Конспект логопедического занятия для детей с ОНР Дифференциация звука С, З
МБДОУЦРР - детский №5 «Солнышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С, З»
СТАРШАЯ ГРУППА ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ.
Учитель-логопед
Высшей категории
г. РЫЛЬСК 2017г. ВОЛОБУЕВА Л.И.
Цель: УМЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАТЬ ЗВУКИ С-СЬ, З-ЗЬ ПО ГЛУХОСТИ И ЗВОНКОСТИ НА СЛУХ ПРИ ЧТЕНИИ НА ПИСЬМЕ.
ЦЕЛЬ: УПРАЖНЯТЬ НАПИСАНИИ СЛОВ И СОСТАВЛЕНИИ К НИМ ЗВУКОВЫХ СХЕМ, ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ С БУКВАМИ «С-З»,ПОКАЗАТЬ ПУТЕМ ИЗМЕНЕНИЯ ОДНОГО ЗВУКА СЛОГОВ С РАЗНЫМ ЗВУЧАНИЕМ,РАЗВИВАТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ, АНАЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКОВ В СЕРЕДИНЕ , В НАЧАЛЕ , КОНЦЕ СЛОВА.
ПРОИЗНОШНИЕ СЛОВ СО ЗВУКАМИ «С-З»
ВЫКЛАДЫВАНИЕ И ЧТЕНИЕ СЛОГОВ, СЛОВ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «СОМ».
СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО С ГЛАГОЛОМ.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ, МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК,
ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА, компьютер, СЛАЙДОСКОП,ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЛИНЕЙКИ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗЕРКАЛА, КАРАНДАШИ, АЛЬБОМНЫЕ ЛИСТЫ, ТАБЛИЦЫ,ПИРАМИДА,СУНДУЧОК С ПРЕДМЕТАМИ, ПАРОВОЗИК С ЖИВОТНЫМИ.
.
Логопед:
Дети, сегодня мы с вами совершим прогулку на паровозике, а повезет нас зайчик Сенечка. А чтобы нам было не скучно в дороге, мы возьмем с собой своих друзей. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук «С». Во втором вагоне поедут животные, в названии которых есть звук «З», а в третьем все остальные. Посмотрите картинки и скажите, кто поедет в первом вагоне.
ДЕТИ:
В первом вагоне поедут : собака, слон, поросенок
ЛОГОПЕД:
А давайте произнесем четко и правильно названия животных еще раз.
Дети названия животных произносят еще раз.
ЛОГОПЕД:
А теперь скажите, кто поедет во втором вагоне.
ДЕТИ:
Во втором вагоне поедут: заяц, обезьянка, козленок.
Дети еще раз произносят названия животных.
ЛОГОПЕД:
А теперь скажите, кто поедет в третьем вагоне.
ДЕТИ:
В третьем вагоне поедут: медведь, кот , ежик.
Дети повторяют еще раз названия животных.
ЛОГОПЕД:
Сели все поудобнее и поехали . А пока паровозик нас будет везти, мы поиграем в игру «Будь внимательным».
ЛОГОПЕД:
Дети, как свистит свисток ? Давайте произнесем тихо. Зубки вместе, губы в улыбочке (с - с- с- с).
ЛОГОПЕД:
Дети, а давайте покажем , как громко звенит звонок?, Все смотрим в зеркало, четко произносим звук «З».
ЛОГОПЕД:
Молодцы. На слайде картинки, если в названии картинки есть звук «С» вы будете свистеть, а если «З», то вы будете звенеть.
Логопед показывает картинки: сом, замок, земляника, зонт, сапоги, скатерть, , стул..
Дети четко произносят звук «С», и «З».
ЛОГОПЕД:
А тем временем наш паровозик остановился на чудесной полянке.
(Включили компьютер , на экране полянка). Дети давайте выйдем из нашего паровозика и посмотрим, какая чудесная поляна. Ой, а на пенечке какой-то сундучок лежит. Вы берите сундучок, а я возьму листочек и прочитаю , что в нем написано.
ДЕТИ:
А сундучок не открывается.
ЛОГОПЕД:
Наверное, надо закончить четверостишья, читает по листочку:
ЛОГОПЕД:
ИГО ПОЕТ ЛОШАДКА,
ДЕТИ: СПИ МЫШОНОК СЛАДКО, СЛАДКО.
ЛОГОПЕД:
ПОБЕЖАЛА МЫШКА МАТЬ СТАЛА
ДЕТИ:
СВИНКУ В ГОСТИ ЗВАТЬ.
ЛОГОПЕД:
И СКАЗАЛА КОЧЕРГА: « Я ФЕДОРЕ »
ДЕТИ:
НЕ СЛУГА.
ЛОГОПЕД:
ДЛЯ ПТЕНЦОВ И ДЛЯ ЗВЕРЯТ ТО ЖЕ НУЖЕНДЕТИ:
ДЕТСКИЙ САД.
ЛОГОПЕД:
Молодцы, ребята мы с вами выполнили задания, теперь наш сундучок должен открыться.
Дети открывают сундучок Логопед достает предметы из сундучка: свечка, часы, краска, фломастеры, зеркало, замок.
