СЦЕНАРИЙ игровой литературной программы «Вот дом, который построил Маршак».
СЦЕНАРИЙ
игровой литературной программы
«Вот дом, который построил Маршак»
( к юбилею писателя)
Разработала: методист,
педагог дополнительного образования
Елисеева С.Б.
Оформление и оборудование: на сценической площадке необходимые декорации, реквизит, в зале выставка детских рисунков по книгам С.Я.Маршака и книг автора, интерактивная доска и компьютер для демонстрации фильмов, слайдов, музыкальная аппаратура, микрофоны.
Звучит музыка, выходит ведущий
Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые. Собрались мы с вами в этом зале не по случаю, а по поводу. А повод у нас замечательный, но сначала.
Звучит фонограмма начала сказки «Кошкин дом»
Наверное, в нашем зале сегодня, как и во всей нашей стране, мало найдется людей, которым незнакомы эти строки, узнали? Правильно «Кошкин дом» сказка .И имя автора этих строк – Самуил Яковлевич Маршак. Строчки написанные этим замечательным писателем -чаще всего самые первые стихотворные строчки в нашей жизни ,мы слышали их и многие другие с самого раннего детства. Все детство и отрочество сопровождают нас произведения Маршака. В этом году детскому писателю - 125 лет со дня рождения. Именно это послужило поводом собраться здесь и вспомнить его творчество.
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)
Маршак прожил долгую и интересную жизнь, и все, кто знал Маршака говорили, что само это имя – олицетворение доброты, тепла, душевности. Все его произведения- подтверждение этих отзывов.
Главными читателями С.Я. Маршака являются дети, он очень любил детей , сам Маршак гордился тем, что его читателем был растущий человек:
Читатель мой особенного рода:Умеет он под стол ходить пешком.Но радостно мне знать, что я знакомС читателем двухтысячного года. (Из воспоминаний С.Я. Маршака)
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)
Откуда у писателя такое желание писать для детей. Писать весело, интересно, задорно. Может быть потому, что сам автор из многодетной семьи, родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. Тем более, что писать стихи Самуил Яковлевич начал с четырех лет. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм. Были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей– в Англии в университете.
Свою работу в детской литературе он начал с книжек-картинок для маленьких детей.
Вы, конечно же знакомы с такими книжками, которые получили общее название «Детки в клетке» Давайте вспомним их вместе.
Задание. Выполнение задания и проверка.
Детям предлагаются карточки, где справа напечатаны стихи из этой книги, слева – картинки животных, о которых стихи. Задание: соединить стрелками картинки и текс.
(На интерактивной доске правильно выполненная работа.)
Ведущий: Для того чтобы так забавно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
(На интерактивной доске слова Маршака. Их читает ведущий.)
“Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх”
Ну какая игра без считалочек и т.к С.Я. Маршак был очень веселый человек и очень любил детей , то и старался создавать веселые произведения. Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:
Одну из них вы точно знаете. Давайте ее вспомним.
(На интерактивной доске иллюстрации к считалочкам Маршака.)
Задание. Выполнение и проверка.
Детям предлагается текс считалки с пропущенными словами. Задание: вставить слова.
А теперь кто может рассказать другие считалки писателя.
Дети рассказывают
(На интерактивной доске детские и семейные фотографии Маршака, снимки его встреч с детьми и выступлений перед детской аудиторией.)
С.Я. Маршака очень волновали проблемы детей , в свои годы жизни он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний, которых организуется большое количество, ведь в стране царила разруха, голод и беспризорность среди детей. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки. Это были 20 ые годы 20 века, время Гражданской войны. Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Но детей надо было не только отмыть , одеть и накормить, их надо было образовывать и воспитывать, чтобы они вырастали не преступниками и лентяями, а нормальными людьми. Но прежде их надо заинтересовать, и чтобы детям было учиться нескучно, Маршак сочинил веселую азбуку и счет.
(На интерактивной доске иллюстрации .)
Инсценирование стихов: «Знаки препинания», «Веселый счет»
Ведущий: Да, такие уроки грамоты и счета – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. Считал, что хороший помощник в этом – загадка . Дайте отгадывать загадки, созданные писателем.
