Доклад Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение

Доклад

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.


ПЕНИЕ
Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают
музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Это и есть хоровое пение, которое является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.
Есть такие известные слова В. Сухомлинского «Все начинается с детства». С детства и нужно развивать ребенка эмоционально. Одним из самых мощных средств воздействия на духовную сферу человека является музыка. В младшем возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.
«Запоют дети – запоет народ», - писал К. Д. Ушинский. А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы пение было одним из любимых занятий, познакомимся с методическими приемами, которые нужно использовать в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки.
Прежде всего, нужно знать особые качества детского голоса. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма ребенка. Также надо учитывать диапазон детского певческого голоса. В каждом возрасте он свой. При обучении пению диапазон, как правило, расширяется в сторону как нижнего, так и верхнего
регистров.


ВОКАЛЬНЫЕ (певческие) НАВЫКИ

Вокальные установки. При обучении школьников пению надо следить за
тем, как они сидят, стоят, держат корпус, голову, как открывают рот.
Звукообразование. Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения.
Желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая их исполнение, дети начинают подражать и петь более высоким голосом.
Дикция. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Дикция в пении несколько отличается от речевого произношения.
В пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют нормальное звучание.
Безударные гласные в пении тоже не изменяются, за исключением гласного О,
который звучит как А. Поем «карова», а не «корова», «актябрь», а не «октябрь», «мая», а не «моя» и т. д. Поют: «што», а не «что», «хочецца», а не «хочется», «снек», а не «снег» и т. д. Часто неправильно произносят окончания слов, суффиксы. В таких случаях уместно применять прием правильного произношения слов по слогам как отдельными детьми, так и всей группой, например, «се-ры-е» (а не «се-раи») или «со-лны-шко» (а не «сол-нуш-ко»).
Некоторым детям мешает плохая артикуляция, следствием чего является неправильное произношение отдельных звуков, слогов, а в конечном итоге возникает фальшивое пение. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координируют слух и голос. Практика пения вокально-артикуляционных упражнений усиливает эффективность логопедической работы, поскольку процесс пения, так же как и речевой, основан на работе одних и тех же групп мышц.
Фонопедический метод развития голоса, разработанный врачом-отоларингологом и певцом В. В. Емельяновым (учитель-исследователь), направлен на укрепление гортани, расширение звукового диапазона голоса. Фонопедические упражнения широко используются в работе с детскими и взрослыми хоровыми коллективами, а также при лечении профессиональных заболеваний певцов.
Выразительное произношение текста песни способствует выразительности пения.
Дыхание. Проводятся специальные дыхательные упражнения на хоровых занятия. Дыхание укрепляется и в процессе пения. Некоторым детям достаточно показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим.
Чистота интонации. В отличие от физического слуха, которым владеет каждый человек, музыкальный слух – качество индивидуальное.
Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, т. е. представлять себе мысленно мелодию, запоминать ее и правильно, не фальшиво спеть или сыграть по слуху на каком-нибудь инструменте. Музыкальный слух можно и нужно развивать, хотя точно интонировать абсолютно все школьники не могут. Встречаются дети с хорошей интонацией, способные исполнить мелодию без искажения.
Задача педагога – научить ребенка любить пение и не стесняться, если что-то не получается. На чистоту интонации влияют и такие качества, как застенчивость или отсутствие устойчивого внимания. Чистота интонации зависит также от музыкального окружения ребенка. Если родители дома поют, играют на музыкальных инструментах, слушают музыку, дети стараются подпевать, их вокально - музыкальные данные развиваются.
Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей, а также в выразительном исполнении их на музыкальном инструменте без пения. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (а капелла)

Хочется сказать, что если детей не торопить, не добиваться и не ждать быстрого результата, то этот самый результат сам собой вдруг является, удивляя не только родителей, но и самого педагога! Нередко, например, дети, которые не поют, рта, можно сказать не открывают, в один прекрасный день начинают петь сразу совершенно чисто. А дети, внимание которых невозможно было привлечь к себе, которые, кажется, и не глядели в твою сторону, все, оказывается, помнят год спустя и подсказывают слова, которые другие забыли.



