Проектная работа на тему: Рождественская сказка
МОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
По теме:
«РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА»
Авторы проекта: Учащиеся 5 «А», 5 «Б»,
5 «В», 5 «Г», 5 «Д», классов,
а также Пичужкина Ксения
и Киселёва Света 7 «Г» класс.
Руководители проекта: Курышева Наталья Пантелеевна,
преподаватель ИЗО,
Сазонова Ирина Петровна,
преподаватель технологии
Сергиев Посад
2012 г.
ТЕМА ПРОЕКТА: «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА»
Авторы проекта: Учащиеся 5 «А», 5 «Б», 5 «В», 5 «Г», 5 «Д», классов, а также Пичужкина Ксения и Киселёва Света 7 «Г» класс.
Руководители проекта: Курышева Наталья Пантелеевна, преподаватель ИЗО, Сазонова Ирина Петровна, преподаватель технологии
Межпредметный проект: Мировая художественная культура, история, изобразительное искусство, технология, литература. Возраст учащихся: 11 – 13 лет.
Оборудование: Деревянные рамки размером 1 м на 2 м (вертикальные), ткань блузочная (индийская) натянутая на рамы. Черный карандаш, для эскизов (бумага формат А-4, масляная пастель, акварельные краски, цветные карандаши), контур для ткани, краски для росписи по ткани, кисти (белка разного размера), ткань разных видов для кукол синтепон и различные материалы для украшений изделий ручного труда.
Цели проекта:
Объединить творческие способности учащихся разного возраста в коллективно-творческой деятельности, развивая мотивации учащихся к сотрудничеству, непринужденному общению, давая каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности в одной большой работе над панно.
Познакомить учащихся с последовательным, системным подходом к созданию коллективного панно большого формата, используя новые художественные материалы.
Творчески подойти к выбору темы панно и к формированию единой, цельной композиции, собирая её из нескольких сегментов, а также к правильной цветовой нагрузки, как отдельных элементов рисунка, так и всей композиции в целом.
Задачи проекта
- Сформировать четкие знания учащихся об истории Батика, о технологии создания картин в этой технике. Познакомить учащихся с новым видом декоративно- прикладного искусства «Батик».
- Научить учащихся свободно владеть «контуром» - материалом для создания определённого барьера для красок по ткани.
- Научить подбирать цветовые сочетания в связи с выбранной темой для коллективной работы, а также научить создавать богатую цветовую палитру из «открытых» ограниченных цветов в красках для росписи по тканям.
- Довести до окончательного варианта работу, выделяя композиционный центр с помощью цветовых контрастов и, обобщая мелкие детали в единую целостную композицию.
- Создать атмосферу сотворчества и взаимодействия в работе всего коллектива, взаимообучению, взаимоконтролю внутри коллектива и взаимоуправлению внутри группы, коллектива.
- Развивать художественный вкус и наблюдательность учащихся.
- воспитывать эмоциональную восприимчивость и целостность взгляда на мир.
Сроки проведения проекта: декабрь - март , 6 дней практической работы над занавесом. Остальное время для предварительной работы на выбор материала, информации, экскурсий, подготовки рам к проекту, создание эскизов, создание кукол и т.д.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
I Этап - подготовительный.
Его цель: углубить собственные знания учащихся по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.
Актуальность и выбор темы, как проблемы современной несовершенной программы по ИЗО в нашей стране. Определение вопросов, касающихся информационной базы, деталей, тематики и цветовой нагрузки проекта, а также.
Выбор и сбор дополнительной информации по теме проекта.
II Этап – основной.
Его цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей.
Создание рабочей композиции - эскиза, как первоначальный вариант выбранной темы. Перенос деталей на отдельные сегменты большого панно. Создание кукол. Подбор цветовой палитры для темы и нанесение специальных красок.
III Этап – заключительный.
Его цель: взаимодействие детей с уже завершённой работой, осуществление контроля детьми в коллективной работе и согласование действий учащимися в решении сложных творческих задач.
Заключительная работа над большими форматами и обобщение всей композиции. Сшивание отдельных сегментов в единое панно – занавес. Присоединение к панно кукол, оформление выставки подготовительных эскизов. Создание слайд фильма- презентации для показа на конференции, распределение информационного материала для защиты проекта.
