Внеклассное мероприятие Мифы Древней Эллады (6 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 15 с углубленным изучением отдельных предметов
Ставропольского края, г.Кисловодск
Конспект внеклассного мероприятия
в 6 классе
«Мифы Древней Эллады»
Подготовила
Учитель русского языка и литературы
Зубахина Елена Алексеевна
г.Кисловодск
Мифы Древней Эллады
Настоящая игра может быть организована в 6 классе после изучения темы «Мифы народов мира». Игровому занятию, безусловно, должна предшествовать подготовительная работа, в том числе и уроки внеклассного чтения, которые помогут учащимся расширить представления о богах и героях Древней Эллады. Учитель порекомендует ребятам познакомиться с замечательными книгами:
Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции;
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима;
Мифы, и легенды Древней Греции.
Учитель разобьет класс на группыкаждая из которых получит свое задание: изучить какой-либо раздел книги («Боги», «Герои») или определенную его часть. Целесообразно дать ребятам индивидуальные задания: сделать сообщение о том или ином герое и его приключениях (по выбору учителя и учащегося), выполнить иллюстрации к любимым мифаж Теперь о том, что касается собственно проведения игры. В ней участвуют три команды. Они заранее придумывают себе название (например, «Аргонавты», «Олимпиец» и т. п.), девиз и изготовляют эмблему. Большинство заданий ориентировано на выявление того, как усвоено учащимися содержание наиболее популярных греческих мифов. В ходе состязаний ребят получат возможность продемонстрировать приобретенные знания. Ряд конкурсов требует, чтобы шестиклассники проявили смекалку, находчивость, а также творческие способности.
За каждый правильный ответ игрокам вручаются специальные жетоны (от 1 до 3, в зависимости от степени сложности заданий), подсчет которых по окончании игры позволит, с одной стороны, определить команду-победительницу, а с другой оценить степень активности каждого'участника соревнований.
1. Боги и герои (Викторина)
Викторина состоит из двух разделов: «Боги» и «Герои». И в том, и в другом разделе шесть вопросов (по два для каждой команды). Желательно обеспечить данный этап игры соответствующей наглядностью, например закрепить на доске иллюстрации, изображающие эллинских богов и героев: репродукции картин, фотографии скульптур, наконец, за отсутствием оных, детские рисунки.
Ведущий. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни, сообщается в книге Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Все возникло из безграничного Хаоса весь мир и бессмертные боги».
Ведущий показывает участникам состязаний изображения следующих богов: Зевса, Посейдона, Аполлона, Гефеста, Эскулапа, Гермеса, Эрота, Пана, Диониса, Аида, затем задает командам вопросы.
Как известно, место обитания бессмертных богов гора Олимп. Боги живут в роскошных золотых чертогах. А кто возвел эти прекраснейшие сооружения?
Гефест.
Любая мать несказанно радуется появлению на свет своего ребенка. В древнегреческой мифологии есть описание случая, когда мать, взглянув на новорожденного сына, обратилась в бегство. Этот бог был так ужасен, что наводил ужас на окружающих. Кто он?
Пан.
Кто из богов владел уникальным индивидуальным транспортным средством, позволявшим передвигаться в пространстве с быстротой мысли? Назовите это транспортное средство.
Гермес, крылатые сандалии.
Не секрет, что дети появляются на свет из чрева матери. Благодаря греческой мифологии, нам известен феномен, когда ребенок вышел из разрубленной топором головы отца, Назовите имя бога, родившего таким способом дочь.
Зевс.
Амур, Купидон у римлян, Лель у славян. Как именовали этого бога древние греки?
Эрот.
На фотографии вы видите здание Большого театра в Москве. На фасаде скульптурное изображение одного из богов: в колеснице, запряженной четверкой лошадей, с лирой в руках, он выступает здесь в роли покровителя дома. Назовите этого бога.
Аполлон.
