Организация современного урока в рамках внедрения ФГОС, в том числе внедрение технологий интенсивной командной работы обучающихся.
Организация современного урока в рамках внедрения ФГОС, в том числе внедрение технологий интенсивной командной работы обучающихся.
Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, нестандартное мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее! Современная школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Весь учебный процесс в настоящее время построен на урочной деятельности ученика. Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания, учащихся форма организации деятельности за определенный отрезок времени. Уроки классифицируются по темам предмета, способам проведения, основным этапам учебного процесса. В ходе урока обязательно должен быть результат: поэтапный и итоговый. На уроке решаются задачи разного масштаба и направления. Используются различные методы учебной деятельности учащихся для закрепления и развития знаний, умений и навыков.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения четко обозначены требования к результатам обучения школьников: личностным, метапредметным и предметным. Школа, учитель должны создать такие условия, чтобы у ученика сформировались качества, необходимые ему как субъекту учебной деятельности, включая:
- личностный смысл учения;
- способность принимать и сохранять цели учебной деятельности;
- владение способами выполнения учебных действий;
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия.
Это, безусловно, требует создания инновационно-методического инструментария, который и будет обеспечивать реализацию ФГОС. Методический инструментарий педагога – это использование инновационных технологий обучения и системы интегрированной оценки достижений учащихся с учетом требований стандартов второго поколения.
Сегодня учитель на уроке - артист второго плана. На передний план выходит ученик как субъект учебной деятельности, а вместо цели урока – цель индивидуальной или коллективной деятельности учащихся. Структура учебного занятия должна быть очень динамичной, с присутствием целого набора разнообразных действий и операций, объединенных целесообразной деятельностью. Учителю необходимо поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, обеспечивать приоритет его деятельности. Требования новых стандартов ориентируют нас на переход от традиционных технологий к технологиям обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности; информационных и коммуникационных технологий; активных форм обучения таких как - организация работы в группах и парах.
Среди множества технологий по направлениям модернизации в настоящее время приобретают наибольшее значение личностно-ориентированные технологии и технологии на основе активизации деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности. Принцип активности ребенка в процессе обучения, был и остается одним из основных. Под этим понятием я понимаю такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью. На мой взгляд, самой удачной технологией для этого является технология интенсивной командной работы обучающихся (интерактивного обучения). Технология интенсивной командной работы обучающихся позволяет сделать процесс обучения активным и для учителя, и для ученика. Обучение во взаимодействии позволяет решить поставленные задачи для развития творческого мышления и умения аргументировать свои доводы, необходимые для решения проблем.
В образовательном процессе мы понимаем под этой технологией специальную форму организации познавательной деятельности, при которой все учащиеся активно вовлекаются в процесс познания, между ними, в ходе многосторонних коммуникаций, происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что существенно влияет на эффективность восприятия материала и формирование УУД субъектов обучения.
Попадая в необычную ситуацию, ученик активнее сотрудничает с учителем и одноклассниками, при этом создается положительный эмоциональный фон, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Подобные уроки способствуют повышению интереса к предмету и к обучению в целом, позволяют создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизировать учебную деятельность, организовать различные формы общения, способствуют развитию критического мышления, обеспечивают надлежащий уровень формирования универсальных учебных действий (УУД), использовать возможности для развития монологической речи школьников.
На своих уроках я применяю следующие интерактивные взаимодействия: «ученик-ученик» (работа в парах), «ученик – группа учеников» (работа в группах), «ученик – аудитория» или «группа учеников – аудитория» (презентация работы в группах), «ученик – компьютер». Применение данной технологии целесообразно на обобщающих уроках, семинарских занятиях или отдельных этапах урока.
Мне хочется остановиться подробнее на основных наиболее распространённых в школьной практике видах уроков, где можно применить технологию интенсивной командной работы обучающихся. Уроков такого характера много, и они потребовали определённой систематизации. Основания для систематизации порой неоднородные, некоторые уроки могут быть отнесены благодаря своим особенностям не к одной группе, а к двум и, может быть, к нескольким.
Сейчас в литературе выделяют следующие характерные группы:
Уроки с игровой и состязательной основой (урок-конкурс, урок-турнир, урок- эстафета, урок-дуэль, урок-деловая игра, урок-ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина).Видоизменение традиционных способов организации урока (урок-лекция «парадокс», урок-парный опрос, урок-экспресс-опрос, урок-практикум).
Привлечение известных в общественной практике форм, жанров, методов работы (урок-исследование, урок-интервью, урок-репортаж, урок-отчёт, урок- рецензия, урок - мозговая атакаУроки, имитирующие деятельность различных учреждений и организаций (урок-суд, урок - заседание учебного совета, урок - патентного бюро).