ОБЗОР ИНФОРМАЦИИ
На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду. Искусство росписи тканей дало миру сарафаны России, расписанные ткани и сари Индии, необыкновенные кимоно Японии. Много лет назад на островах Индонезии появился один из способов ручной росписи ткани – батик.
Искусство росписи тканей имеет многовековую историю. Считают, что известный теперь всему миру батик появился в 13 веке. Родиной этого древнего искусства является Индонезия, а в Европе он получил распространение только с ХХ в.
Батик – особая техника росписи, при которой на ткань сначала наносят рисунок тонким слоем воска, затем покрывают ее краской. В результате окрашиваются некоторые воском участки. После удаления воска на ткани остается оригинальный, неповторимый рисунок.
Индонезийские ткани окрашивались натуральными красителями, приготовленными из листьев растений, корней, лепестков цветов. С развитием современных технологий для выполнения батика используют специальные анилиновые красители на спиртовой и водной основе и другие краски.
Батик – индонезийское слово и в переводе означает «капля воска», а слово «Membatik» - рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от краски отдельные участки ткани.
Существует несколько основных приемов, которые используют художники в современном батике. Но каждый художник, изменив самую малость в технологии, может получить нечто новое и оригинальное. Батик бывает: горячий, холодный, узелковый и свободная роспись. Мы попробовали только один способ – холодный батик, так как он прост в технологии. Сегодняшний день позволяет совмещать батик и другие материалы как варианты коллажей и часто батик становится объектом не только как потребительский - роспись одежды, картины, но и более широкое распространение приобрели различные виды батика, например, батик при изготовлении штор, портьер, сувениров, ширм, театральных занавесов. Что мы и использовали в нашем проекте, как основу.
Каждый год приходит к нам зима, и каждый год приносит она праздник. Праздник снежных горок и веселья, ёлок и подарков, снега и чистоты в праздник Рождества.
Рождество – это день чудес и день прощений, когда вспоминается всё хорошее. С давних времён Рождество считалось временем сказок и добра духов, праздником света, добра и любви. Рождественские празднования, как и приход самой зимы в разных странах отмечались по разному. Например, в некоторых странах Европы, зима, а с ней и рождественские праздники начинались в день Святого Мартина - 11 ноября, когда по поверьям вода, оставленная на ночь, к утру могла превратиться в вино, а сам святой в подарок приносил детишкам вкусное печенье.
В других странах Европы Рождество ассоциировалось с днём Святого Николая. В канун этого дня дети выставляли свою обувь за порог, клали в нее сено – подарок для святого коня, а тот в свою очередь, награждал их за это подарками. В северных странах праздники начинаются со дня Святой Лючии: все дочери своих родителей готовят сладости, а ночью, когда взрослые спят, идут их будить и угощать приготовленными явствами.
А знаете ли вы, что раньше существовал король Рождества, и в разных странах он назывался по-разному. Но как не назывался праздник, когда бы он ни отмечался, главным атрибутом Рождества являются все же подарки, которые в разных странах разносят святые или сказочные герои. Так, например, в Норвегии и Дании рождественские подарки разносят эльфы, которые живут на чердаках и конюшнях. В канун рождества они появляются, чтобы разложить подарки по всему дому.
В Италии раздачей подарков заведует старушка, которая прилетает на метле, и зовут её – Бефана. У немцев подарки приносит Кристкиндл – ангел, который появляется верхом на олене, с целыми повозками сладостей и игрушек. В России в канун Рождества появлялась прекрасная девушка в белом – Коляда, которая и привозила с собой подарки. Наиболее известным и любимым рождественским духом является Санта Клаус, который в рождественскую ночь появляется в упряжке из оленей, пробирается в дом, сквозь трубу и оставляет подарки в чулках, которые предварительно развешиваются по всему дому. У нас же в России рождество в первую очередь считается церковным праздником. Как все мы знаем, в эту ночь на свет появился Иисус Христос.
В нашей стране 6 января является рождественским сочельником. Издавна в этот день избу старательно убирали, стол застилали чистой скатертью, но за стол садиться до первой звезды нельзя было. А первая звезда считалась Рожественской, а свет её - свет божий. Праздничный ужин всегда был обильным и разнообразным, отчего этот вечер и назывался Щедрым вечером, а на Украине его прозвали Щедрик. При этом стол, на котором устанавливались яства, устилали сеном и соломой. Перед самым началом этой трапезы хозяева зажигали лампадку у образов, ставили перед иконами восковые фигурки Христа и читали молитвы, а потом всё семейство принималось за угощения.