Ведущий. Зевс, пытаясь усовершенствовать род людской, создал полубогов, или героев. Перед вами изображения десяти самых известных мифологических героев: Ахилла, Геракла, Одиссея, Орфея, Икара, Адониса, Париса, Сизифа, Персея, Пигмалиона.
Кто из героев был учредителем Олимпийских игр?
Геракл.
Сияющие на ночном небосклоне звезды, согласно легенде, образовались от союза Астрея и Эос. А вот созвездие Млечный Путь обязано своим появлением не богам, а одному из героев. Какому?
Геракл.
Нельзя умереть дважды. Это неоспоримый факт. Среди героев греческих легенд есть один, который, по воле богов, ежегодно умирает, чтобы вскоре воскреснуть. Кто это?
Адонис.
Однажды между Афиной, Герой и Афродитой, сообщает легенда, возник спор за право именоваться прекраснейшей. Кто из мифологических героев был третейским судьей в споре?
Парис.
Какой приз был вручен победительнице?
Яблоко.
В легенде о каком герое воплотилась мечта человека о полете в космос?
Икар.
Одному из героев Троянской войны сам бог Гефест выковал щит. Этот щит стал дивным произведением искусства, но, к сожалению, не смог уберечь своего владельца от смерти. Назовите обладателя этого уникального щита.
Ахилл.
2. Богини
В конкурсе участвуют три девочки по одной от каждой команды. Сначала соревнующимся придется угадать, каких богинь они будут представлять в продолжение данного конкурса. Угадывание происходит в три этапа. Если участница игры узнала «свою» богиню с первой попытки, она получает три очка. Когда же для узнавания понадобятся вторая и третья подсказки, конкурсантка приобретает лишь два балла или только один.
Подсказки представительнице команды № 1 (Афина)
Богиня мудрости и знания; учит людей искусствам и ремеслам, девушек рукоделию.
Защитница городов и крепостей.
Покровительница героев, непобедимая воительница.
Подсказки представительнице команды № 2 (Артемида)
1. Богиня эта дает счастье в браке, благословляет деторождение.
Способствует росту трав, цветов и деревьев, исцеляет о болезней.
Покровительница животных, богиня-охотница.
Подсказки представительнице команды № 3 (Афродита)
Первоначально богиня моря и неба, посылающая дождь
Олицетворяет красоту и вечную юность.
Будит любовь в сердцах смертных и богов, благодар! чему царит над миром.
Когда узнавание всех трех богинь успешно завершится ведущий подведет участниц состязаний к стенду, где раз мещены рисунки, изображающие следующие предметы: 1 рог изобилия, 2) копье, 3) яблоко, 4) трезубец, 5) колчан, б лук, 7) венок из цветов, 8) щит. Каждая из соревнующиха должна выбрать атрибуты «своей» богини.
Афина № 2, 8; Артемида № 5, 6; Афродитами 3, 7.
Затем игрокам вручаются тексты отрывки из книги Н. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». В каждом тек сте допущены три фактические ошибки. Девочки вслух чи тают отрывки, находят и исправляют неточности. Скольм ошибок будет исправлено, столько очков и получат пред ста вительницы команд. Таким образом, максимальное количе ство баллов, которое можно заработать в ходе данного кон курса, три.
Задание представительнице команды № 1
(Афина)
«На всю Лидию славилась Арахна своим искусством. <...> Гордилась она, что нет ей равных на свете в искусстве живописи. Однажды воскликнула Арахна:
Пусть приходит сама Афина Паллада состязаться со мной! Не победить ей меня! <...>
Я здесь, Арахна! воскликнула богиня.
Началось состязание. <...> Верхом совершенства была работа Арахны, она не уступала по красоте работе Афины, но в изображениях ее видно было неуважение к богам. Разгневалась Афина, она разорвала работу Арахны. Несчастная Арахна не перенесла позора; она бросилась в море, Афина освободила Арахну и сказала ей:
Живи, непокорная. <...>
Афина окропила Арахну соком волшебной травы и <...> обратилась она в рыбу. <...>
Ошибки: 1) живописи; надо: ткать; 2) бросилась в море; надо: свила веревку и <...> повесилась; 3) в рыбу; надо: в паука.