Шумит он в поле и в саду,А в дом не попадает.И никуда я не иду,Покуда он идет. (Дождь)
Что такое перед нами:Две оглобли за ушами,На глазах по колесуИ сиделка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,Похожие, как братья.Мы за обедом – под столом,А ночью – под кроватью. (Тапочки)
Бьют его рукой и палкой.Никому его не жалко.А за что беднягу бьют?А за то, что он надут! (Мяч)
Меня спроси,Как я тружусь,Вокруг осиСвоей кружусь. (Колесо)
Его весной и летомМы видели одетым.А осенью с бедняжкиСорвали все рубашки.Но зимние метелиВ меха его одели. (Дерев)
За стеклянной дверцейБьется чье-то сердце –Тихо так,Тихо так. (Часы)
Синий домик у ворот. Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей - Не для белки, не для мыши, Не для вешнего жильца, Говорливого скворца. В эту дверь влетают вести, Полчаса проводят вместе. Вести долго не гостят - Во все стороны летят (Почтовый ящик} Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб. зуб.(Пила) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая.Держась рукой за тросточку, Тебя давно я жду. Ты съешь меня, а косточку Зарой в своем саду.(Вишня) Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком.Но с каждым днем терял он вес И наконец совсем исчез. (Календарь) В Полотняной стране По реке Простыне Плывет пароход То назад, то вперед. А за ним такая гладь - Ни морщинки не видать!(Утюг) В снежном поле по дороге Мчится конь мой одноногий И на много-много лет Оставляет черный след. (Перо) Держусь я только на ходу, А если стану, упаду. (Велосипед) Хоть он на миг не покидал Тебя со дня рождения, Его лица ты не видал, А только отражения. (Ты сам) Стоит в саду среди пруда Столбом серебряным вода.(Фонтан) В избе - Изба, На избе -Труба.Я лучинку зажег,Положил на порог,Зашумело в избе,Загудело в трубе.Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)
Вот зеленая гора, В ней глубокая нора. Что за чудо! Что за чудо! Кто-то выбежал оттуда На колесах и с трубой, Хвост волочит за собой. (Паровоз) Из темницы сто сестер Выпускают на простор, Осторожно их берут, Головой о стенку трут, Чиркнут ловко раз и два - Загорится голова. (Спички)
Но конечно же главное в творчестве писателя это стихи и сказки : забавные, трогательные , веселые, поучительные , простые, но с огромным смыслом, серьезные, но наполнены юмором - такие , какие могут понравиться всем и детям , и взрослым .
Детям предлагается отгадать из каких произведений строки
(на интерактивной доске иллюстрации )
“Пела ночью мышка в норке:– Спи, мышонок, замолчи!Дам тебе я хлебной коркиИ огарочек свечи”.
(“Сказка о глупом мышонке”.Дети поясняют смысл сказки в виде интервью.)
“Вместо шапки на ходу он надел сковороду.Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки”
(“Вот какой рассеянный”)
“Ищут пожарные,Ищет милиция,Ищут фотографы в нашей столице,Ищут давно, но не могут найтиПарня какого-то лет двадцати”.
(“Рассказ о неизвестном герое”)
“Вот дом, который построил Джек.А это пшеница, которая в темном чулане хранится”
(“Дом, который построил Джек”
“Дама сдавала в багажДиван,Чемодан,Саквояж,Картину,Козину,КартонкуИ маленькую собачонку”
(“Багаж”) (на интерактивной доске иллюстрации)
Инсценирование стихотворения «Багаж»
Ведущий 1. Самуил Яковлевич Маршак был необыкновенно образованным человеком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки, произведения Р. Бернса, и У. Шекспира, и детские книги Д. Родари, и Л. Кэррола, и Р. Киплинга, а для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
(На интерактивной доске иллюстрации книг.)
Помощники ведущего:
“Шалтай-БолтайСидел на стенеШалтай-БолтайСвалился во сне.Вся королевская конница,Вся королевская рать,Не может Болтая, не может Шалтая,Болтая-шалтая,Шалтая-Болтая собрать!”
Из любого его произведения можно сделать настоящий спектакль, будь это большое произведение. Или небольшое стихотворение.
Инсценирование стихов
– Лисавета, здравствуй!– Как дела, зубастый?– Ничего идут дела.Голова еще цела.– Где ты был?– На рынке.– Что купил?– Свининки.– Сколько взяли?– Шерсти клок,Ободрали правый бок,Хвост отгрызли в драке!– Кто отгрыз?– Собаки!– Сыт ли, милый куманек?– Еле ноги уволок!
(“Про одного ученика и шесть единиц”, отрывок, на интерактивной доске иллюстрация.)
Ведущий: Да, С.Я. Маршак был и есть прекрасным детским драматургом. Он считал, что театр прекрасный воспитатель маленьких зрителей и поэтому написал не одну пьесу, которые с успехом ставились, ставятся и будут ставится в детских театрах
“Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать, “Двенадцать месяцев”.
По этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины.
(На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма– сказки “Двенадцать месяцев”.)
Ведущий: А еще пьесы Маршака никогда не устаревают. Они и по сей день живут на школьной сцене.
(Мини-спектакль по пьесе Маршака “Кошкин дом” или «Козел и семеро волков»)
Все произведения Маршака отмечены добрым юмором, улыбкой, горячей признательностью людям за их труд, доброту, любовь к жизни. Весь накопленный багаж знаний, свой талант он отдал детям. Да и сам он до конца жизни в душе оставался ребёнком. Любил всё новое, умел видеть и удивляться, стремился поделиться своими впечатлениями с окружающими. У него это получилось.
Заголовок 315