Обычай украшать ёлку был перенят у жителей Германии, что ель священна, а в её ветвях живёт «дух лесов», является защитником правды. Кроме того, ёлка – дерево вечности, поэтому оно стало символом неувядающей молодости, долголетия, достоинства и верности. А шишки – символы жизни и восстановление здоровья. В нашей стране царём Петром 1 был издан указ – документ гласил, что жители каждого дома на Рождество должны были украсить можжевеловой или сосновой веточкой хотя бы ворота. Веточки наряжали конфетами, овощами, фруктами. А вот первая нарядная, в современном понимании этого слова, ёлка была установлена в 1852 году в здании вокзала Петербурга.
И конечно на Рождество самыми желанными для детей были - подарки. Подарки на Руси дарили разные, но девочкам особенно очень нравились куклы сшитые или сделанные из ткани, для них в течении года собирали самые красивые лоскуточки, подбирали самую нарядную ткань и задумывали разные образы для маленьких кукол которые назывались Берегинями.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных
крестьянских семьях, с давних времен, была тряпичная кукла. В иных домах
их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной , белой тряпицей лицо, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов.
Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда
обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно
хороши, и она делала их на заказ. Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи. Девицам - платочки, бабам « борушку» наденут.
Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон
рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали
повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В
кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть,
постигали традиционное искусство одевания.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а
берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на
посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь
замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с
ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не
смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные
обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и
красивый русский народный обряд. Относились к игре очень серьезно,
сохраняя последовательность обряда, запоминая и повторяя разговоры
взрослых, исполняемые ими обрядовые песни. Для игры собирались группами в избе, в амбаре, летом на улице. И каждая девка приносила с собой коробейку с куклами. В игре их было до двадцати и более: жених,
невеста, родители молодых, подруги-повязочницы, подруги-кокушницы,
тысяцкий, повозник и все остальные, как полагается на настоящей
свадьбе. Сцена за сценой развертывается сватовство, налаживание к
богомолью, посиделки, баня, девишник. Кукле-невесте расплетали
кукольную косу, и девочка, которая играла за куклу-подругу, начинала
голосить. После венчания кукле-невесте заплетали волосы в две косы и
укладывали по-бабьи, сажали за княжеский стол, затем молодых оставляли
одних, и кукольная свадьба на этом заканчивалась.
В деревенской кукле предпочитали женский образ, даже в детских
играх, если нужна была кукла-жених или мужик, брали просто щепочку.
Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали определенный
смысл. Она наделялась магической силой плодородия. Вот почему часто
игрушка - свадебный атрибут. Куклы, наряженные в красные ситцевые
лоскутья, украшали "куличку" и "пряницу" (так назывался жертвенный хлеб
в России).
Куклу или ребенка давали в руки невесте, чтобы обеспечить новую
семью потомством. Этот древний обычай превратился в наши дни в шуточную церемонию. За свадебным столом невесте делали подношение, и она должна была "принародно" посмотреть его. Подарок был закутан, завернут, а в нем - маленькая кукла. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь
традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не
обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто
неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл
намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным,
недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и
безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие,
здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног,
без обозначенного лица передается характер куклы. Кукла многолика, она
может смеяться и плакать. Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу -прекрасному образу девичества. Используя те же приемы, изготавливали из тряпья и куклы-обереги. Это двенадцать "кукол-лиходеек": "Огнея", "Ледея", "Трясея" и др., олицетворяющие, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней.
Самые первые куклы, которые делал человек на заре своего существования – были куклы из золы. Процесс изготовления таких кукол был предельно прост. Брали золу и смешивали с водой. Благо в те времена никаких проблем с золой не было, т.к. абсолютно всю пищу готовили на открытом огне или в очагах. Далее, из этой смеси скатывали шарик и прикрепляли к нему юбку. И называли такую куклу Бабой – женским божеством. Такая кукла передавалась из рук в руки по женской линии, от бабушки внучке в день ее свадьбы. Кукла – Баба была обережной куклой, хранительницей дома и очага. Эта кукла всегда сопровождала свою хозяйку при переездах. Люди верили, что если принести эту куклу на новое место, то в новом доме обязательно появится очаг, уют и тепло.