Задание представительнице команды № 2
(Артемида)
«Однажды охотился Актеон со своими товарищами в лесах Киферона. Настал жаркий полдень. Утомленные охотники расположились на отдых в тени густого леса. <...> В крутом склоне горы увидел Актеон прелестную полянку... Он пошел к ней, не зная, что она часто служит местом отдыха Артемиде. Артемида только что пришла на полянку <...> и готовилась загорать. <...> Разгневалась Артемида, что Актеон нарушил ее покой. В гневе Артемида превратила несчастного Актеона в неуклюжего медведя».
Ошибки: 1) прелестную полянку; надо: прелестный грот; 2) загорать; надо: к купанию; 3) в неуклюжего медведя; надо: в стройного оленя.
Задание представительнице команды № 3
(Афродита)
«Но богиня любви... знала и сама муки любви... Адонису, сыну царя Кипра, никто из смертных не был равен красотой... Забыла для него Афродита и Патмос, и цветущую Ки- феру. Адонис был ей милее светлого Олимпа.
Однажды собаки Адониса во время охоты напали на след громадного тигра. <...> Адонис уже готовился выстрелить в разъяренного зверя, как вдруг кинулся на него тигр и... смертельно ранил любимца Афродиты. Умер Адонис от страшной раны. Афродита <...>, полная невыразимого горя, пошла в горы Кипра искать тело любимого юноши. <...> Острые камни и шипы терновника ранили нежные ноги богини. <...> А там, где падали из раненых ног богини капли крови, всюду вырастали пышные маки, алые, как кровь Афродиты».
Ошибки: 1) тигра; надо: кабана; 2) выстрелить; надо: пронзить копьем; 3) маки; надо: розы.
3. Подвиги Геракла
Для участия в конкурсе ведущий приглашает капитанов команд вместе с двумя-тремя помощниками.
Ведущий. Все знают, что полноправный властитель на Олимпе громовержец Зевс. Представим себе такую невероятную ситуацию: Зевс сложил с себя полномочия правителя, в среде богов-олимпийцев возобладали демократические веяния, объявлены президентские выборы. Один из кандидатов на пост президента Олимпа Геракл.
Во время этого конкурса каждому из трех капитанов придется примерить на себя «маску» знаменитого мифологического героя Геракла и дать «интервью» от его лица, ответив на несколько вопросов ведущего.
Пока последний будет интервьюировать новоявленного кандидата на президентский пост, группа поддержки займется подготовкой предвыборной кампании.
Задания для группы поддержки капитанов
Напишите сценарий рекламного ролика о Геракле и его подвигах.
Составьте заметку сенсационного характера, посвященную деяниям Геракла, для размещения в местной олимпийской прессе, если бы таковая была в Древней Элладе.
3. Напишите шуточную программу, которую новоиспече ный кандидат Геракл мог бы обнародовать во время св ей предвыборной кампании.
Вопросы игроку команды № 1
Почему вас прозвали Гераклом? Каково ваше наста щее имя? Что оно означает?
При рождении герою дали имя Алкид, что знаш «сильный». Гераклом его прозвали из-за преслед ваний Геры «совершающий подвиги из-за гов ний Геры». Римляне именуют его Геркулесом.
Опишите ваше воинское облачение, включая оружие.
«...золотой панцирь сделал ему Гефест, а Афина сак соткала для него одежду». «Еще юношей Герак убил грозного киферонского льва, жившего в ве] шинах гор, и снял с него шкуру. Эту шкуру о накинул как плащ на свои могучие плечи. Лапы о связал у себя на груди, а шкура с головы льва с® жила ему шлемом». Из книги Куна «Легенды мифы Древней Греции» мы также узнаем, что Апо: лон подарил Гераклу лук и стрелы, которыми был впоследствии повержены стимфалийские птици лернейская гидра, керинейская лань. Из вырванвс го с корнями в Немейской роще ясеня, твердого, м железо, Геракл сделал себе палицу, которой срази немейского льва.
