Статья Формирование духовно-нравственных ценностей


Формирование духовно-нравственных ценностей через проведение истоковедческой ярмарки
Истоковедческая ярмарка – одна из активных форм деятельности районной творческой группы «Формирование основ духовно-нравственной культуры обучающихся через преподавание предмета «Истоки».
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ сказано, «что ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-целостному, духовно-нравственному развитию». Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.»
В условиях работы на ФГОС НОО необходимо учитывать, что воспитательный процесс становится поистине стержневым, основополагающим. Воспитательная работа проникает во все виды деятельности и строится с учетом сензитивности для формирования нравственно-этического сознания и воспитания таких качеств личности, как ответственность, трудолюбие, коллективизм. Кроме того, должны быть созданы необходимые условия для самореализации в различных видах значимой деятельности. Одним из таких видов, на наш взгляд, является проведение ежегодной районной истоковедческой ярмарки. Предлагаемая форма внеурочной деятельности дает преимущество в достижении воспитательных результатов следующих уровней:
- приобретение социальных знаний,
- формирование ценностного отношения к социальной реальности,
-получение опыта самостоятельного действия.
В целях совершенствования форм, повышения результативности по программе «Истоки», пропаганде ценностей, норм и традиций ежегодно проходит районная ярмарки «Истоки». В ней принимают участие около 100 детей и педагогов изо всех образовательных учреждений района и Дома детского творчества ( в 2011 году- представители МОУ «Тарногская СОШ» Тарногского района). В соответствии с Положением истоковская ярмарка объединяет всех, кто с уважением относится к своим истокам, ощущает причастность к социокультурным ценностям.
Ярмарка способствует реализации межпредметных связей, используются и приобретаются знания из разных предметных областей. Это дает широкую возможность приобретения метапредметных результатов.
Работа в мастерских помогает раскрыть творческую познавательную индивидуальность ученика. У детей формируется позитивная самооценка, способность к организации деятельности, коммуникативная компетентность, умение решать творческие задачи. Так же создаются возможности для формирования познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Участники мастерских планируют свою работу, структурируют время, контролируют и оценивают свою деятельность в ходе защиты работы. В рамках личных компетенций у обучающихся формируется самостоятельность, творческая активность, положительная мотивация. Знаменитый американский философ Дж. Дьюи предлагал строить деятельность на активной основе, используя целенаправленную деятельность учащихся с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат. Работая в мастерских, дети получают творческий продукт: поделку, рисунок, репортаж выступление, фотографию. В настоящее время сделан акцент на освоении обучающимися ценностей и способов деятельности в социокультурной среде, истоковедческая ярмарка стала у нас в районе востребованной и популярной.
Ежегодно вносятся изменения в проведение ярмарки. Проводятся выставки моей Первой книги по программе «Воспитание на социокультурном опыте». В рамках ярмарки проводятся конкурсы для педагогов «На лучшую методическую разработку урока, внеклассного занятия по программе «Социокультурные истоки». В этом году на ярмарке подведены итоги конкурса на лучшую методическую разработку урока, внеклассного мероприятия, посвященного 700-летию со дня рождения С. Радонежского «Преподобный Сергий. Душа России», в котором приняли участие 12 педагогов. Интересно прошла выставка детского и семейного творчества «Мое родовое древо». В заочной мастерской «Юный фотограф» дети подмечают интересные сюжеты по теме ярмарки.
Темы «С чего начинается Родина», «Земля - наш общий дом», «Мир, в котором я живу». В этом году 6 истоковская ярмарка прошла под названием «Мир и согласие добрую надежду рождают». Это образный заголовок одной из страничек Первой книги программы «Воспитание на социокультурном опыте» близок теме родиноведения. Не правда ли замечательное слово? Род, родину ведать, то есть знать, понимать, не допускать разногласий и иметь добрую надежду на мир и согласие, духовность и человечность, культуру и нравственность.
Ежегодно дети собираются поработать в мастерских, демонстрируя свой «красный» товар с помощью выразительных средств литературного, художественного, исследовательского, прикладного и музыкального творчества. Участники работают в мастерских «Моя первая книга», «Семейная реликвия», «Умелые руки», «Юный художник», «Литературная гостиная», «Музыкальная шкатулка», «Театрализация», «Народные забавы».
В первую мастерскую приглашаются уч-ся начальных классов для работы по созданию странички «Первой книги». Критерии оценки: объём наполнения категорий «слово», «образ», «книга», участие родителей.
На секции «Семейная реликвия» дети озвучивают сообщения по описанию истории реликвии, в мастерских «Умелые руки» и «Юный художник» создают поделки, композиции, рисунки по теме ярмарки и защищают работы. Участники «Литературной гостиной» и «Музыкальной шкатулки» приготовили произведения местных поэтов, в «Народных забавах» разучивали народные игры. Мастерская «Театрализация» привлекает внимание своей артистичностью, здесь показывают мини-спектакль, сценку, действие, обряд местного содержания, вологодских авторов. В мастерской «Юный корреспондент» работают ребята, которые освещают ход ярмарки и представляют на закрытии ярмарки репортаж с презентацией, готовят публикацию в районную газету «Новый день». Итоги подводятся в форме ресурсного круга в каждой мастерской, а лучшие работы демонстрируются на закрытии ярмарки.
Репортаж секции «Юный корреспондент»
Истоковедческая ярмарка "Мир и согласие добрую надежду рождают".
