действие, имеет лицо, время, число, наклонение, вид, спряжение. Никакая часть речи не имеет столько форм, как эта! В начальных классах вы познакомитесь не со всеми , а только с некоторыми формами глагола. Глагол- «трудяга» умеет правильно присоединяться к словам и делает речь необычайно выразительной с помощью различных приставок и суффиксов. Глагол настолько богат и разнообразен, что по частоте употребления в речи занимает второе место после существительного.
- Подберите, пожалуйста, к нашим именам существительным подходящие по смыслу глаголы. (Работаем фронтально, один человек записывает у доски)
- А теперь попробуйте изменить число существительных. Запишите, какие слова получились.
- Как вы думаете, а что произойдет с глаголами, которые к ним относятся? (Их форма тоже изменится). Почему это произойдёт? (Потому, что форма глагола зависит от формы имени существительного, к которому он относится).
Запишите изменённые глаголы
Как сформулируете тему урока? Какие цели перед собой поставим?
(Закрепить знания о глаголе. Научиться изменять форму глаголов и правильно использовать их в речи)
4. Работа по теме урока:
а)- Послушайте песенку о глаголе:
«Глаголу нравится читать,Шуметь, бурлить, кипеть, Играть, работать и мечтать,Шить, жить, свистеть и петь!»
- Назовите последний глагол в песенке.
- На какой вопрос он отвечает? (Что делать?)
- Можем ли мы определить в каком числе употреблён этот глагол? (Нет)
- Если форму глагола определить нельзя, то как можно назвать такую форму? (Неопределенная).
- А можем ли мы изменить форму глагола? (Да).
- Мальчики, измените глагол петь так, чтобы он отвечал на вопрос что делает? (поёт)
- Девочки, измените глагол петь так, чтобы он отвечал на вопрос что делают? . (поют)
- Что вы теперь можете сказать о форме этих глаголов? (поёт – ед. число, поют – мн. число).
- Какой вывод сделаем, что мы можем сказать о глаголе? (Глагол изменяется по числам).
б) Работа по учебнику
Упр.132 (с. 76)
- Прочитайте правильно глаголы, с которыми мы будем работать. (Понять, начать, взять)
- В какой форме употреблены эти глаголы? (Неопределенная)
- Прочитайте задание, которое нам нужно выполнить.
(Изменить форму глаголов согласно вопросам (Что сделал? Что сделала? Что сделали?)
- В форме какого числа мы запишем данные глаголы?
Первый ряд записывает глаголы согласно первому вопросу, второй ряд согласно второму вопросу, третий ряд – третьему.
- А теперь придумайте и составьте предложение с одним из этих глаголов. Одно предложение мы запишем на доске и сделаем его характеристику. (Кому сложно
составить предложение самому записывают предложение с доски).
5. Физминутка
6. Закрепление пройденного материала.
а)- А теперь вы потренируетесь в употреблении глаголов в нашей речи.
Работа в парах.
Ребята загадывают друг другу по одному существительному, к которым они должны подобрать подходящие по смыслу и форме глаголы, а затем изменяют число этих глаголов и составляют с этими словами предложения. Затем оценивают друг друга.
б) Самостоятельная работа :
- На доске записан текст, но в нём не хватает глаголов. Запишите этот текст к себе в тетрадь, вставьте подходящие по смыслу и форме глаголы.
Утром я в восемь утра. Сначала я . Затем мы с братом зарядку. Потом мы на кухню. Мама нам завтрак. После завтрака мы в школу.
Слова для справок: идём, просыпаюсь, идём, умываюсь, делаем, готовит.
7. Рефлексия.
Читаю глаголы, если глагол во множ.числе, ставим М, если в ед. ставим Е.
Прихожу, заварили, улетаю, рисуем, танцуем, прибегаю.
Самопроверка: Е,М,Е,М,М,Е.
Итог:
- Если вы согласны с моим утверждением, поднимите зелёную карточку, если нет – красную.
Глагол – это часть речи, кот. обозначает действие предмета.
Подлежащее чаще всего бывает выражено глаголом.
Глагол учится отвечает на вопрос что делаю?
Глаголы могут отвечать на вопросы что делаю? Что делаем? Что сделаем? Что делать? и т.д.
В речи глаголы обозначают предмет.
- Оцените сегодняшний урок с помощью светофора.
Домашнее задание с.77 Упр. 134.
15