Вопросы игроку команды № 2
Вы один из самых могучих героев. Рассказывают, ещ будучи младенцем, едва из пеленок, вы поразили всех, обнару жив недюжинную физическую силу. Как это было?
В восьмимесячном возрасте Геракл задушил двр чудовищных змей, которых подослала Гера, обижен ная появлением сына Зевса от смертной женщины
Смерть непобедима для всех, кроме... вас. Правда ли что в поединке с богом смерти Танатом вы одержали верх и последний вынужден был отступить? Поведайте нам об
этом.
Когда Геракл узнал, что его друг Адмет потерял любимую жену Алкестиду, могучий герой решил во что бы то ни стало помочь горю друга и вырвать у бога смерти Таната добычу. «...Началась меж ними ужасная борьба, читаем в книге Н. Куна. Все же могучий сын громовержца Зевса победил Таната. Он связал его и потребовал как выкуп за свободу, чтобы вернул бог смерти к жизни Алкестиду».
Вопросы игроку команды № 3
1. Какой из ваших подвигов самый трудный? Почему?
«Самым трудным подвигом Геракла на службе у Эврисфея был его последний, двенадцатый, подвиг. Геракл должен был отправиться к великому титану Атласу, который держит на плечах небесный свод, и достать из его садов <...> три золотых яблока. <...> Чтобы совершить этот подвиг, нужно было прежде всего узнать путь в сады Гесперид, охраняемые драконом, никогда не смыкавшим глаз. Никто не знал пути к Гесперидам и Атласу».
2. Какая награда ожидала вас за совершенные подвиги?
«Живет с тех пор на светлом Олимпе в сонме бессмертных богов Геракл. Это было ему наградой за все его подвиги на земле, за все его страдания».
4. Наш вернисаж
(Мифологические образы в живописи)
Ведущий. Античная мифология сильно повлияла на культурное развитие человечества, обогатила мировое искусство. Мифологические сюжеты и образы, начиная с эпохи Возрождения, активно использовались литераторами и музыкантами, скульпторами и живописцами в своих произведениях.
Вниманию игроков предлагаются наборы из четырех ре родукций известных художественных полотен. Три картин из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии, с держание же четвертого произведения не связано с грек римскими легендами. Задача шестиклассников об наружи «лишнее» звено в данном ряду.
Задание команде № 1
В. Серов «Похищение Европы».
М. Врубель «Пан».
М. Врубель «Царевна-Лебедь».
К. Брюллов «Встреча Аполлона и Дианы».
Лишнее звено № 3.
Задание команде № 2
Рафаэль Санти «Суд Париса».
П. Рубенс «Персей и Андромеда».
С. Боттичелли «Рождение Венеры».
Рембрандт «Возвращение блудного сына».
Лишнее звено № 4.
Задание команде № 3
Тициан Вечеллио «Даная».
Д. Веласкес «Вакх» («Дионис»).
Микеланджело де Караваджо «Магдалина».
Н. Пуссен «Царство Флоры».
Лишнее звено № 3.
5. Толковый словарь
Ведущий. Как известно, многие образные выраженн и «крылатые» слова, которые мы используем в речи, bocxi дят к древнегреческим мифам.
Команды получают карточки, где записаны фразеологизмы с тремя вариантами толкования их значения. Участники настоящего конкурса должны выбрать среди них единственно правильный ответ.
Карточка для команды № 1
Сизифов труд:
а) тяжелая, бесконечная и безрезультатная работа;
б) работа, выполненная быстро и качественно;
в) многолетний кропотливый труд.
Правильный ответ а.
Карточка для команды № 2
Авгиевы конюшни:
а) помещение, которое содержится в образцовом порядке;
б) сильно засоренное, загрязненное и захламленное место;
в) место, где собраны особо ценные породы скота.
Правильный ответ б.