Уроки, имитирующие какие-либо занятия или мероприятия (урок - заочная экскурсия, урок - литературная прогулка, урок - литературная гостиная, урок- путешествие в прошлое).Уроки, основанные на фантазии (урок-сказка, урок-сюрприз, урок - подарок ).
Уроки, напоминающие различные общественные явления (урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-бенефис, урок-телемост, урок-рапорт, урок-диспут, урок-выставка).Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала (урок мудрости, урок-откровение).
Вот некоторые уроки, которые я использую в своей практике:
урок-исследование «Что в имени тебе моём?» (урок словесности в 6 классе)
урок-защита проекта «Слово о словах» (урок русского языка в 6 классе)
урок-радиоспектакль «Смеяться, право, не грешно…» (урок литературы в 6 классе)
урок- мастерская «Знакомьтесь - Владимир Маяковский.» (урок литературы в 7 классе)
урок-мастерская «Пишите письма!» (урок развития речи в 8 классе)
урок-интервью «Здравствуйте, господин Мольер!» (урок литературы в 8 классе)
урок-концерт «Всё встречаю, всё приемлю…» (по лирике С. Есенина)
урок-ролевая игра «Заседание художественного совета» (по пьесе «Клоп» В. Маяковского)
урок-защита проекта «Мой любимый поэт Серебряного века» (урок литературы в 11 классе)
урок-экскурсия «Казань литературная»
интегрированные уроки «Радость и грусть», «Вещи рассказывают о себе», «Светлый праздник Рождества» в 5-7 классах.
Более подробно хочу остановиться на уроке литературы в 6 классе «Смеяться, право, не грешно…» по рассказам М. Зощенко. По своей форме это урок-радиоспектакль. Многие преподаватели на уроках литературы используют CD c записями текстов художественных произведений в исполнении актёров. Подобные записи являются образцами выразительного чтения, грамотного использования средств интонационной выразительности, бережного отношения к слову. Ученики отмечают, что прослушивание записей помогает им более ярко представить ситуацию, характер героя, замысел автора.
Учитывая всё вышесказанное, я предложила ребятам самим озвучить тексты рассказов М.М. Зощенко и записать радиоспектакль. Класс был поделён на группы, были совместно сформулированы цели работы и результаты, которые нужно достичь. Также были обсуждены критерии оценивания работы группы и составлен оценочный лист. Ученики предложили включить в него следующие критерии: выразительность чтения, артистизм исполнения, музыкальное оформление, использование шумовых эффектов, учитывался также вклад каждого члена группы в общий проект. Каждая группа выбрала рассказ из предложенного списка (были выбраны рассказы «Протокол», «Любовь», «Хозрасчёт», «Собачий нюх»). Была назначена одна группа экспертов, которые готовили вопросы по выбранным рассказам и делали собственные наблюдения над языком писателя, его стилем.
Таким образом, первый этап в работе над уроком - подготовительный. Учитель на данном этапе направляет, консультирует, советует, помогает. Второй этап работы - представление радиоспектаклей на уроке. Во время прослушивания ученики делают пометки в оценочных листах, готовят вопросы выступающим. После прослушивания каждого спектакля проводилась короткая беседа с классом, в основе которой лежал интонационно-смысловой анализ прозвучавших рассказов. «Эксперты» и «слушатели» могли задать вопросы, высказать собственное мнение о спектакле, сделать промежуточные выводы.
Третий этап работы - выступление экспертной группы. В заключение урока обратились к словам М. Зощенко, который считал, что над его рассказами нужно не только смеяться, но и плакать, и попытались понять, объяснить смысл этих слов. Заключительный этап урока - оценивание работ по оценочным листам, рефлексия. В качестве домашнего задания - сочинение на одну из тем: «Чем можно объяснить популярность рассказов М Зощенко?», «Случай из жизни» (почти по Зощенко). Хочется отметить, что этот урок интересен и важен не только с точки зрения развития творческих способностей. Он имеет и большое воспитательное значение. Рассказы писателя помогают понять шестиклассникам, что хорошо, а что дурно, что прекрасно, а что безобразно, научиться оценивать поступки героев и делать свой нравственный выбор.
В 11 классе при изучении творчества В.Маяковского был проведен урок - ролевая игра по пьесе «Клоп» в форме заседания художественного совета, где решался вопрос об актуальности пьесы в эпоху Маяковского и сегодня. В основе уроков такого типа лежит главный принцип: «здесь и сейчас» - если ученик играет какую-то роль, то он именно здесь, на уроке, является не собой, а учёным, исследователем, критиком, писателем, журналистом и т.п. Одни выступают с научными докладами, другие выступают в роли их оппонентов. Готовясь к уроку, ученики проделали большую подготовительную работу: изучили сценическую историю пьесы, воспоминания современников о спектакле, мемуары актёров, исполняющих главные роли, комментарии известных режиссеров. В классе были созданы 2 рабочие группы (класс небольшой,4 человека): «актёры», которые должны были понять замысел автора, глубоко изучить характеры героев и представить отрывок из пьесы, и «художественный совет» во главе с «режиссером», который должен был задать вопросы актёрам, дать им советы и решить вопрос о постановке пьесы. Слово на заседании было предоставлено и «художникам» по костюмам, декоратору, был представлен проект афиши будущего спектакля.