ЛОГОПЕД:
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Чего не стало». Вы закрываете глаз , а я прячу один предмет. Когда я скажу: «Раз два три смотри, а вы должны узнать какого предмета не стало.
ЛОГОПЕД:
Поиграли, молодцы, а теперь давайте все сложим на место, может кто-0то еще поиграет в эту игру на веселой полянке как мы. Давайте сядем на свои места и наш паровозик поедет дальше. Паровозик поехал, а мы вами продолжаем играть.
ЛОГОПЕД:
А игра называется: «ГДЕ ЖИВЕТ ЗВУК». Я называю слова , а вы должны определить место звука в слове .
Логопед произносит слова: земляника, свеча, корзина , нос , капуста, автобус, зубы, козы , слон лиса, сова.
Молодцы? А я сейчас загадаю загадки, в отгадках «С» или»З».
Дети отгадывают загадки:
Без рук ,без топоренка,
Построена избенка.
(Гнездо).
Не лает, не кусается ,
А в дом не пускает.
(Замок).
Весной распускается,
А осенью опадает.
(Лист).
Две сестрицы летом зелены,
К осени одна краснеет,
А другая чернеет.
(Смородина).
Без головы , а в шляпе
Одна нога и та без сапога.
(Гвоздь).
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном,
На столбе золотом.
(Колос)
За деревьями, кустами
Промелькнуло, будто пламя,
Промелькнула, пробежала.
Нет ни дыма, ни пожара.
(Лиса).
ЛОГОПЕД:
Молодцы! Знаете много загадок. А наш паровозик опять остановился .Посмотрите, какой чудесный лес.
Включается слайд «Осенний лес».
Если на деревьях, листья пожелтели.
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое,
Если дождик льется-
Это время года осенью зовется.
Как тихо в лесу, Давайте зайдем в лес.
Физическая минутка «ЛЕС»
Дети выполняют движения руками под чтения стихотворения.
Ой, какой чудесный лес,
Сколько в нем вокруг чудес,
Справа березки стоят, Слева елки на нас глядят,
А вон зайка проскакал. От кого ж он убежал,
А вон волк голодный рыщет,
Он себе добычу ищет,
А мы спрячемся сейчас,
Не догонит серый нас.
ЛОГОПЕД:
Дети, а где наш зайчик СЕНИЧКА, давайте мы его поищем .Кого он испугался.
. Давайте подойдем к дереву , на дереве сидит СОВА. У нее и спросим.
ДЕТИ:
Сова , совушка , сова
Ты большая голова
Ты на дереве сидела
Во все стороны глядела,
Не видала ты нашего зайчика?
СОВА:
Внизу пакет, в нем секрет
Угадаете и узнаете, где ваш зайчик.
ЛОГОПЕД:
Дети давайте посмотрим, что это за пакет.
Да здесь какие-то контуры.
Давайте дорисуем и узнаем , кто украл нашего зайчика.
Дети получают листики, дорисовывают и узнают, что зайчика украла лиса.
ЛОГОПЕД:
Пошли дети к избушке лисы, а лиса как увидела детей испугалась и выпустила зайчика. Сели дети в паровозик и поехали дальше. Весело стало животным, стали они рассказывать разные истории. Из которых видно, что обезьянка любит лазить по канату. Медведь рисовать любит, слон любит учиться в школе, а собака считать.
Дети, посмотрите картинки на слайдах и давайте составим предложения. В первом предложении должно быть два слова, во втором три, в третьем четыре, а в пятом пять.
Дети составляют предложения.
ЛОГОПЕД:
Молодцы! А теперь давайте нашу пирамидку украсим . Сначала помещаем картинки из двух слов, затем из трех, четырех и пяти слов.
Молодцы, с этим заданием вы хорошо справились.
А теперь наш паровозик остановился на остановке «ШКОЛЬНАЯ» . Дети на этой остановке мы поиграем в школу .Вспомните, какие звуки вы знаете?
ДЕТИ:
Гласные и согласные.
ЛОГОПЕД:
А каким цветом они обозначаются?
ДЕТИ:
Гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные синим, а мягкие согласные зеленым цветом.
ЛОГОПЕД:
Правильно , а теперь давайте составим слоги.
Дети составляют по линейке логопедической слоги: са , за , зу , су…
Логопед проверяет правильность составленных слогов
А сейчас, я вам назову слово, а вы мне скажете , сколько звуков в этом слове –СОМ-
РЕБЕНОК:
В этом слове три звука.
ЛОГОПЕД:
Какой первый, второй и третий?
Дети правильно называют звуки и в азбуке выкладывают слово –СОМ-
ЛОГПЕД:
Молодцы, но вот наше занятие подошло к концу, нам надо возвращаться домой, чтобы нам было весело в пути мы с вами споем песню «ПАРВОЗИК».
Паровозик наш бежит, качается,
Очень быстро набирает ход,
Очень жаль, что наш урок кончается,
Лучше б он тянулся круглый год.
Скатертью, скатертью дальний путь стелется.
И упирается прямо в небосвод.
Каждому, каждому в лучшее вериться
Катиться, катиться паровозик мой.
Вот и закончилась наша прогулка, давайте попрощаемся с нашими животными, я думаю, мы с вами еще с ними встретимся. До свидания.