Карточка для команды № 3
Ахиллесова пята:
а) главное достоинство, лучшее качество чего-либо или кого-либо;
б) основной недостаток, свойственный лицу или предмету;
в) наиболее уязвимое место у кого-либо.
Правильный ответ в.
Когда ребята справятся с этим заданием, ведущий прочтет стихотворение Ивана Козьмича Пруткова (Б. В. Жирковича) «О том, чего бы я хотел»:
Хотел бы я нектар прохладный
Черпать из Стиксовой реки.
Хотел бы я носить чулки
Из тонких нитей Ариадны.
Испечь хотел бы я пирог
Из нежных яблоков раздора,
Хотел бы изобилья рог
Узреть на телке у забора.
Роскошный дом хотел бы я
Сложить из камня преткновенья,
И чтоб пред ним, струи лия,
Журчали волны вдохновенья.
Вопросы (общие для всех трех команд)
На чем основан комический эффект стихотворения?
Игнорируется переносное значение крылатых вн ражений, они используются автором в прямо: смысле.
Какие образы, выражения, фразеологизмы в стихотвс рении связаны с античной мифологией? Что означают эти вк ражения? Помните ли вы мифы, которым эти выражения об* заны своим возникновением?
Нектар в древнегреческой мифологии напито богов, дающий им бессмертие и вечную юность; переносном смысле: прекрасный, живительный ш питок. Стикс священная река, леденящие вод: которой протекают в царстве мертвых. Нить Ар адны выражение со значением: путеводная нип то, что помогает найти выход из затруднительно! положения. Согласно мифу, дочь критского цар Миноса Ариадна помогла афинскому царю Тезе выбраться из лабиринта при помощи клубка ю ток. Яблоко раздора выражение со значении повод, причина ссоры, споров, серьезных разном сий возникло на основе мифа о яблоке, препо; несенном Парисом богине Афродите как приз; красоту и послужившем причиной раздора меж{ нею и богинями Герой и Афиной. Рог изобилия символ неиссякаемого богатства, изобилия. В гр ческой мифологии чудесный рог козы Амалфа вскормившей своим молоком младенца Зевса. По одному из преданий, когда однажды коза обломила рог, Зевс придал чудодейственную силу этому рогу наполняться всем, чего пожелает владелец. Волны вдохновенья здесь подразумевается Кастальский ключ, находившийся на горе Парнас; его воды служили источником поэтического вдохновения.
3. Какие фразеологизмы, возникшие на материале античных легенд и мифов, вам известны? Что они означают?
Ведущий «по кругу» предоставляет слово ребятам из разных команд. Побеждает группа, игроки которой вспомнят наибольшее количество выражений и дадут правильное объяснение их значения. Ребята, безусловно, упомянут такие фразеологические сочетания, как Ахиллов щит, геркулесовы столпы, панический страх, танталовы муки, прокрустово ложе, троянский конь, ящик Пандоры и другие. Чтобы выполнение такого задания оказалось по силам учащимся, необходимо проводить соответствующую словарную работу на уроках литературы. В этом и шестиклассникам, и учителю помогут книги:
Ботвинник М. Н. и др. Мифологический словарь. М.,1965;
Фразеологический словарь русского языка. / Под ред. А. И. Молоткова. М., 1986;
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1997.
6. «Служенье муз...»
Завершает игру поэтический конкурс. Ребята читают стихотворения известных поэтов с «мифологической» тематикой (например, «Арион» А. С. Пушкина, «Венера Милосская» А. Фета, «Нить Ариадны» и «Орфей и аргонавты» В. Брюсо- ва, «Тебе, Афродита, слагаю танец...» А. Ахматовой, «Эври- дика» А. Тарковского, «Елена Прекрасная» В. Федорова), а также произведения собственного сочинения стихотво] ные «опусы» на сюжеты античных легенд. Подобное зад ние, разумеется, потребует предварительной домашней по; готовки.
Победители состязания поэтов и чтецов увенчивают! символическими лавровыми венками.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15