Конспект индивидуального логопедического занятия Дифференциация Ч-Щ (видеоурок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево




Конспект индивидуального логопедического занятия "Дифференциация звуков [Ч-Щ]"























Составила:
учитель-логопед
Жданова Гульнара Валерьевна
МБОУ НОШ с. Стерлибашево







Стерлибашево 2014 год

Конспект индивидуального логопедического занятия "Звуки [Ч-Щ]"
Тема: «Дифференциация звуков Ч-Щ»
Цель: 1. Образовательные:
- дифференцировать звуки Ч – Щ изолированно, в слогах, словах, предложениях,
- учить сравнивать артикуляцию звуков,
- работать над обогащением словарного запаса.
2. Коррекционные:
- развивать зрительное восприятие и память,
- развивать фонематический слух и восприятие,
- развивать мелкую моторику, используя физминутку (пальчиковую гимнастику),
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание говорить красиво и правильно,
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,
- воспитывать общительность и активность на занятии. Оборудование: зеркала, компьютерная презентация, предметные и сюжетные картинки, карточки с изображением одно, двух, трёхэтажных домов (кол-во слогов), схемы-карточки для определения позиции заданных звуков, перфокарты, слоговые таблицы, смайлики, карточки-дорожки для произношения изолированного звука, картинки для артикуляционных упражнений.
Ход занятия
Организационный момент (слайды № 1).
- Сегодня к нам приехали гости. Улыбнись и поздоровайся с ними. Выбери смайлик, который подходит твоему настроению. А теперь прочитай, пожалуйста, волшебные слова, которые помогут нам на занятии (слайд № 2).
- БУДЕМ УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ ЧЁТКО, КРАСИВО И ПРАВИЛЬНО.
Работа по развитию зрительного восприятия.
Логопед: Посмотри на картинки (слайд № 3). Кто на них изображён? (Кузнечик и старушка с метлой) Какой звук издаёт кузнечик? ( Ч-Ч-Ч) Какой звук слышим, когда подметаем листья? ( Щ-Щ-Щ) Молодец!
3. Тема урока. Догадался, какие звуки мы будем сегодня сравнивать? (слайд № 4) (Ч-Щ). Правильно! Будем различать звуки Ч и Щ в слогах, словах и предложениях.
Логопед: Рассмотрим сходство и различие звуков Ч и Щ (слайд № 6).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Сходство Различие
гласн. или согл. - ?
твёрд. или мягк. - ? положение языка - ?
твёрд. или мягк. - ? воздушная струя - ?
звонк. или глух. - ?
губы, зубы - ?
Артикуляционная гимнастика
«Месим тесто» (слайд № 6). Улыбнуться, высунуть язык, пошлепать по нему губами "пя-пя-пя"
«Чистим зубки» (слайд № 7). Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно нижние и верхние зубки.
«Качели» (слайд № 8). Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка вверх (к носу) - вниз (к подбородку) под счет. Следите, чтобы упражнение выполнялось без помощи нижней губы.
«Чашечка» (слайд № 9) Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки", то есть слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.
Пальчиковая гимнастика (слайд № 10)
Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Ну а этот пальчик - я.
- Вот и вся моя семья.
6. Дифференциация звуков изолированно.
- Произнеси звуки по «дорожкам» (слайд 11).
Ч и Щ
13 SHAPE \* MERG
·EFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
7.Дифференциация звуков в слогах. Работа по развитию фонематического слуха.
- Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога (слайд 12)
ча-ща чу-щу че-ще що-чо
ща-ча-ща щу-чу-щу ще-че-ще
8. Дифференциация звуков в словах. Назови картинки, в которых есть звуки [ч’] и [щ’] (слайды 13).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

9. Работа по развитию зрительного восприятия и внимания. Дифференциация звуков в словах. Игра « Слова спрятались » (слайд № 14). Найди слова среди букв.
бжлчудовищефлегпрчасовщикспоц
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
10. Дифференциация звуков Ч и Щ в слогах, словах. Деление слов на слоги. Игра «Заселяем дома» (слайд № 15).
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
щит щу – ка о – во - щи
врач чер – вяк кир – пи - чи
11. Определи место звуков Ч и Щ в словах ( слайд № 16)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
чашка бочка ключ
щука ящик плащ
часы свеча мяч
12. Работа по развитию словаря и грамматического строя речи.
Игра «большой - маленький» (слайд № 17). Образование новых слов по образцу.
щенок – щеночек ящик – ящичек щётка – щёточка
13. Работа над развитием зрительного восприятия, памяти и внимания. Игра «Чего не стало?» (слайд № 18) Раскладываются предметные картинки, ученик внимательно рассматривает, запоминает, закрывает глаза. Со стола убирается картинка, ребёнок открывает глаза и угадывает, исчезнувшие предметы.
14. Дифференциация звуков в предложениях. Составь предложения, используя предметные картинки. (слайд №19)
- Что делают этими щётками?
Этой щёткой

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




15. Работа с перфокартами.
Чтение скороговорки, вставляя пропущенные буквы Ч и Щ ( слайды № 20,21). 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 _ёткой _и_у я _енка,
_еко_у ему бока.
Проверка и самоконтроль. ( Домашнее задание – выучить скороговорку.)
16. Подведение итога занятия.
- Какие звуки мы учились сегодня различать? Четко произносить и различать звуки Ч –Щ
Какой из них произносится коротко, отрывисто? Почему?
Какой из них произносится дольше? Почему?
Какое задание тебе больше понравилось?
20. Рефлексия. Вот и закончилось наше занятие. А теперь какой смайлик выберешь? Все задания удалось выполнить? Мне очень понравилось, как ты работал на занятии. Ты, молодец!