Конспект индивидуального логопедического занятия ОНР 3 уровня, дизартрия.


Конспект индивидуального логопедического занятия
ОНР 3 уровня, дизартрия.
Тема: Развитие звукового анализа;
Цель:
1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;
2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;
3. Развитие голоса;
4. Развитие слухового внимания;
5. Формирование звукового анализа;
6. Развитие мелкой моторики; Оборудование:
Звуковая горка, фишки для ЗАС, пипетка, карточка с картинками, карточки с буквами.
Ход занятия
1. Организационный момент (Предлагается ребенку лечь и расслабиться).
В это время произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами: Все умеют танцевать, Прыгать, бегать, рисовать, Но пока не все умеютРасслабляться, отдыхать.
Есть у нас игра такая – Очень легкая, простая, Замедляется движенье, Исчезает напряженье… И становится понятно – Расслабление приятно!
2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата. 
Массаж лба
Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц; 
 Описание: поглаживание лба от середины к вискам; разминание лба от середины к вискам; растирание лба от середины к вискам; растирание лба от бровей к волосистой части головы; проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии. Массаж щек
 Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта; Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.  Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба; Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ. 

Массаж скуловой мышцы
Цель: укрепление скуловой мышцы; активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта; Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей; проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей; пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей. Массаж губ
Цель: укрепление, стимуляция и активизация мышц губ; Описание: поглаживание губ от середины к углам; разминание губ от середины к углам; пощипывание губ от середины к углам; обкалывание губ от середины к углам. 
Массаж языка
Цель: укрепление и активизация продольных и поперечных мышц языка; увеличение его подвижности; укрепление язычной мускулатуры; Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка; ритмичное надавливание на язык от корня к кончику; проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка. поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка; разминание языка.
3. Развитие голоса, длительности выдоха
Изолированное произнесение звука [а]:
Произнесение звука [а], изменяя силу голоса (громко, тихо);
Произнесение звука [а], изменяя тембр голоса (низким голосом, высоким голосом).
Произнесение звука [а] с различной длительностью – дидактическая игра «Горка». Ребенку предлагается вместе со звуком [а] покатиться на горке: при поднятии вверх – длительное произнесение звука [а], при спуске – короткое произнесение звука [а], задание выполняется с опорой на наглядность. Затем наоборот: при спуске - длительное произнесение двух и трех гласных звуков на одном выдохе.
Дутьё через трубочку в стакан с водой (большие пузыри и маленькие)
4.Нормализация моторики артикуляционного аппарата
Изолированное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука «Л».
Упражнения: «Забор», «Лопата», «Непослушный язычок», «Лошадка», «качели», «Пароход гудит», «Барабанщик». 
Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;
5. Развитие слухового внимания
Выделение звука «Л» из серии слов (ребенок поднимает синюю фишку, если услышит слово со звуком Л)
6. Формирование звукового анализа (ребенок называет 4 картинки и выделяет лишнюю из них, обращая внимание на первый звук. Выполняет звукослоговой анализ этого слова)
177068525247600512889527493000
3109595186284001465618463300
7. Развитие мелкой моторики рук. Выбрать из нескольких букв ту, которая обозначает звук Л, закапать из пипетки аккуратными точками.
4970830179527002420773139950019083018262600
8. Итог занятия.