6 районная истоковедческая ярмарка прошла 29 ноября на базе Нюксенской СОШ. В этом году в ней приняли участие около 100 ребят и педагогов. Ребята поделились своими знаниями и умениями в разных видах деятельности. Каждый выбрал дело по душе. Об этом мы- участники мастерской "Юные корреспонденты" под руководством Марины Ивановны Фоминской приготовили свои репортажи.
Ярмарка открыта руководителем районной творческой группы "Формирование основ духовно-нравственной культуры обучающихся" Е. А. Белоусовой. В церемонии праздника участвовали зам. начальника управления образования Т.И. Согрина, заведующая информационно-аналитическим отделом управления образования С.В. Парыгина. В своём выступлении они обратили внимание на важность сопричастия к духовно-нравственным понятиям и личностным ценностям. С приветственным словом к присутствующим обратился настоятель храма Агапита Маркушевского иерей Максим. Он раскрыл мудрость понятий "мир" и "согласие", подчеркнул их важность в духовном, внутреннем мире каждого православного человека.
Далее участники ярмарки начали работу в мастерских. Расскажу о мастерской "Военная реликвия". Издавна одной из традиций в русской семье была традиция помнить своих предков. В каждой семье есть вещи, которые передаются из поколения в поколение. А как бы они смогли дойти до нас, если бы их не берегли, не держали "за семью печатями"? Они интересны нам не только с исторической точки зрения, но и как память. История вещи-это история отдельного человека, семьи. Тема работ в мастерской посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В семьях бережно хранятся фотографии, красноармейские книжки, награды. Ребята вместе со своими родителями, педагогами подготовили работы по описанию семейной реликвии. Рассказы получились очень эмоциональные. Так, Хомяков Семен продемонстрировал старую фотографию "Дни Великой Отечественной войны,1944 год". На фото-его прадед Козулин Николай Михайлович: разведчик, связист. В редкие минуты отдыха прадед был запевалой, знал много военных песен. Бабушка с мамой вспомнили одну из них, которую он часто пел:
На марше равняются взводы,
Дрожит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звезды Кремля.
Мы не дрогнем в бою за столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной обороны стальной
Разгромим, уничтожим врага!
А Семенов Алексей представил карту, на которой изображен боевой путь 263-й стрелковой Сивашской дивизии. Этот путь проделал его прадед с самого начала формирования дивизии и до конца войны. Самый маленький участник-первоклассник Демьяновский Александр в стихах рассказал об ордене Красной звезды.
Белоусова Кристина Нюксенская СОШ.
Я побывала в секции "Литературная гостиная". Здесь собрались лучшие чтецы района- 20 участников от 2 до 9 класса из девяти школ! Тематика стихов была разной, но читались они с такой искренностью и любовью. Чтецы использовали тексты известных вологодских авторов(Н. Бубцова, А. Яшина) и местных поэтов(В. Жуковой, Е. Суровцевой, Л. Мелединой, Т. Коробовой).А в мастерской "Умелые руки" работали кипела вовсю. Такое разнообразие поделок, фантазии и творчества! Веточки, мох, шишки, рябиновые кисти, ракушки, сухие цветы-вот материал для работы. Великолепные и абсолютно разные работы, композиции: закладки в технике ручного ламинирования, зеленый шар с голубями, панно "Девочка -доброта", "Домовенок", "Дружная семейка", "Прощаюсь с лебедями до весны".
Акинтьева Алена Нюксенская СОШ.
Звуки все время вокруг нас. Звуки музыки и грохот бегущего транспорта, голоса леса и шум моря...У каждого из них свой язык, свой смысл. И все же, пожалуй, среди всех нет звука более дорогого и неповторимого, чем звук человеческого голоса. Мне сегодня посчастливилось побывать в мастерской "Музыкальная шкатулка». Все участники подготовили презентации песен местных авторов. Ребята показали хорошее выступление по творчеству Н. Рубцова ("Сын героя") и Н. Фокина("Черемуха"),В. Гаврилина («Шутка»), И. Белкова и В. Судакова («Журавли»).А настоящим открытием стала песня "Бобровское -крутые берега" преподавателей Коптяевой Розы Васильевны и Поповой Татьяны Вениаминовны.
Еще я увидела работу мастерской "Театрализация". Фольклорный замысел, костюмирование, использование местных традиций-это то, чего придерживались театральные коллективы. Сценка "Вечерка" рассказала, как в старину семьи ходили друг к другу в гости с шутками и прибаутками. Очень понравилась глубиной своего содержания, продуманность внешнего действия театрализованная постановка к рассказу вологодского писателя В.П. Астафьева "Капалуха.» Беляева Ирина, Городищенская СОШ
Я работала в мастерской "Юный художник". Здесь трудились 14 девчонок и один мальчик! Техника исполнения была разнообразна. Ребята работали гуашью, акварельными карандашами и восковыми мелками. Мне очень понравились работы "Искорки надежды", "Мир, лад- доброй семьи клад", "Любимое место моей малой родины". Пейзажи, сюжетные работы, зарисовки... Изображение храма, голубя, готового взлететь -все рисунки соответствовали теме ярмарки. Баженова Юлия Лесютинская ООШ.
Таким образом, на наш взгляд, истоковская ярмарка реализует деятельностный подход, присоединяет участников к социокультурным категориям, способствует формированию личностных духовно-нравственных ценностей.
Библиографический список
1.Федеральный государственный образовательный стандарт НОО, Москва, 2010
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва,2009
3. Программа «Социокультурные истоки», издательский дом «Истоки», Москва
4. А.А.Логинова,А.Я.Данилюк «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся»,Москва, 2012