Еще одна из древнейших кукол, дошедших до наших дней, изготавливалась из волос. Остриженные волосы женщина не выбрасывала ни в коем случае. Она собирала их в маленький мешочек и делала из него куколку. В те времена верили, что если больного человека обложить со всех сторон такими мешочками, то он непременно пойдет на поправку.
Эти куклы, так же как и кукла-баба, не были игровыми. Они бережно хранились в сундуках и передавались по наследству только в день свадьбы. В подавляющем большинстве случаев, кукла – это символ женщины, женской сути, и конечно же, связь с ней имела непосредственно сама женщина. Хотя, мужчинам тоже доводилось пользоваться магической силой куклы, но все же, куклу мужчине давала именно женщина, отправляя мужа на войну или в дальний путь. Считалось, что кукла, подаренная женой перед дорогой, охраняет от всех невзгод и ненастий, напоминает о родимом доме и очаге. У каждой хранительницы очага дома в «красном углу» обязательно была обережная кукла. И когда в доме возникали ссоры и ругань, то женщина, когда оставалась одна, открывала настежь все окна и двери и словно маленьким веником – этой куклой выметала прочь весь «сор из избы». Это вовсе делалось не для того, чтобы в доме было меньше мусора, выметали «сор» из-за которого в доме как раз и возникали все ссоры и ругань.
От «дурного глаза» младенца охраняла яркая обережная кукла, которую клали в колыбельку рядом с ребенком. Но, стоит отметить, что далеко не все куклы имели магическую силу и были обережными. Делали так же и простых кукол, с которыми с большим удовольствием и радостью играли дети. Первая из кукол — самая важная для младенца. Она является основой для многих кукол: проста в изготовлении и ее можно сделать всего за несколько минут. Это оберег, и назвается он — младенчик, или пеленашка.Когда-то на Руси пеленашку клали в колыбель ещё некрещеного младенца, для того, чтобы сбить с толку злые силы. Кукла принимает на себя все напасти, угрожающие незащищенной душе и телу малыша. После крещения ребёнка пеленашку хранили вместе с крестильной рубашкой, либо она становилась для ребёнка куклой – талисманом. Кукла–пеленашка шилась будущей мамой на последнем месяце беременности, с добрыми мыслями о будущем дитятке. Ткани для изготовления пеленашки, как правило, были кусками от одежды матери, бабушки, отца и т.п. Это обеспечивало родовую защиту. Куколка вкладывалась в ладошку и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Пеленашка и на вид очень простая куколка — младенчик в платочке, запеленутый и обвитый свивальником. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Завязывают узел, символизирующий пуп — центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и пуповину ребенка. Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова на Вятке обережную куклу для будущего ребенка беременная женщина мастерила при зажженной свече, произнося молитву. «Трубочку» из ткани нужно было шесть раз скрутить-раскрутить , и, только скрутив седьмой раз, ее можно было обмотать ниткой, при этом, держа «трубочку» в левой руке, а нитку в правой. Наматывая нить, женщина наговаривала то, что хотела бы пожелать ребеночку. Будущая мама мастерила семь обережных куколок-младенчиков. Они на первом году жизни ребенка лежали в люльке, привязывались к одежде, вкладывались малышу в ручки.
Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. В настоящее время традиция сохранилась. Теперь, как и сотни лет, назад, несмотря на технический прогресс, можно сделать кукол своими руками и подарить новой семье от чистого сердца с пожеланием никогда не разлучаться. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжи подвешивали пару кукол – свадебных неразлучников. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое. После свадебного торжества эта кукольная парочка хранилась в доме как оберег семейных отношений и верности.
Русская народная кукла
"День и Ночь"
Куклы "День и Ночь" - куклы-обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.
Куколка "День" - молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она - хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко. Куколка следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.
Куколка "Ночь" - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Ночь - волшебница. Она меняет и вещи и людей. Она несет другой мир. Ночью все таинственно. Все привычное без солнечного света становится неузнаваемым. И люди становятся другие. Более откровенные, открытые. Самые душевные разговоры за полночь затягиваются. Но главное, ночью люди спят. Ночь следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Русская народная кукла
"Симеон-Столпник"Так же имеет название Симеон-Летопроводец, Ромеол-Столпник.
