Элективный курс ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ИДЕОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРА


Ляховская средняя общеобразовательная школа
Меленковского района Владимирской области
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ИДЕОЛОГИЯ ГРАЖДАНСКОГО МИРА
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС. ПРЕДПРОФИЛЬ. 9 класс
Подготовила
Малышева Валентина Викторовна
учитель истории и обществознания
2010 год

Пояснительная записка
Формирование толерантности – важнейшая часть школьного образования, его целей, направленных на воспитание граждан новой России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране, на социализацию учащихся, их духовное и нравственное развитие для жизни в XXI веке. Толерантность – активная нравственная позиция и психологическая готовность к взаимопониманию во имя мира между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды.
Цель курса: Программа межпредметного элективного курса направлена на углубление и расширение знаний и умений по предметам история и обществоведение которые открывают значительные возможности для раскрытия сущности толерантности и ее места в развитии человеческой цивилизации и создают практическое поле для формирования толерантного сознания школьников, для осмысления ими личного опыта толерантного поведения в жизни. Курс рассчитан на 13 часов.
Данный курс имеет большое значение для учащихся сельских школ, как для выпускников 9-х классов поступающих в другие учебные заведения, так и для тех кто продолжит обучение в профильных гуманитарных классах. Первым поможет быстрее адаптироваться в пестрой социальной среде города, где более широко представлена этно-национальная среда, где им предстоит непосредственно познакомиться с представителями молодежной субкультуры и т.д.. Вторым даст возможность углубить знания по истории и обществознанию, что облегчит их обучение на старшей ступени школы.
Задачи курса:
воспитание учащихся в духе открытости и понимания других народов, многообразия культур и истории, в духе принципов взаимозависимости людей, живущих рядом в школе, селе, городе, стране, планете;
воспитание учащихся в духе Культуры мира, т.е. понимания того, что уровень развития человечества, его материальной и духовной культуры это и есть культура мира, которая позволяет строить отношения между людьми, не прибегая к методам насилия;
способствовать укреплению принципов сотрудничества;
обучение отказу от насильственного пути решения конфликтов;
обучение использованию мирных средств для решения разногласий;
разъяснение того, что Российское государство складывалось и развивалось в результате взаимодействия народов, проживающих в нём;
формирование понимания того, что Россия как государство существует благодаря многонациональному многообразию.
В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения:
-гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;
-самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
-грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); -быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;
-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Формы организации учебной деятельности: лекции, беседы, практикумы, сюжетно – ролевые игры, тренинги, анкетирование, анализ нормативно – правовых документов, работа в группах.
Содержание курса
Тема 1. Декларация принципов толерантности.
Понятие толерантности. Социальные аспекты. Воспитательные аспекты. Международный день толерантности. Толерантность и интолерантность. Характеристика толерантной и интолерантной личности. Правила развития толерантности (по материалам ЮНЕСКО)
Тема 2. Многообразие современного мира.
Природно – климатические условия и их влияние на людей, их образ жизни, особенности и приоритеты в политической жизни общества. Историческая среда и образ жизни.
Тема 3. Религиозное сознание и толерантность.
Религия как одна из форм культуры. Роль религии в мировой культуре. Близость и совпадения гуманистического содержания различных религий (буддизм, иудаизм, христианство, ислам).
Тема 4. Национальное сознание и толерантность.
Этнос, нация, национальность. Национальный менталитет. Этническое многообразие современного мира.
Россия – страна народов. Конституционные основы государственной национальной политики Российской Федерации.
Основные тенденции межэтнических отношений. Межэтническое сотрудничество и межэтнические конфликты.
Тема 5. Правосознание и толерантное поведение.
Многообразие правил (обычай, обряд, ритуал, этикет). Права человека (гражданские , политические, экономические, социальные, культурные). Кто и как обеспечивает наши права.
Тема 6. Толерантность как способ преодоления социальных и межличностных конфликтов.
Понятие ненасилия. Ценности ненасилия. Характеристика насильственного и ненасильственного взаимодействия. Пути решения конфликтных ситуаций.
Тема 7. Земля без войны.
Писатели, историки, юристы о последствиях вооруженных конфликтов и о правилах ведения войны. Международное гуманитарное право -сущность, источники, основные нормы.
Терроризм. Роль гражданского общества и отдельных граждан в противостоянии террористической угрозе. Ответственность за будущее планеты Земля.
Тема 8. Обобщение по курсу Толерантность – идеология гражданского мира.
Диспут на тему: «Культура мира»
Учебно – тематический план

п/пСодержание обучения Кол-во часов Формы и приемы обучения
1. Декларация принципов толерантности 1 Урок- лекция с элементами беседы. Практическая работа с материалами Декларации принципов толерантности. Составление сравнительной таблицы.
2. Многообразие современного мира 1 Урок - рассуждение. Групповая работа. Презентация работы групп.
3. Религиозное сознание и толерантность 2 Урок-лекция с элементами беседы. Сообщения уч-ся об основных мировых религиях.
Урок – исследование. Групповая работа (характеристика – анализ мировых религий) Презентация работы групп. Анализ фрагментов религиозных источников.
4. Национальное сознание и толерантность 2 Урок –лекция с элементами беседы.
Работа с текстом Конституции РФ, Концепции госуд. национальной политики РФ. Анализ документов.
Урок – анализ. Групповая работа («Межэтническое сотрудничество», «Межнациональные конфликты») Работа с документами.
5. Правосознание и толерантное поведение 2 Урок –лекция с элементами беседы. Сообщения учащихся.Работа с документами (Декларация прав человека и гражданина, Конституция РФ и др.) Групповая работа.. Сочинения на тему «Правила окружающие человека в повседневной жизни», «Могут ли люди жить без правил?», «Привычка – вторая натура»
6. Толерантность как способ преодоления социальных и межличностных конфликтов 2 Урок – лекция с элементами беседы. Групповая работа (составление сравнительной таблицы. Анкетирование (выявление уровня толерантности, уровня конфликтности)
Ролевая игра –диспут. Инсценировка. Тест «Стили разрешения конфликта». Психологические упражнения, игры с целью профилактики конфликтного поведения.
7. Земля без войны 2 Урок – практикум. Работа с документами. Составление опорных таблиц. Сообщения учащихся о последствиях вооруженных конфликтов. Разработка правил ведения войны.
Урок – предупреждение. Сочинение на тему: «Роль гражданского общества и отдельных граждан в противостоянии террористической угрозе»
8. Обобщение по теме Толерантность – идеология гражданского мира. 1 Диспут на тему «Культура мира»
Уч-ся готовят рефераты на темы: «Культура ненасилия», «Культура управления конфликтами». «Культура демократии». Составляют пакет предложений - «Наш вклад в общее дело культуры мира». Конкурс плаката «Символы мира», «Толерантность», «Мы против насилия», «Нет войне» и т.д..
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России – М., 1998
2. Баныкина С.В., Степанов В.И. Современный подросток как субъект школьного социума/Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. – Выпуск 19
3. БолотинаТ.В., НовиковаТ.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность, ненасилие и миролюбие: Учебное пособие для учащихся средних школ. М.: АПК ПРНО, 2003.
4. Баныкина С.В.,Егоров В.К. Учимся толерантности: Методическое пособие для проведения классных часов, бесед и тренинговых занятий с учащимися 7 – 11 классов. – М., АРКТИ, 2007
5. Ганеев А.М., Тронова Л.С. Конфликтология. Формирование установок толерантного сознания и поведения. Практикум. – Казань, 2000.
6. Иоффе А.Н. Воспитание толерантности и уважения к культурному многообразию.//Преподавание истории в школе.- № 4 2009.