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения детей пению педагог одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствует возрасту и уровню музыкального развития детей
Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный материал не надо смешивать с легким: последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявления старания, прилежания. А непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает интерес к музыке.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности
заключается в том, что в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.
Принцип наглядности нельзя понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.
Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения педагог показывает высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.

Основной принцип наглядности – это исполнение педагога. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к музыкальным занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.
Принцип сознательности. В современной педагогике знания, умения считаются усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и дети могут их передавать словами. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром.
Педагог старается различными приемами раскрыть перед детьми музыкальный образ песни и связать его со средствами музыкальной выразительности (темпом, динамикой, регистрами, метроритмом, ладом), для того чтобы дети пели сознательно, не механически. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно любовь педагога к музыкальному искусству.
Педагог стремится воспитать у ребят сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идет мелодия (вверх или вниз), и направлять соответственно свой голос, как надо открывать рот во время пения, почему необходимо сидеть прямо, не сутулясь.
Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время
забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения
утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Поэтому не следует торопиться с разучиванием новых песен. Лучше чаще повторять выученные.
Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Например, можно предложить петь по одному, мальчикам, девочкам, около инструмента, вдали от него и т. д.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ПЕНИЮ

Обучение на хоровых занятиях проводятся со всеми детьми. Но при этом педагог осуществляет индивидуальный подход к детям.
У детей не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Все дети отличаются один от другого. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительными, к другим, наоборот, более требовательными, но к каждому надо найти свой путь воздействия.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ

Основными приемами обучения пению являются: показ с пояснениями, объяснения без показа, игровые приемы, вопросы, оценка качества детского исполнения песни.
Показ с пояснениями. Если в первый раз исполнить песню без всяких пояснений, дети не воспримут содержание песни, их может заинтересовать в этот момент любой окружающий их предмет, например какая-либо деталь в костюме педагога. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправлять свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

ВЫБОР ПЕСНИ ИЛИ РЕПЕРТУАРА



Правильный подбор репертуара – важнейшая задача педагога. Выбирая песню, надо исходить не только из доступности литературного текста, но принимать во внимание характер, строение мелодии, диапазон, эстетическую ценность песни, песни, которые им понятны.
В репертуар детей школьного возраста должны входить песни композиторов-классиков, современных авторов, русские народные песни, а также и песни других народов. Окружающий нас мир очень изменился за последнее десятилетие. Благодаря интернету, дети сейчас знают, что с любым человеком на земле можно запросто переписываться, сидя в заснеженном сибирском городке или тропической хижине в далекой Африке. А все происходящее за тридевять земель мгновенно может появиться на экране телевизора. Наши дети уже сегодня живут в мире, который един, несмотря на границы и разные языки. Им нужно не просто умение уважать другие страны и народы, им необходимо умение СЛЫШАТЬ и ВИДЕТЬ красоту в чужой культуре. И поэтому вполне уместно знакомить с песнями других стран и народов.

Обязательно в репертуаре младших школьников должны быть музыкальные игры с пением.

Надо отметить, что работа над песней требует от педагога большого терпения и такта. Нереально добиваться точного выполнения учебных заданий от каждого ребенка. Даже если кто-то не справляется, это не повод, чтобы ребенка ругать и тем более наказывать. Главным методом воздействия должна быть похвала.

ОХРАНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА

Педагог должен не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Сам педагог также не должен громко говорить. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в классе, педагог тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. Также нужно проводить соответствующую работу с родителями.

Заключение

Пение – удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в хоре дает возможность узнать чувство локтя, испытать единение с товарищами. Народные и лирические, военные и шуточные, патриотические и игровые песни способствуют формированию человека доброго, отзывчивого, гуманного, пробуждают у детей чувства товарищества, сопереживания, гордости за Родину, любви к природе. Исполнение песен помогает ребенку выразить свои чувства.
Задача педагога – научить любить песню и способствовать тому, чтобы пение для каждого ребенка стало естественной потребностью, а не принудительной обязанностью.
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий от педагогов большого терпения и умения строить учебный процесс так, чтобы ни одна минутка занятия не была потрачена зря.




15