C середины 14 века и до 1700 г. 14 сентября на Руси отмечали Новый Год или Новолетие. В это время начиналось бабье лето, чествовали краснеющую рябину, праздновали Рябинкины именины. На этом празднике поздравляли детей и матерей, мужики пили пиво. Проводился обряд похорон мух и тараканов.
Этот обряд сам по себе довольно странный и смешной. Его происхождение объясняется тем, что с наступлением осени эти насекомые сами по себе гибли от холода. Для обряда девушки и молодые женщины делали из свеклы и редьки коробки или гробики и хоронили мух, а в щепах хоронили тараканов и притворно плакали, разодетые как можно лучше. Это служило хорошим поводом молодым людям высматривать невест и засылать сватов.
По своему содержанию обычай этот несколько напоминает древнее русское почитание Белобога. Он представлялся обыкновенно в окровавленном виде, покрытый весь мухами и насекомыми, и относился вообще к божествам добрым.
На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни состязались в ловкости. Залезали на столб и пробовали снять куклака. Кому это удавалось - доставалось всеобщее уважение и почет.
Так же с этим днем связан не менее важный обряд - так называемые "Постриги" и "Сажение на коня" при переходе из младенчества в четвертом году жизни. О нем весьма часто упоминают наши летописи.
Ко дню Симеона-Летопроводца заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб.
Кукла Симеон делалась к уборке урожая. В его руках цеп для молотьбы. Симеон добавляет мужчинам силы.
Русская народная кукла
"Колокольчик"
Кукла Колокольчик - куколка добрых вестей. Родина куколки - Валдай. Оттуда и пошли валдайские колокольчики.
Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко.
У куколки три юбки. У человека тоже три царства. Медное, серебряное, золотое. И счастье складывается тоже из трех частей. Если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
АННОТАЦИЯ
Тема Батика взята из программы для 5-х классов под руководством Б.М. Неменского немного в расширенном варианте, в том виде в каком она предлагалась в программе для 5 – х классов выполнить её не представлялось возможным. Дети, выполняя эту работу, должны были бы учиться либо в художественных школах, либо посещать студии изобразительного искусства, в любом случае, уже должны обладать достаточными знаниями и умениями для сложных индивидуальных работ. Поэтому была выбрана такая форма работы с детьми, где дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач.
Тема батика очень обширна мы затронули только один из вариантов, т.к. очень много различных способов создания росписи по тканям которые мы просто не в состоянии выполнить в рамках школы и урока.
Был выбран самый простой способ это холодный батик, так как он самый простой в работе. Из-за большого выбора художественных материалов предназначенных для росписи по тканям были выбраны самые безопасные материалы для здоровья - не токсичные и не вызывающие аллергию, предпочтение отдавалось отечественному производителю.
В предверии нового года и праздника Рождества детям были предложены темы на выбор: «Зимний пейзаж», «Рождественская сказка». Выбор был сделан в пользу «Рождественской сказки». Каждому классу предлагалось разделиться на три группы (т.е. по рядам) и выполнить три батика или на одну и ту же тему, но в разных вариациях. Каждый класс выполнял один сегмент небесный и два с домиками ёлками, деревьями и т.д. Наш проект - коллективная работа, которая включала в себя три этапа уже выше упомянутые:
Подготовительный этап – это беседы, обсуждение темы – что может быть изображено на большом панно, с каким видом изобразительного искусства его можно сочетать, вот тогда и было решено выполнить совместную работу со старшими классами, так как они более опытные в некоторых вопросах, например, в технологии. Для этого были выполнены эскизы кукол в зимней русской народной одежде. А чтобы они выглядели похожими на русских барынь, учащимися был подобран информационный материал, где описывались подробно виды и детали зимнего русского народного костюма. Зарисованные образы русских красавиц в зимних нарядах стали эскизами к плоскостным куклам, как яркая изюминка на большом панно.
В преддверии праздника нового года и Рождества все 5-ые классы
участвовали в благотворительной акции. Которая была посвящена поздравлению ветеранов ВОВ с наступающим новым годом, для этого все учащиеся 5 – х классов выполнили открытки в виде сувениров
А группа «Фантазёры» выполнили коллективную работу «Рождество в Сергиевом посаде».
