Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.





План-конспект

Подготовлен: преподавателем - организатором ОБЖ МБОУ СОШ № 3 р.п. Хор Соковиной Снежаной Викторовной

Тема урока :« Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».

Дата проведения:
Тип урока: вводный
Цели урока:
Образовательная :ознакомление с общими понятиями об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Воспитательная : формирование взгляда на мир.
Развивающая : развитие сенсорной и мыслительной сфер личности.
Оборудование: учебная доска, интерактивная доска.

План урока :
Организационная часть 2–3 мин.
Объяснение нового материла 20-26 мин.
Просмотр научного фильма «ЧС природного характера» 10 мин.
Задание на дом – 2-3мин.
Завершение урока 1–2 мин.

Ход урока :

Оформление :
- на доске написать тему урока «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера» и нарисовать схему ЧС природного характера. Схема приложена ниже.
- подготовить к работе интерактивную доску

Организационная часть урока.(2-3 мин.)

Учитель :Здравствуйте ребята ! Мы начитаем новый раздел Опасные и чрезвычайные ситуации и безопасность человека. Сегодня мы познакомимся с общими понятиями чрезвычайных ситуаций природного характера. Давайте запишем тему урока в тетрадь.
Дети записывают тему урока с доски.

Объяснение нового материла ( 20-26 мин.)

Учитель : История развития земной цивилизации связана со стихийными бедствиями, авариями и катастрофами. В современном лексиконе эти явления называются природными чрезвычайными ситуациями (ЧС). Одни из них были причиной заката цивилизаций и государств, другие послужили толчком в развитии народов и регионов. Давайте запишем определение природной чрезвычайной ситуации.
Природная чрезвычайная ситуация(ЧС) – это обстановка на определённой территории, или акватории, которая сложилась из-за возникновения источника природной ЧС.
Учитель: Как вы считаете, что является источником чрезвычайной ситуации природного характера?
Ответы: цунами, землетрясения, извержение вулкана.
Учитель : Источником природной чрезвычайной ситуации называют опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории возникла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. К ним относятся: землетрясение, вулканическое извержение, оползень, карст, просадка в лессовых грунтах, эрозия, переработка берегов, цунами, и другие опасные ситуации.

Учитель : Наглядными примерами могут служить три стихийных бедствия в 1995 г.
Сан-Анджело, Техас, США, 28 мая 1995 года: смерчи и град обрушились на город с 90-тысячным населением; причиненный ущерб оценивается в 120 миллионов американских долларов.
Аккра, Гана, 4 июля 1995 года: самые обильные за последние почти 60 лет осадки вызвали сильные наводнения. Около 200 000 жителей потеряли все свое имущество, еще более 500 000 не могли попасть в свои дома, и 22 человека погибли.
Кобе, Япония, 17 января 1995 года: землетрясение, длившееся всего 20 секунд, унесло жизни тысяч людей; десятки тысяч получили ранения, и сотни остались без крова.
Учитель : У стихийных бедствий, есть по мимо источника причины из возникновения. Рассматривая причины ЧС в природной сфере, их являются :
- нарастание антропогенного воздействия на окружающую природную среду;
- расселение людей в зонах потенциальной природной опасности;
- ослабление систем наблюдения за природными процессами и явлениями;
отсутствие или плохое состояние защитных инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений;

.

Учитель: Стихийные бедствия могут возникать как независимо друг от друга, так и во взаимодействии: одно из них может повлечь за собой другое, так на пример 11 марта 2011 года на северо-востоке Японии произошло землетрясение , которое вызвало крупнейшее цунами, которое накрыло территорию общей площадью 561 квадратный километр, что соответствует 90% площади центра Токио.
За последние 20 лет XX века от стихийных бедствий в мире пострадало в общей сложности более 800 млн. человек (свыше 40 млн. человек в год), погибло более 140 тыс. человек, а ежегодный материальный ущерб составил более 100 млрд. долларов.

Учитель: Дайте запишем, что больше всего ЧС природного характера обусловленно наводнениями более 30 % в год. На втором месте тайфуны, ураганы бури около 20 %, дождями около 15%, землетрясениями около 8%.

Учитель: На территории России встречается более 30 опасных природных явлений и процессов, среди которых наиболее разрушительными являются наводнения, штормовые ветры, ливни, ураганы, смерчи, землетрясения, лесные пожары, оползни, сели, снежные лавины. Большая часть социальных и экономических потерь связана с разрушениями зданий и сооружений из-за недостаточной надежности и защищенности от опасных природных воздействий. Наиболее частыми на территории России становятся природные катастрофические явления атмосферного характера бури, ураганы, смерчи, шквалы (28%), далее идут землетрясения (24%) и наводнения (19%).

Учитель: Теперь давайте рассмотрим классификацию природных ЧС. На доске находится схема природных ЧС. Давайте ее рассмотрим и перенесем в тетради.





Учитель: Теперь перейдем к последствиям чрезвычайной ситуации.
Напишите в тетради по середине последствия природной ЧС.
1 Человеческие жертвы и ущерб здоровью.
2 Ущерб природной окружающей среде.
3 Значительные материальные потери.
4 Нарушение жизнедеятельности людей их образа жизни.

Просмотр научного фильма «ЧС природного характера» (10 мин.)
Учитель: У нас немного времени, я предлагаю вам посмотреть видеоролик, который называется «ЧС природного характера».

Задание на дом – 2-3мин.

Учитель: Задание на дом : повторение конспекта в тетрадях.

5. Завершение урока (1–2 мин.)
Учитель : Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. И так, какие вы новые термины вы сегодня узнали?
Ответы: источник, природной ЧС, природная ЧС.
Учитель : Хорошо. Какие природные чаще встречаются в России?
Ответы : наводнения, штормовые ветры, ливни, ураганы, смерчи.
Учитель : какие природные явления происходят чаще всего?
Ответы : Наводнения.
Учитель: Молодцы ребята. Спасибо за урок. До свидания ребята!
































ссылки и литература по теме урока.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
//www.youtube.com/results?search_query=чс+природного+характера
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Баринов А. В., Седнев В. А., Шевчук А. Б., Неровных А.Н. Ч 68 Чрезвычайные ситуации природного характера. Ч. 1.Чрезвычайные ситуации в литосфере: Учеб. пособие. – М.: Академия ГПС .МЧС России, 2010. - 180 с.
ISBN 5-89-552-18-5








Заголовок 1 Заголовок 215