Разработка урока русского языка в 4 классе по теме Прошедшее время глагола
Дата проведения: 12.02.2015года Предмет: русский язык Класс:4 Урок № 25/4
Тема урока: Глаголы в форме прошедшего времени
Цель урока: Создание условий для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации.
Формирование знаний об образовании формы прошедшего времени глагола, правописании гласной перед суффиксом –л-, изменении глаголов в форме прошедшего времени по числам, а в единственном числе – по родам.
Обучение применению этих знаний на практике.
Воспитание умения работать в группе.
Задачи: познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Способствовать активизации познавательной деятельности и развитию критического мышления через использование приема «Таблица - опора», «Продолжи предложение», ЛСМ, «Составь правило, алгоритм», «Кластер»
Создать благоприятные психологические условия и организовать работу в группах.
Результаты обучения: Будут знать способ образования формы прошедшего времени глагола.
Научатся правильно писать формообразующие суффиксы глаголов прошедшего времени.
Научатся правильно писать гласную перед суффиксом –л- глаголов в форме прошедшего времени.
Научатся определять число глаголов прошедшего времени, а в единственном числе – род.
Приобретут умение работать в группах, научатся в процессе исследовательской беседы определять тему урока, будут использовать взаимооценивание и самооценивание по предложенным критериям. Будут понимать важность работы в сотрудничестве для получения опыта социального взаимодействия.
Требования ГОСО Умение образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени, верно употреблять их в речи.
Ресурсы Компьютер, плакат для рефлексии «Сердце урока», электронная презентация к уроку.
Раздаточный материал: маршрутные листы, листы А-3, задания для групп, карточки со словами для деления на группы.
Ход урока
Этапы урока
(время: 45 минут) Деятельность учителя Деятельность учащихся Критерии оценивания Ресурсы
Организационный момент (2мин)
Приветствие. Психологический настрой на урок
-Начинаем наш урок
Он пойдет ребятам впрок.
Нужно только не лениться,
А усердно всем трудиться.
- Начинаем урок. Давайте определим, что же мы будем делать на уроке. Расшифруем каждую букву.
У - узнавать
Р- рассуждать (рассказывать)
О – объяснять (отвечать)
К- комментировать (контролировать)
-Предлагаю вам быть сегодня на уроке внимательными, целеустремленными, активными. Все согласны?
- Как вы думаете, мне как вашему учителю, какими хотелось бы видеть каждого из вас на уроке? Желаю успеха и прочных знаний. Слайды №1, №2
Деление на группы по форме глагола
(2мин)
- Возьмите по одной карточке и определите, по слову, записанному в ней, за каким столом вы будете работать: инфинитив, настоящее время, будущее время. Займите место за столом с этой формой.
Инфинитив настоящее время будущее время беседовать едет напишет
записать рисует выйдут приклеить пишут посмотрит держать слышат прилетит
стелить терпит подумает
- Что общего у всех этих слов?
- Как определили, что эти слова- глаголы?
Что можно определить у всех этих слов?
- Определите спряжение и вид выбранного вами слова.
- Какая форма глагола отсутствует? Разделились на три группы по 5 человек
Обозначение их на листе.
Обозначают действия предметов.
Спряжение и вид.
Прошедшего времени
Самопроверка по ключу Карточки со словами
Слайды №3, №4 (формирование групп, ключ)
Вызов.
Определение темы урока. (2 мин) - Как вы думаете, о какой части речи мы продолжим разговор сегодня на уроке?
Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового.
- Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?
Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.
Работать будем в группах. Давайте распределим роли и вспомним правила работы в группе. О глаголе. Слайд №5 (роли в группе)
Распределение ролей в группе. Повторение правил работы в группе. (3 мин) Правила работы в группе
Работать дружно
Уважать мнение каждого
Говорить тихо, спокойно
Не обижать и не обижаться
Не согласен – предлагай
Работать будем в маршрутных листах. Подпишите их. Распределили роли в группе: капитан, спикер, секретарь, хранитель времени, оформитель Слайд №6(правила работы в группе)
Актуализация опорных знаний.