Эта работа заняла призовое место в районном конкурсе. Все происходящее в ней напоминает мультипликационный фильм – клип снятый для украинской песни Олега Скрипки «Щедрик».
Эти работы в полной мере отразили праздничную атмосферу, новогодних праздников. Оттуда была взята идея работы с рождественскими ангелами посланниками мира, добра и любви. С небольшой группой учащихся 5-ых классов, посещающих дизайн – студию «Фантазёры», были выполнены праздничные куклы «Ангелочки», что стало дополнительным толчком к работе о Рождестве.
По программе ИЗО, ближе к новому году, есть тема «Зимний пейзаж» которая и стала решающей в выборе темы «Рождественская сказка». С рождения ребёнок слушает сказки, которые ему рассказывает мама и часто, дети сами начинают сочинять сказки, так обычный зимний пейзаж превратился в сказочный, а чтобы придать ещё более загадки и фантастичности, то каждый пейзаж должен был навеять зрителю новогоднюю сказочную атмосферу. А так как речь шла ещё и об ангелах, то выбор пал на Рождественскую сказку. Каждому учащемуся 5-ых классов было предложено придумать к своему рисунку сказку, с чем некоторые дети охотно справились. А каждый рисунок стал предварительным эскизом к панно – занавесу.
Непосредственно перед праздником Рождества одухотворённые идеей большого панно, мы с дизайн – студией «Фантазёры» посетили краеведческий музей, где проходила выставка Рождественских игрушек и где царила предпраздничная атмосфера. Дети узнали много нового из истории игрушек, особенно кукол, которые можно делать своими руками, из подручных материалов. Дети сами с большим удовольствием делали русских народных кукол «закруток» и пили чай с баранками и джемом.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включил в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. На этом этапе больше всего проявились способности работы детей в коллективе. Именно на этом этапе произошла невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, а взаимоотношения в коллективе вошли в такое русло, где каждый участник выступил равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
Работа с батиком начиналась с переноса эскизов на большой формат на каждый отдельный сегмент и нанесение специального контура для батика (как преграда для красок по ткани). И только после высыхания контура нанесение красками цветового колорита картины.
И вот что у нас получилось.
На этом этапе 5-ми классами были выполнены все 15 сегментов для большого панно и 7 «Г» класс изготовил кукол.
Заключительный этап – это период, когда много работы приходится выполнять руководителям, только потому, что дети просто не смогли бы сшить все сегменты в единый занавес, повесить его и конечно проконтролировать: как готовится защита проекта, что в воспитательном отношении это не менее значимо, чем предыдущие этапы. Детьми была собрана информация о Рождестве в разных странах, как и кто на Руси делал Рождественские подарки, а учащиеся 7 –го класса, подобрали информацию о куклах: как и для чего их делали, как называли кукол и всё. Что касается истории рождения куклы. Были распределены слова для защиты коллективного проекта на конференции школьников.
Отдельно взятые сегменты сшиты в единое панно-занавес.
Из трёх основных форм коллективной изобразительной деятельности для проекта была выбрана комплексная – где каждый учащийся делает свою часть задания, предвидя общий результат и согласовывая свои действия с другими учащимися.
Если охарактеризовать коллективную деятельность, то в первую очередь надо обратить внимание на воспитательную ценность. В этом случае художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.
Несомненно, созданная всеми детьми композиция панно - занавеса принесла им много радости, а также вызвала живой интерес у их родителей, которые тоже захотели посмотреть на детское творчество.
Проект по предлагаемой теме одновременно затрагивает аспекты решения единой композиции большого размера из отдельных эскизов, деталей и цветовых пятен, но главным и обязательным условием является то, что работа больших форматов может быть выполнена только с помощью коллектива.
И из-за различных особенностей художественных материалов для росписи тканей, часто возникают определенные проблемы при росписи, например, краски, могут растекаться, силуэт изображений может быть не четким, поэтому для изображений объектов на панно были выбраны такие, где расплывчатый неровный край будет только подчеркивать сказочность и придавать фантастичность предметам в композиции. Все эти задачи и проблемы, как с композицией, так и с материалом предлагалось решить учащимся в рамках работы над проектом.
