Урок внеклассного чтения на тему: Викторина по сказкам Пушкина


Урок внеклассного чтения в 4 классе
Тема: Викторина по сказкам А.С.Пушкина
Цель: обобщение и закрепление знаний по сказкам А.С.Пушкина
Задачи:
Обучающие: сформировать навыки по практическому решению поставленных задач;
Развивающие: обогащать духовный мир учащихся и словарный запас;
Развивать коммуникативные навыки, умение общаться, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи;
Развивать сообразительность, интуицию, любознательность.
Воспитательные: показать красоту и глубину мудрости сказок А.С.Пушкина, правильно оценивать поступки людей;
Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, любви к чтению.
Оформление класса:
Плакат « Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
2. Портрет А.С.Пушкина
3. Иллюстрации к сказкам
4. Рисунки детей
5. Выставка книг
Ход урока
Учитель:
Итак, друзья, начнем программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интересней,
Чем наши волшебные сказки.
Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей, то чудо – белка поёт: во саду ли в огороде.
Всё это очень интересно! Сейчас мы вспомним любимые ваши сказки А.С.Пушкина. Итак, приоткроем дверь в прекрасный мир сказки. Как вы знаете сказки писателя, покажет викторина. В ней примут участие 3 команды: « Золотая рыбка», « 33 богатыря», «Синее море». Пройдя этапами конкурсов, мы определим, кто из участников лучше знает сказки Пушкина.
Итак, начнем, мои друзья!
Пройти по сказкам нам пора!
Задание №1 – Разминка
На доске рисунки ребят к сказкам А.С.Пушкина. Необходимо выбрать по два рисунка к одной и той же сказке. ( Выполняют поочередно, вывешивают рядом, называют сказку)
За правильное выполнение – 1 балл
Задание №2 - Лучшие знатоки сказок.
( Каждая команда получает 3 вопроса. Правильный ответ – 1 балл)1.Какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу?
( « Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)2.Что кричал петушок, сидя на спице?
( « Кири –ку-ку. Царствуй, лёжа на боку!»)3.Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?
( «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»)
1.Что молвила третья царица?
( « Кабы я была царица,- Я б для батюшки – царя
Родила богатыря.»)2.Что молвила Золотая рыбка?
( « Отпусти ты, старче, меня в море,Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюся, чем только пожелаешь.»)3.Как начинается « Сказка о царе Салтане»?
( « Три девицы под окномПряли поздно вечерком.»)1.Какими словами обращается старик к Золотой рыбке?
( « Смилуйся, государыня рыбка!»)
2.Какими словами начинается « Сказка о рыбаке и рыбке»?
( « Жил старик со своею старухойУ самого синего моря.»)3.Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
( « Я там был, мёд, пиво пил – И усы лишь обмочил.»)Задание № 3
Теперь слова сказок буду говорить я, а вы – давать ей название. Условие: название сказки нужно отгадать с первой строки. Если не узнаёте, - я читаю вторую строку, но из 5 баллов один вычитается. Условие второе: если игроки команды процитируют отрывок из сказки – балл добавляется.
Задание № 4 – Услышу – скажу, увижу – расскажу.
Каждая команда подготовила загадку – героя сказки. Посмотрите внимательно, игроки, назовите героя и из какой сказки.
( Правильный ответ – 5 баллов )Задание № 5
Прекрасны герои этих сказок, но они молчат. Следующее задание – своеобразный кастинг, отбор актёров. Все знают знаменитые слова:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь дубе том.
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Внимание! Участники команд, используя мимику лица и выразительность речи, произносят слова Пушкина, стараясь передать настроение изображенного на листе бумаги героя. ( Демонстрирует учитель. Страх, удивление, радость, гнев, обиду и др.)Максимальная оценка – 5 баллов. А прохождение кастинга, выставление баллов определят аплодисменты болельщиков.
Следующий конкурс – задание – художественный номер.
К нему игроки должны подготовиться морально. Пусть они отдохнут, а я займусь болельщиками. Сказки Пушкина вы тоже знаете. Вам вопрос – от вас – ответ. За правильный ответ – 1 балл. Его вы можете отдать любой из команд. Но отвечать будет тот, кто быстрее поднимет руку.
1.Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает « Сказку о золотом петушке». ( « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»)2.Назовите ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки.
( « Ты прекрасна, спору нет, Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее!»)3.Назовите слова, начинающие сказку « О попе и работнике его Балде».
( « Жил – был поп,Толоконный лоб.
Пошел поп по базару,
Посмотреть кой – какого товару.»)
4.Из какой сказки слова: « Корабельщики дивятся, на кораблике толпятся.» ( « Сказка о царе Салтане»)
5.»… В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги окружили шею,
На руках дорогие перстни,
На ногах красные сапожки.»( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
6.» Но между тем, никем не зрима,
От нападений колдуна.
Волшебной шапкою хранима,
Что делает моя княжна.»( « Руслан и Людмила»)
7.» Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей»
( « Сказка о золотом петушке»)
Задание № 6
Художественный номер и его оценивание в 5 баллов
Задание № 7 - Конкурс капитанов
Капитан с помощью пантомимы изображает содержание предложенного ему отрывка. Команда отгадывает, о чем идет речь, из какой это сказки.
1.Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы;
К колеснице подлетел
И царю на темя сел.
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился…
2.Ей в приданое дано
Было зеркальце одно.
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
« Свет мой, зеркальце. Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
3.Еще больше старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает:
« Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.»( Максимальный балл – 5)
Задание № 8
Наверное, ощутив то, что их вспоминают, герои сказок выслали на наш конкурс телеграммы. Каждой команде адресовано 2 телеграммы. От кого они – отгадайте. За правильный ответ – 5 баллов.
Не могу прибыть к вам, очень занят, так как верёвкой хочу море морочить , да проклятое племя корчить» ( Балда)
Ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна. Ждите , ждите, скоро будем. ( Корабельщики)
Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно. ( Молодая царевна)
Приду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна. ( Вторая сестрица)
Очень жаль. Приехать не могу:
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола!
Горе! Смерть моя пришла! ( Царь Додон )Не могу у вас появиться,
Пуще стала старуха браниться. ( Старик)
Заканчивается наш урок.
Пора подвести итоги.
Результаты конкурсов показали, что все вы знаете и, наверняка, любите сказки Пушкина.
Итоги, награждение команд грамотами.