Открытое логопедическое занятие «Лесная школа»


Открытое логопедическое занятие «Лесная школа». (для неговорящих и плохо говорящих детей. (диагнозы детей: моторная алалия. тугоухость, дцп)
Цель: Учить слоговому пению; формировать фонематическое восприятие; учить чувствовать и передавать хлопками слоговую ритмическую структуру слова; воспитывать умение общаться друг с другом.
Оборудование: Наручная кукла лиса; игрушки: белка, заяц, медведь; картина: « Лесная школа»; Два вида рабочих карт: (по две на ребенка); листы для слогового ритмического отхлопывания; картинки – символы: («вьюга», «Аня», «Оля», «Эдик»).
                                                 Ход занятия.
1.     Психолого – педагогический настрой.
Логопед: Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Но сегодня занятие у нас необычное. Посмотрите, кто к нам пришел в гости. (Демонстрирует лису.)
 
*мимическая гимнастика: - удивитесь, испугайтесь, нахмурьтесь, обрадуйтесь!
 Логопед: К нам пришла лиса и она предлагает побывать нам с вами в «Лесной школе».
В этой школе учатся разные зверята, но еще ничего не умеют и просят вас их поучить! Вы согласны? (да!!!) .Тогда вперед!
2.Пальчиковая зарядка, упражнения на дыхание, голосовые  упражнения в отраженной речи.
Логопед: Вначале говорю и делаю я, потом вы.
 
- По дорожке мы идем : (скользящие движения ладонями друг о друга)
Топ – топ, топ – топ    Вы: топ – топ, топ – топ.
- Звонко песенку поем:
Та – та, та – та.  Вы: та – та, та – та.
- По тропинке мы бежим: (быстрые движения ладонями друг о друга)
Топ – топ – топ, топ – топ – топ. Вы: топ – топ – топ , топ – топ- топ.
- Мы к зверятам так спешим:
Топ – топ – топ, топ- топ – топ.
- На полянку мы пришли: (глубокий вдох носом, выдох – ртом)
АХ! УХ! ОХ!  Вы: АХ! УХ! ОХ!
- В  травке ягодки нашли:
АМ! АМ! АМ!  Вы: АМ! АМ! АМ!
 
3.     Логопед: Посмотрите, вот и «Лесная школа». (Картинка «Лесная школа»).
А вот наши друзья: белка, зайка, мишка. Поздороваемся с хлопками:  здрав – ствуй – те!
 
Логопед:  Дети, посмотрите на зверят и: кто кого будет учить?
- Вика – белку. Проси белку: «дай белку».  – «на белку».
- Артем – мишку. Проси мишку: «дай мишку» – «на мишку»!
 -Ксения – зайку. Проси зайку: « дай зайку» –  «на зайку». (дети усаживают зверей напротив).
 
4.     Логопед: Внимание! Внимание!  К  уроку   все готово!
                 Но в класс пропустят только нас за « вежливое слово»!
Игра: «Вежливые слова».
Логопед:  Я назову слова и словосочетания и, если они покажутся вам «вежливыми», кричите «да».
- добрый день, пожалуйста, будьте добры, отойди, замолчи, благодарю, спасибо.
Логопед: Мы прекрасно справились с заданием и нас пропустили в класс!
 
5.Артикуляционные упражнения.
Логопед: Прозвенит сейчас звонок, начинается урок! (вначале говорю  я, потом – вы)
- ротик шире открываем с колокольчиком играем: З…ЗЗ..ЗЗЗЗ..дзз..дзз.. (2 -3 раза).
 
6.Логопед: На первом уроке мы с вами будем составлять песенки и петь их.  А так же учить этому зверят.
(Элементы методики Новиковой Т Н. – логопеда высшей категории, г Москва). Картинки – символы: «Вьюга», «Аня», «Оля», «Эдик». Карты для составления «песенок»). 
Логопед: Составьте на карте в окошке песенку «Вьюга – Аня». Поем с кулачками, сначала все, затем по одному.
«Вьюга – Оля», «Вьюга – Эдик».
Итог: Мы учили зверят петь «песенки» с кулачками.
 