Работа по теме проекта предполагает изучение достаточно широкого спектра вопросов, анализ различных задач и воплощение всех идей в реальный макет.
- Создание эскизного ряда для каждой темы, учитывая характер изображаемого.
- Создание единой композиции из отдельных элементов, учитывая не простые композиционные задачи и законы.
- Знакомство с особенностями нового художественного материала, с возможностями экспериментировать в процессе раскрашивания большой работы. Возможность свободного владения контуром и красками по ткани, учитывая все их возможности.
- Подбор цветового колорита для каждой композиции, учитывая тематику, как на эскизах, так и при нанесении красок по ткани на большой формат.
- Умение объединить усилия каждого из участников одной группы в большой коллективной работе.
При работе над проектом учащиеся работали над коллективными батиками – сегментами одной большой работы и выполняли функции двух специальностей:
- Художник – колорист (решение цветовой направленности всего панно)
- художник – конструктор, модельер кукольник.
Заключение
Делая наш проект, мы хотели, чтобы этот праздник объединил всех людей и сделал их добрыми, отзывчивыми. И пусть всем людям, на земле светит рождественская звезда и направляет их на правильный путь. Специально для нашего проекта был выбран клип - мультфильм «Щедрик», что в переводе с украинского значит Рождество. Этот мультфильм будет показан на защите нашего проекта.
Подводя итоги, могу дать следующее определение технологии проектного обучения – в данном проекте это полностью коллективная, но не менее самостоятельная работа каждого ученика, т.к. системные наблюдения и исследования коллективной художественно-творческой деятельности в целом способствовали:
- развитию мотивации учащихся к сотрудничеству,
- включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении.
- непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои, иногда скрытые, творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;
- активизация воспитательного компонента самого процесса обучения, так, как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;
- переводу взаимоотношений в такое русло, в котором каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.
А также, реализация творческого потенциала учащихся через решение сложных задач на рядовых уроках ИЗО.
Теперь готовую коллективную работу можно использовать в качестве наглядного, ряда, декорации для спектакля или праздника, в качестве панно на стену для украшения холла, сцены и т.д.
Одна из сказок, придуманных детьми для своих эскизов к коллективному проекту «Рождественская сказка».
Кудинова Анна 5 «В» класс
Накануне Рождества.
Накануне Рождества случаются разные чудеса. И вот с одной девочкой это и случилось. Её звали Луиза. В Сочельник, проснувшись рано утром, она посмотрела в окно. Было видно как на ветку рябины в саду Луизы села сова. Девочка заинтересованно смотрела на птицу. Сова так переливалась всеми цветами радуги – настолько пёстрая, что нельзя не заметить. Но почему же больше никто не обратил внимания на появление загадочной птицы. Как только взгляд Луизы перебежал с совы на стоящую через дорогу булочную, птица стала казаться девочке белой и, казалось, что от неё стал исходить свет. Луиза оделась, позавтракала и пошла в школу. Всё это время сова летела за ней. Вернувшись домой, после школы, девочка села ужинать. И опять на ветку дерева за окном села та самая птица. Луиза сделала уроки и попросила маму отпустить её погулять. Девочку мучил вопрос: «Что это за птица, которая летает за ней целый день?». Выйдя на улицу, Луизе не составило труда найти птицу снова - она спокойно летала по улице. Девочка побежала за ней. Дойдя до закоулка, Луиза увидела, что её сова не одна – там были такие же радужные голуби, снегири, вороны и галки. Вдруг сверкнул яркий свет, и Луиза зажмурилась. Когда девочка открыла глаза, перед ней стояли ангелы. Тот, что наблюдал за Луизой целый день, был самым младшим – ещё и с веснушками, с кучерявыми рыжими волосами. Он ласково улыбнулся девочке и вместе с остальными взмыл ввысь – к Вифлеемской звезде. Луиза стояла, блаженно смотря вверх. Возвращаясь к себе, домой, Луиза знала, что её никто не поверит, будут говорить, что ей это всё приснилось.
Наутро после Рождества девочка стала открывать подарки и увидела под ёлкой перо. Луиза взяла его в руки. Если смотреть на перо - то оно радужное, а если через него – то оно белое и от него исходит свет – свет божий.