На уроках литературы можно использовать и отдельные элементы ролевых игр. Это могут быть выступления школьников в заданной или самостоятельно выбранной роли: биограф писателя, литературовед, художник-иллюстратор, литературный критик, довольный и недовольный зритель, читатель. Можно предложить ученикам «вжиться» в роль самого автора или персонажа. Например, ученикам 9 класса предлагается высказать мнение о дуэли Печорина и Грушницкого от лица Печорина, Грушницкого, драгунского капитана, Вернера.
Интересные, эмоциональные нестандартные уроки могут стать своеобразным толчком к написанию творческих работ, которые ученики пишут или на этапе рефлексии в классе, или дома. Нестандартность темы, формы сочинения также располагает учеников к творчеству. Это может быть «Письмо самому себе», «Письмо восхищённого или разгневанного зрителя», сочинение в форме дневниковых записей «Страничка из дневника Софьи Фамусовой», «Музыкальный портрет С. Есенина», «Звуки и запахи моего детства» (в стиле рассказа И. Бунина «Антоновские яблоки»)
Используя в своей практике методы и формы работы, стимулирующие воображение, фантазию, эмоционально-образное мышление, личностное отношение, можно добиться высокого уровня творческой активности школьников, а творческий опыт, приобретённый ими в процессе учебной деятельности, будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной и основной школе является включение учащихся в коллективно-групповую работу.
Цели и задачи данного вида деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетенции учащихся в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
Коллективно-групповая деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, учащиеся овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Организация коллективных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. Очевидно, что значимыми и интересными для учеников представляются новые виды деятельности, которые им ещё незнакомы, именно их интересно освоить, которые возможно впоследствии войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.
Коллективно-групповая деятельность открывает новые возможности для создания интереса учащихся, как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Важной особенностью реализации КТД является необходимость владения школьниками компетенциями в той или иной области знаний, а также активной работы воображения — непременной основы творчества.
Участие в разных видах учебно-творческой деятельности обусловлено как разнообразием этих видов, так и многочисленными учебными задачами, решаемыми в ходе приобщения к ним школьников. Коллективно-групповая деятельность заключается в том, что весь класс делится на 3-4 группы – экипажи. В каждом экипаже по 6-8 человек. Допускается, что учащиеся комплектуют экипажи по интересам и симпатиям. На каждый экипаж учитель выдаёт оценочный лист. Учащиеся выбирают своего руководителя (проходит голосование быстро и демократично). Учащиеся вписывают свои фамилии в таблицу. Следующим этапом ребята придумывают название для своего экипажа, девиз и значок (эмблему). Такая форма работа развивает у детей толерантность, воспитывает коммуникативные качества. Учитель должен напомнить, что название экипажей должны отражать литературную направленность. Если учащиеся выходят за рамки времени, то учитель предлагает учащимся продумать данные вопросы дома, т. е. даёт творческое домашнее задание. Далее учителю предстоит правильно и чётко объяснить функции руководителей экипажей. Каждый руководитель обычно выбирается из лидеров или учащихся с хорошими показателями в учёбе. Задача руководителей состоит в том, чтобы своевременно фиксировать правильные отчеты учащихся «+» напротив фамилии в графах. Таким образом, отслеживается эффективность работы каждого ученика. Помимо того, что учащиеся соревнуются за большее количество «+», которые влияют на оценку в конце урока, а также помогают учителю выявить малоактивных учащихся, которым необходимо уделять больше времени, давать индивидуальные задания, дополнительно побуждать их ответы и поощрять за выступления. Помимо оценки каждого учащегося, экипажи соревнуются между командами и получают баллы за правильные ответы. Полученные баллы фиксируются на доске учителем (при начальной форме работы по группам). В оценочном листе руководители экипажей могут самостоятельно выставлять баллы, но только когда учитель понимает объективность выставленных баллов. В конце каждого урока совместно команды подсчитывают общие баллы, заработанные в процессе урока, экипажи получают свои места: 1, 2, 3, которые фиксируются на оценочном листе, учитель фиксирует итоги своей подписью. В зависимости от полученных мест, команды получают оценки, которые предварительно обсуждаются и выставляются в экипажах, обсуждаются учителем и после выставляются в классный журнал (не более 3 минут времени на всё). По количеству заработанных «+» выявляется самый литературный ученик (фиксируется в листке). В конце каждого триместра выбирается лучший экипаж, который большее количество раз являлся победителем. Команда лучших получает символическое «Гусиное пероор» на свой стол, а лучший литерат – получает значок «Юный литер».