7.Логопед: сейчас составим две «песенки»  на картах с двумя окошками и будем петь двумя пальчиками: указательным и большим.
«Вьюга – Оля», «Вьюга – Аня», «Вьюга – Аня», «Вьюга – Оля».( поем двумя пальчиками по кнопочкам. Сначала  говорят все, затем - по одному.)Итог: Мы учили зверят петь по две песенки с двумя пальчиками.
 
8.Логопед: Ребята, наш медвежонок  решил составить песенки для вас! Идите к доске! Будьте внимательны. Вдруг Мишка ошибется!
 
«Вьюга – Оля», а поет «Вьюга – Аня»
«Вьюга -  Эдик», а поет «Вьюга – Оля»  (дети внимательно слушают и исправляют песенки).
Итог: Мы помогли Мишке правильно спеть «песенки».
 
9.Логопед: Сейчас вы составьте «песенки» для своих новых друзей. (предложить составить по желанию: либо две, либо одну песенку  для любого ребенка и его друга).
Итог: Вы составляли песенки для зверят и ребят и пели их.
 
10. Логопед: Предлагаю научить наших друзей играть  с  «замочками».
- один «замочек» - много «замочков» (ладони плотно сжимают друг друга)
- один «замочек» - громко! Много «замочков» - громко!
- один – тихо, много – тихо!
 
Итог: Мы учились играть с «замочками».
 
11. Логопед: Покажем, как  играть с «замочками» на картинках!
(карта с шестью картинками: двухсложные слова с первым ударным слогом : лето, лыжи, муха, рыба, рама, ваза).
Инструкция: покажи – закрой фишкой – хлопни «замочком».
 
Логопед: «Сначала я, потом вы!». Показывает указательным пальцем: «Лето»
Дети показывают указательным пальцем: «лето». Логопед: «закройте фишкой, хлопните «замочек»: ле –то». итд.
Итог: Мы закрыли с «замочками» все картинки.
 
Логопед: Сейчас будем открывать замочки. Вначале я, потом вы. (сдвигает фишку у любого ребенка и говорит слово с «замочком».   Дети вначале говорят хором,  затем по одному.
Итог: Мы играли с «замочками» и открыли все картинки.
 
12. Итог занятия. Вы хорошо потрудились в «Лесной школе». Научили своих друзей составлять и петь песенки. Играть с «замочками». Молодцы!
 
Логопед: Возвращаемся в кабинет. (Выполняем вместе со мной)
 
- По дорожке мы идем: топ – топ, топ – топ!
-Звонко песенку поем: та – та, та – та!
-По тропинке мы бежим: топ – топ – топ, топ – топ- топ!
-К своим мамочкам спешим: топ – топ – топ –топ!
 
Занятие закончено! Молодцы!
 
ГУ «Кабинет психолого–педагогической коррекции города Риддер» Управления образования Восточно Казахстанской области Казахстан.  Педагог – логопед высшей категории Трунова Людмила Ивановна. Март, 2014год.
 
 
 
 
Занятия с неговорящими или плохо говорящими детьми вызывает определенные трудности. Наблюдая за малышом, заметила, когда ребенок не может выразить свои мысли  или желания словом, он выражает их мимикой, жестами, стараясь любыми способами добиться желаемого. И если взрослый его не понимает, порой наступает настоящий психологический срыв с громким плачем, бросанием игрушек, иногда катанием по полу.
  Поэтому крайне важно расположить ребенка к себе, основной задачей на первых порах общения считать задачу: налаживания психологического и эмоционального контакта и только после этого на занятиях логопеда искать разнообразные методические приемы, способствующие  формированию желания малыша общаться словом. Могут способствовать этому нетрадиционные формы занятий с любимыми героями, с яркой положительной мотивацией на успех, с заданиями, которые имеют четко выраженную цель: научить маленького человека быть человеком и общаться словами.