СЦЕНАРИЙ игровой литературной программы «Вот дом, который построил Маршак».















СЦЕНАРИЙ
игровой литературной программы

«Вот дом, который построил Маршак»

( к юбилею писателя)










Разработала: методист,
педагог дополнительного образования
Елисеева С.Б.









Оформление и оборудование: на сценической площадке необходимые декорации, реквизит, в зале выставка детских рисунков по книгам С.Я.Маршака и книг автора, интерактивная доска и компьютер для демонстрации фильмов, слайдов, музыкальная аппаратура, микрофоны.

Звучит музыка, выходит ведущий

Здравствуйте, ребята, здравствуйте взрослые. Собрались мы с вами в этом зале не по случаю, а по поводу. А повод у нас замечательный, но сначала.

Звучит фонограмма начала сказки «Кошкин дом»

Наверное, в нашем зале сегодня, как и во всей нашей стране, мало найдется людей, которым незнакомы эти строки, узнали? Правильно «Кошкин дом» сказка .И имя автора этих строк – Самуил Яковлевич Маршак. Строчки написанные этим замечательным писателем -чаще всего самые первые стихотворные строчки в нашей жизни ,мы слышали их и многие другие с самого раннего детства. Все детство и отрочество сопровождают нас произведения Маршака. В этом году детскому писателю - 125 лет со дня рождения. Именно это послужило поводом собраться здесь и вспомнить его творчество.
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)
Маршак прожил долгую и интересную жизнь, и все, кто знал Маршака говорили, что само это имя – олицетворение доброты, тепла, душевности. Все его произведения- подтверждение этих отзывов.

Главными читателями С.Я. Маршака являются дети, он очень любил детей , сам Маршак гордился тем, что его читателем был растущий человек:
Читатель мой особенного рода: Умеет он под стол ходить пешком. Но радостно мне знать, что я знаком С читателем двухтысячного года. (Из воспоминаний С.Я. Маршака)
(На интерактивной доске портрет, потом слайды-фотографии из жизни Маршака.)

Откуда у писателя такое желание писать для детей. Писать весело, интересно, задорно. Может быть потому, что сам автор из многодетной семьи, родители часто были заняты на работе. Вот и приходилось маленькому Самуилу занимать братьев и сестер сказками и стихами собственного сочинения. Тем более, что писать стихи Самуил Яковлевич начал с четырех лет. К одиннадцати годам он написал уже несколько длиннейших поэм. Были долгие годы учебы в гимназиях в Острогожске, Петербурге, Ялте и даже за границей– в Англии в университете.

Свою работу в детской литературе он начал с книжек-картинок для маленьких детей.
Вы, конечно же знакомы с такими книжками, которые получили общее название «Детки в клетке» Давайте вспомним их вместе.

Задание. Выполнение задания и проверка.
Детям предлагаются карточки, где справа напечатаны стихи из этой книги, слева – картинки животных, о которых стихи. Задание: соединить стрелками картинки и текс.
(На интерактивной доске правильно выполненная работа.)

