Конспект урока на тему: Столетие бедствий(6 класс)
Урок 21. Столетие Бедствий.
Цели:
Образовательная: на конкретном материале показать перемены и бедствия в жизни европейцев в ХIVХV вв., выяснить их причины, показать воздействие «Черной смерти» и Столетней войны на экономику и общество, проявившееся, в частности, в крестьянских восстаниях.
Развивающая: Продолжать развивать у учащихся общеучебные умения.
Воспитательная:
Оборудование: учебник, тетрадь, схемы причинно-следственных связей, ватманы для символа темы.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент
2. Изучение новой темы
Вспомните, хронологические рамки позднего Средневековья или «Осени» Средневековья? (Верно, это 14-15 вв)
Именно в это время на Европу обрушилось неисчислимое количество бедствий.
И сегодняшний урок так и называется: «Столетие бедствий» (Слайд №1)
Записываем тему урока.
А какие цели мы поставим себе на уроке?
Давайте рассмотрим картины
Чума в Турне.
(Слайд 2)
Чума как кара небесная.
(Слайд3)
Вопросы по картинам:
Кто изображен на картине? (много мёртвых людей)
Как вы думаете, что произошло с ними?(эпидемия чумы)
Как люди того времени могли объяснить себе причину этой эпидемии? (кара небесная)
Средневековые люди даже не подозревали об этих причинах и верили в то, что Бог прогневался на них. Церкви были переполнены людьми, искупавшими свои грехи. Нашлись люди, что это евреи отравили колодцы и вызвали мор, чтобы извести всех христиан. Люди, обезумевшие от горя, поверили и начались массовые еврейские погромы массовые убийства евреев.
А мы с вами можем согласиться с выводами средневекового человека? (Нет)
Каковы же настоящие причины эпидемии под названием «Чёрная смерть», унёсшей десятки миллионов жизней?
Учитель раздаёт заранее заготовленные схемы и формулирует задание. Расставьте факторы в логической последовательности, установив между ними причинно-следственные связи и мы узнаем настоящие причины трагедии. (Слайд 4)
Население Европы сильно выросло.
В Европе больше не осталось пустующих земель.
Сильно выросла торговля, особенно со странами Востока
К 14 в климат Европы изменился, он стал более холодным.
Большая скученность населения в городах.
Все чаще случаются неурожаи.
Многие люди ослаблены недоеданием.
Проверка результатов работы. Сравниваем схемы учащихся с правильным вариантом. Слайд5)
С развитием городов и торговли сеньоры всё чаще старались заменить барщину денежным оброком. Крестьянину для этого необходимо продавать свою продукцию на рынке. А для этого ему нужна была определённая степень самостоятельности и свободы. С конца 13 века в Европе началось освобождение крестьян от личной зависимости, разумеется, за выкуп. Не всем обитателем деревни это было под силу, и всё же число лично свободных крестьян увеличивалось. А те работы, которые прежде выполняли зависимые крестьяне, теперь делали наёмные работники.
«Чёрная смерть» всё изменила – произошло сокращение рабочих рук, наёмный труд стал намного дороже.
А чем отличается зависимый крестьянин от наёмного работника? (зависимый крестьянин за пользование землёй несёт повинности в пользу феодала, наёмный работник свободен и работает за плату)
Задание.
Какие изменения произошли в жизни феодалов, крестьян и наёмных работников в 14-15вв.? (учебнике С. 195)
Ответ на вопрос вы должны дать от 1-го лица, представляя одну из 3-х категорий. Работу выполняем в парах. 1ряд-феодалы, 2 ряд- крестьяне, 3 ряд наёмные работники.
Проверяем ответы.
( 5мин+ответы 3мин)
4,5. Эта ситуация вызывала ухудшение отношений между сеньорами и крестьянами. Особенно болезненно складывались эти отношения в Англии и Франции, которые вели в 14-15 веках тяжёлую войну друг с другом, получившую название Столетней. В результате в этих странах вспыхнули восстания крестьян – Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии.
Заполнить таблицу. (Слайд 6) Учебник с 196.
1 вариант- восстание Жакерия, 2 вариант-Уота Тайлера
Вопросы
Жакерия
Восстание Уота Тайлера
Дата
Причины
Участники
Результаты
Проверка таблиц. Учитель дополняет ответы учащихся, задаёт вопросы.
Что объединяет Уота Тайлера с Гильомом Калем?
Назовите общие черты и различия этих восстаний.
Итак, ребята, давайте вернёмся к началу урока и посмотрим какие цели мы себе ставили, смогли ли мы их достичь?
-Мы узнали с какими бедствиями столкнулись европейцы (чума, обнищание народа, народные восстания)
-Выявили причины этих событий.
Как эти события повлияли на развитие Европы? Постепенно перестраивались хозяйственные отношения, продолжалось освобождение крестьян, сеньоры должны были искать новые пути обогащения.
Менялось сознание людей, власть церкви над умами, практически безусловная в прежние времена, также оказалась значительно поколебленнойой, люди видели, что церковь беспомощна в борьбе с эпидемией.
1)Учащиеся формулируют цели урока:
Узнать с какими бедствиями столкнулись европейцы в 14-15вв.
Причины этих событий.
Как эти события могло повлиять на развитие Европы?
2)Отвечают на вопросы по картине.
3)Выполняют задание в парах на выявление причинно-следственных связей.
4) Отвечают на вопрос в парах.
5) заполняют таблицу по вариантам.
6)Ответы учащихся, заносят недостающую информацию в свою таблицу.
7) Возвращаемся к началу урока, соотносим цели и результаты работы, отвечаем на проблемный вопрос, который ставили в начале урока
Домашнее задание
П.20, вопросы, рабочая тетрадь.
15