Тест «Верно- неверно» (5мин) - Итак, вперед, к новым знаниям!
- Соберём уже известную информацию о глаголе. На выполнение теста 3 мин.
1. Глаголы в форме настоящего и будущего времени изменяются по родам.
2. Личные окончания глаголов не зависят от спряжения.
3. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
4.У глаголов в неопределенной форме суффиксы –ть, -ти, -чь.
5. Глаголы изменяются по временам.
- Передайте свои маршрутные листы по часовой стрелке в группе.
- Поставьте себе в кружок набранное количество баллов. Взаимопроверка в группе по ключу (по часовой стрелке обмениваются работами)
За каждый правильный ответ 1 балл
Слайд №7 (ключ к тесту)
Блиц –опрос (1 мин) - Какие глаголы относятся к настоящему времени, будущему, прошедшему? Одобрение, похвала Уточнение темы урока (2мин) Ответь на вопросы, записанные на слайде:
1. Как образуется форма прошедшего времени глагола?
2. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
3. Как изменяются глаголы в форме прошедшего времени?
- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?
- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.
Значит, сегодня мы с вами узнаем секреты глаголов…в форме прошедшего времени. Имеющихся знаний недостаточно Похвала, одобрение Слайды №8,№9
Осмысление.
Работа в группах.
(5мин) - Сейчас вы станете исследователями. У каждой группы будет своя исследовательская тема. Нам предстоит узнать, как образуются глаголы прошедшего времени -1 группа; какая гласная пишется перед суффиксом –л- - 2 группа, как изменяются глаголы прошедшего времени- 3 группа.
На выполнение задания группам дается 5 мин. и не более 2мин на презентацию. Во время ответа каждой группы 2 другие ее оценивают по критериям: правильность выполнения, понятность изложения, наличие примеров, эстетичность представления по пятибалльной системе. Работа в группах
Слайды №10 (критерии), №11
Карточки с заданиями для каждой группы.
Листы А-3
Физпауза (песенка на английском языке) (2 мин) - Прежде чем приступим к проверке заданий, давайте отдохнем Слайд №12 физпаузаПрезентация 1группы
(2мин)
Задание для 1 группы. Выяснить, как образуется форма прошедшего времени глагола.
Сравни глаголы неопределенной формы и глаголы в форме прошедшего времени.
Писать- писал
Красить- красил
Ждать - ждал
Учить- учил
Что заметили? Сделайте вывод об образовании формы глаголов прошедшего времени.
29470355969000Составьте формулу образования формы прошедшего времени из набора карточек: инфинитив, - ть + л = форма прошедшего времени глагола Выступление спикера Критериальное взаимооценивание, самопроверка Слайд №13 (образование формы глаголов прошедшего времени)
Первичное закрепление (2 мин)
Задание №2 маршрутного листа. Поставь данные глаголы в форму прошедшего времени. Выдели формообразующий суффикс
Рисовать -_________________, варить -________________, петь - ________. самооценивание Слайд № 14 (ключ)
Презентация 2 группы (2мин) Задание для 2 группы. Как определить, какая гласная пишется перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола.
Вставь пропущенные буквы.
Услышал – услышать, повеяло- повеять, клеили – клеить, таял – таять.
203263518415000Что заметили? Сделайте вывод о том, какая гласная пишется перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени.
Сформулируйте правило из данных слов: в форме, прошедшего времени, перед суффиксом –л-, пишется, та же гласная, что и в , неопределенной, форме, перед суффиксом –ть. Выступление спикера Критериальное взаимооценивание, самопроверка Слайд №15(буква перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола)
Закрепление полученных знаний. Составление алгоритма «Перепутанные логические цепочки» (2 мин) Давайте составим алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.
Задание № 3 маршрутного листа. Пронумеруй верную последовательность действий при определении гласной перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени глагола.
. Поставь глагол в неопределённую форму.
. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве.
. Определи гласную перед суффиксом –ть.