Используемая литература и другие информационные источники:
- Галина Львовна Дайн
Детский народный календарь
«Игрушка в культуре России»
Сергиев Посад Хотьково 2010 г.
- Алан Гир и Барри Фристоун
Искусство росписи по ткани
«20 чудесных проектов в различных стилях»
АРТ – РОДНИК 2007 год.
- Учебник «Технология» 7 класс. Обслуживающий труд.
Синицына Н.В.
Табурчак О.В.
Кожина В.Д.
по ред. Симоненко В.Д.
- Сайт: MoiKompas.ru
«Что такое батик»
- Сайт: «О батике, разновидности, эффекты»
Rukoremeslo.ru>raznoe/kalendar-kukol.html Москва
- Сайт: «О народной кукле»
Rukukla.ru> Проект
- Сергиево - Посадский историко – художественный музей – заповедник.
«Конный двор»
Рецензия на коллективный творческий проект
«Рождественская сказка»
Работа представляет интерес и заслуживает внимания.
В этом проекте прослеживается интересная взаимосвязь сочетания разных технологий таких как – батик (искусство росписи ткани) и изготовление тряпичных кукол. И всё вместе даёт эмоциональное восприятие работы.
Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старших поколений младшим.
Эта тема сегодня очень актуальна. Это возросший интерес к родной истории, к наследию и традициям своего народа. Современники потянулись к отечественным истокам, к духовным ценностям предков. Это нужно для нового яркого созидания с будущим.
В проекте хорошо раскрыта тема народных православных праздников, связанных с ними обрядов, традиций, которые существовали у русского народа.
Новейшая информация, изучение иностранных языков, увлечение компьютерными играми - всё это не помешало детям вжиться в прошлое своего народа. В этом проекте дети соприкоснулись с русской культурой, для сохранения традиций русского народа и национальной духовности. Это живая память нашего народа.
Нельзя не обратить внимание на то, как естественно индивидуальные занятия с детьми переходят в коллективные. Это важная ценная нравственная установка, характерна для народной педагогики и была использована преподавателями в этой работе.
Важным моментом в дополнение к работе стало то, что дети хорошо восприняли предложенную им тему и отзывами на неё были сочинённые ими Рождественские сказки. Это позволило детям приобщиться к русскому народному творчеству – фольклору.
В заключении можно сказать о сфере возможного практического использования этой темы – подготовка статьи для публикаций в газете и перспективах изучения данной темы, как отдельно народную педагогику, так и в сочетании с новыми технологиями.
Авторам проекта следует обратить внимание на необходимость устраивать встречи с интересными людьми, имеющими отношение непосредственно к процессу и к изложенной теме в проекте.
Рецензент: Курышева Галина Алексеевна
Воспитатель-педагог высшей категории, руководитель кружка краеведения, соавтор программы «Мир наших предков», которая была разработана совместно с историко-художественным музеем-заповедником.
Рецензия
на творческий проект учащихся 5-7 классов
«Рождественская сказка»
Работа представляет большой интерес и заслуживает внимания. Она посвящена созданию композиции в виде панно большого формата, выполненного посредством декоративно-прикладного искусства «Батик», и плоскостных тряпичных кукол.
Этот проект направлен на развитие творческих способностей, художественного вкуса, наблюдательности учащихся; получение дополнительных знаний об истории развития декоративно – прикладного искусства «Батик» и традиционной русской игрушки – куклы; повышение интеллектуального уровня учащихся.
Коллективная работа учащихся над созданием панно-занавеса позволяет соединить работу «ума» с руками, стимулирует познавательную деятельность, развивает коммуникативные умения учащихся, при этом дети имеют возможность оказывать помощь менее подготовленным учащимся – сотворчество.
В проекте представлен большой информационный объём по творческой теме.
Данная творческая работа отличается хорошим методическим уровнем. В ней чётко поставлена цель, определены задачи проекта, а также она носит творческую направленность. Результаты этой работы представляют определённый интерес – для уроков ИЗО, во внеурочной деятельности, в кружках дополнительного образования.
При доработке текста следует учесть, что в завершающей части работы необходимо добавить раздел «Библиография», сделав ссылки на используемые печатные издания.
Рецензенты:
Руководители проекта
Курышева Н.П.
Сазонова Н.П.