Ведущий: Для того чтобы так забавно писать для детей, писатель должен обладать замечательным талантом – талантом любви к детям, талантом понимания детской души.
(На интерактивной доске слова Маршака. Их читает ведущий.)
“Интерес к детям возник у меня задолго до того, как я стал писать для них книжки, безо всякой практической цели бывал я в петербургских начальных школах и приютах, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх”
Ну какая игра без считалочек и т.к С.Я. Маршак был очень веселый человек и очень любил детей , то и старался создавать веселые произведения. Он придумывал для детей веселые и забавные считалки:
Одну из них вы точно знаете. Давайте ее вспомним.
(На интерактивной доске иллюстрации к считалочкам Маршака.)
Задание. Выполнение и проверка.
Детям предлагается текс считалки с пропущенными словами. Задание: вставить слова.
А теперь кто может рассказать другие считалки писателя.
Дети рассказывают
(На интерактивной доске детские и семейные фотографии Маршака, снимки его встреч с детьми и выступлений перед детской аудиторией.)
С.Я. Маршака очень волновали проблемы детей , в свои годы жизни он заведовал в отделе народного образования секцией детских домов и колоний, которых организуется большое количество, ведь в стране царила разруха, голод и беспризорность среди детей. На вокзалах ночевали оборванные, голодные сироты, а по базарам шныряли маленькие воришки. Это были 20 ые годы 20 века, время Гражданской войны. Для таких обездоленных детей по всей стране организуются детские дома, колонии и приюты. Но детей надо было не только отмыть , одеть и накормить, их надо было образовывать и воспитывать, чтобы они вырастали не преступниками и лентяями, а нормальными людьми. Но прежде их надо заинтересовать, и чтобы детям было учиться нескучно, Маршак сочинил веселую азбуку и счет.
(На интерактивной доске иллюстрации .)
Инсценирование стихов: «Знаки препинания», «Веселый счет»
Ведущий: Да, такие уроки грамоты и счета – одно удовольствие! Но Самуил Яковлевич хотел, чтобы дети были не только грамотными, но и сообразительными, внимательным, наблюдательными. Считал, что хороший помощник в этом – загадка . Дайте отгадывать загадки, созданные писателем.
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадает. И никуда я не иду, Покуда он идет. (Дождь)
Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (Тапочки)
Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)
Меня спроси, Как я тружусь, Вокруг оси Своей кружусь. (Колесо)
Его весной и летом Мы видели одетым. А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. Но зимние метели В меха его одели. (Дерев)
За стеклянной дверцей Бьется чье-то сердце – Тихо так, Тихо так. (Часы)
Синий домик у ворот.  Угадай, кто в нем живет. Дверца узкая под крышей -  Не для белки, не для мыши,  Не для вешнего жильца,  Говорливого скворца.  В эту дверь влетают вести,  Полчаса проводят вместе.  Вести долго не гостят -  Во все стороны летят (Почтовый ящик}  Принялась она за дело,  Завизжала и запела.  Ела, ела Дуб, дуб,  Поломала Зуб. зуб.(Пила)  Была зеленой, маленькой,  Потом я стала аленькой.  На солнце почернела я,  И вот теперь я спелая. Держась рукой за тросточку,  Тебя давно я жду.  Ты съешь меня, а косточку  Зарой в своем саду.(Вишня)  Под Новый год пришел он в дом  Таким румяным толстяком. Но с каждым днем терял он вес  И наконец совсем исчез. (Календарь)   В Полотняной стране  По реке Простыне  Плывет пароход  То назад, то вперед.  А за ним такая гладь -  Ни морщинки не видать!(Утюг)  В снежном поле по дороге  Мчится конь мой одноногий  И на много-много лет  Оставляет черный след. (Перо)  Держусь я только на ходу,  А если стану, упаду. (Велосипед)  Хоть он на миг не покидал  Тебя со дня рождения,  Его лица ты не видал,  А только отражения. (Ты сам)  Стоит в саду среди пруда  Столбом серебряным вода.(Фонтан)  В избе - Изба,  На избе -Труба. Я лучинку зажег, Положил на порог, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)
 Вот зеленая гора,  В ней глубокая нора.  Что за чудо! Что за чудо!  Кто-то выбежал оттуда  На колесах и с трубой,  Хвост волочит за собой. (Паровоз)  Из темницы сто сестер  Выпускают на простор,  Осторожно их берут,  Головой о стенку трут,  Чиркнут ловко раз и два -  Загорится голова. (Спички)
Но конечно же главное в творчестве писателя это стихи и сказки : забавные, трогательные , веселые, поучительные , простые, но с огромным смыслом, серьезные, но наполнены юмором - такие , какие могут понравиться всем и детям , и взрослым .
Детям предлагается отгадать из каких произведений строки
(на интерактивной доске иллюстрации )
“Пела ночью мышка в норке: – Спи, мышонок, замолчи! Дам тебе я хлебной корки И огарочек свечи”.
(“Сказка о глупом мышонке”.Дети поясняют смысл сказки в виде интервью.)
“Вместо шапки на ходу он надел сковороду. Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки”
(“Вот какой рассеянный”)
“Ищут пожарные, Ищет милиция, Ищут фотографы в нашей столице, Ищут давно, но не могут найти Парня какого-то лет двадцати”.
(“Рассказ о неизвестном герое”)
“Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая в темном чулане хранится”
(“Дом, который построил Джек”
“Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Козину, Картонку И маленькую собачонку”
(“Багаж”) (на интерактивной доске иллюстрации) 
Инсценирование стихотворения «Багаж»
Ведущий 1. Самуил Яковлевич Маршак был необыкновенно образованным человеком. Он переводил на русский язык, в совершенстве зная иностранные языки, произведения Р. Бернса, и У. Шекспира, и детские книги Д. Родари, и Л. Кэррола, и Р. Киплинга, а для самых маленьких перевел забавные стишки народной английской поэзии.
(На интерактивной доске иллюстрации книг.)
Помощники ведущего:
“Шалтай-Болтай Сидел на стене Шалтай-Болтай Свалился во сне. Вся королевская конница, Вся королевская рать, Не может Болтая, не может Шалтая, Болтая-шалтая, Шалтая-Болтая собрать!”
Из любого его произведения можно сделать настоящий спектакль, будь это большое произведение. Или небольшое стихотворение.
Инсценирование стихов

– Лисавета, здравствуй! – Как дела, зубастый? – Ничего идут дела. Голова еще цела. – Где ты был? – На рынке. – Что купил? – Свининки. – Сколько взяли? – Шерсти клок, Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке! – Кто отгрыз? – Собаки! – Сыт ли, милый куманек? – Еле ноги уволок!
(“Про одного ученика и шесть единиц”, отрывок, на интерактивной доске иллюстрация.)
Ведущий: Да, С.Я. Маршак был и есть прекрасным детским драматургом. Он считал, что театр прекрасный воспитатель маленьких зрителей и поэтому написал не одну пьесу, которые с успехом ставились, ставятся и будут ставится в детских театрах
“Теремок”, “Кошкин дом”, “Умные вещи”, “Горя бояться – счастья не видать, “Двенадцать месяцев”.
По этим пьесам сняты и мультфильмы, и художественные картины.
(На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма– сказки “Двенадцать месяцев”.)
Ведущий: А еще пьесы Маршака никогда не устаревают. Они и по сей день живут на школьной сцене.
(Мини-спектакль по пьесе Маршака “Кошкин дом” или «Козел и семеро волков»)
Все произведения Маршака отмечены добрым юмором, улыбкой, горячей признательностью людям за их труд, доброту, любовь к жизни. Весь накопленный багаж знаний, свой талант он отдал детям. Да и сам он до конца жизни в душе оставался ребёнком. Любил всё новое, умел видеть и удивляться, стремился поделиться своими впечатлениями с окружающими. У него это получилось.
Заголовок 315