МЫСЛ?Л - МЫСЛИТЬ - МЫСЛИЛ
Когда знание правописание гласной перед суффиксом –л- нам необходимо? ( гласные находятся в безударной позиции) Составляют алгоритм Самопроверка Слайд № 16
(Алгоритм)
Презентация 3 группы (2 мин) Задание для 3 группы. Выяснить, как изменяются глаголы в форме прошедшего времени.
Найди в предложениях глаголы в форме прошедшего времени, выдели их окончания, определи число и род (если это возможно).
Я с ним провел почти полдня.
Девочка провела интересную игру с малышами.
Яркое солнышко провело своим лучиком по хмурой стене.
Мы весело провели выходные в Астане.
Сделай вывод, как изменяются глаголы в форме прошедшего времени. Заполните схему. Слайд №17 (изменение глаголов прошедшего времени по числам, а в единственном числе – по родам)
Первичное закрепление знаний (3 мин). Прочитайте правило на с. 188 учебника и убедитесь в правильности наших выводов.
Задание № 4 маршрутного листа. Выбери только глаголы в форме прошедшего времени. Выдели окончания, формообразующий суффикс, подчеркни гласную перед суффиксом –л-. Укажи их число и род, если возможно.
Зима выд_лась суровая… За всю зиму ни разу не потепл_ло и не закап_ла с тесовых крыш суетливая талая вода. Ночью в лесу выли продрогшие волки. Дед Кузьма говорил, что они воют от зависти к людям…
- Из какого произведения этот отрывок?
- Что должно было произойти, если бы Варюша надела стальное колечко на безымянный палец?
- Как думаете, какая «большущая радость» ждет нас на сегодняшнем уроке. Выполняют задания
Большущая радость
Все усвоим изученный материал. Взаимопроверка. За каждый правильный ответ 1 балл.+ 1балл за каждый правильный выбор гласной перед суффиксом –л-, + 1 балл за каждое правильное определение числа и рода. Лишний выбор – минус 1 балл. Слайды №18, №19
(текст)
Итог урока.
«Блиц – опрос» (дополните фразу)
(2 мин)
- А теперь обратимся к вопросам, которые ставили в начале урока и дадим на них ответ.
Задание №5 маршрутного листа.
*Прошедшее время глагола образуется от___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.
*В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .
*Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по ________, а в _____________ - по ________. Похвала, одобрение
. Слайды №20- 22
Инструктаж выполнения д/з (2 мин) С. 188 правило
1. у 472 Списать. У глаголов в форме прошедшего времени выделить окончания, обозначить формообразующий суффикс, подчеркнуть гласную перед ним, определить число и род.
2. Выписать из любого произведения литературы 5 предложений, содержащих глаголы в форме прошедшего времени. Выделить их окончания, обозначить формообразующий суффикс, подчеркнуть гласную перед ним, определить число и род Заполняют дневники Слайд №23
Оценивание. (2мин) Поставьте себе оценки. Суммируют оценки на маршрутных листах
Поставь себе оценку:
25- 22 баллов – «5»
21- 18баллов – «4»
17- 13баллов – «3»
12 -9 баллов – «2»
Вспомним, какие цели ставили на урок.
О чем узнали?
Над чем рассуждали?
Что оценивали?
Что контролировали? Суммативное и формативное
слайд № 24 Слайд № 24 (шкала оценок)
Рефлексия (2 мин) - Давайте подведем итог урока. Накануне праздника Дня Святого Валентина я предлагаю оценить вам свою работу «сердечками», которыми заполним 1 большое сердце нашего класса.
-Если вам все было понятно, вы отлично поработали, остались довольны, у вас хорошее настроение, то возьмите сердечко розового цвета.
- Если вам все было понятно, вы хорошо поработали, но остались чем- то недовольны, у вас не очень хорошее настроение, то возьмите сердечко желтого цвета.
- Если вам было на уроке неинтересно, многое не поняли, плохое настроение, то возьмите зеленое сердечко.
Напишите на нем свое имя и прикрепите к таблице «Сердце урока».
Слайд №26Слайд №20