Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №94 Конспект урока по природоведению в 5 классе СТРОЕНИЕ И СВЯЗИ СИСТЕМ.


Донецкая общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней №94
Конспект урока
по природоведениюв 5 классеСТРОЕНИЕ И СВЯЗИ систем.
Учитель биологии,
учитель высшей категории,
учитель-методист
Халимонова Е.Н.
Класс-____ № урока-_______ Дата -_____
Тема: СТРОЕНИЕ И СВЯЗИ систем.
Цель: закрепить знания учащихся о природных и искусственных системах, научить выделять внешние и внутренние связи систем, сформировать умение характеризовать строение системы (природной и искусственной)
Оборудование: рисунки, на которых изображены лес, поле, океан, пустыня; комнатные растения, таблица «Строение клетки».
Базовые понятия: открытые системы
внешние и внутренние связи
Тип урока: комбинированный
Ход урока
IОрганизационный этап
IIАктуализация опорных знаний
Игра «Правильно или неправильно?»
Географическая оболочка Земли – это природная система, состоящая из твёрдой оболочки, воды и воздуха.
Природные системы намного проще, чем искусственные.
Телевизор, микроволновая печь, атомная электростанция - это искусственные системы.
Солнечная система состоит из несвязанных между собой небесных тел.
Природные системы созданы человеком.
Микроскоп - искусственная система, созданная человеком.
Лес, степь, океан – это природные системы.
Животные – это природные системы, возникшие в природе.
Наша Галактика – сложная природная система, состоящая из множества звёзд, планет и других небесных тел.
Луна – искусственная система, потому что она определённым образом влияет на человека.
Комнатные растения – это искусственные системы, потому что за ними ухаживает человек.
Компьютер – более сложная система, чем клетка.
Проверка ответов:
Игра «Правильно или неправильно?»
+1.Географическая оболочка Земли – это природная система, состоящая из твёрдой оболочки, воды и воздуха.
-2.Природные системы намного проще, чем искусственные.
+3.Телевизор, микроволновая печь, атомная электростанция - это искусственные системы.
-4.Солнечная система состоит из несвязанных между собой небесных тел.
-5.Природные системы созданы человеком.
+6.Микроскоп - искусственная система, созданная человеком.
+7.Лес, степь, океан – это природные системы.
+8.Животные – это природные системы, возникшие в природе.
+9.Наша Галактика – сложная природная система, состоящая из множества звёзд, планет и других небесных тел.(200 млрд. звёзд)
-10.Луна – искусственная система, потому что она определённым образом влияет на человека.
-11.Комнатные растения – это искусственные системы, потому что за ними ухаживает человек.
-12.Компьютер – более сложная система, чем клетка.
III Сообщение темы и цели урока
IV Изучение нового материала
1. Работа в группах (3 группы)
Анализ систем по плану:
1.Принадлежность системы (природная или искусственная)
2.Части системы.
3.Границы системы.
4. Относительная устойчивость к влияниям.
5.Внутренние связи.
6.Внешние связи.
Задание для 1-ой группы:
Аквариум — это целая экосистема со своими законами и требованиями. Чтобы наслаждаться его красотой, нужно знать не только о гармоничном сочетании в интерьере, но и о внутреннем наполнении: о разнообразных породах аквариумных рыбок, способах поддержания искусственного водоема и различных аспектах разведения рыб...

Аквариум - это искусственная система, которая состоит из частей: самого аквариума, воды, рыбок, водорослей, камней, ракушек и т. д. Эта система имеет определённые границы. Например, у этого аквариума есть стены, которые удерживают внутри воду и рыбок. Через отверстие в аквариум может поступать пища, новые обитатели аквариума. Водоросли поддерживают содержание кислорода в аквариуме и являются пищей для рыбок. Система аквариума устойчива к влияниям окружающей среды, но может и разрушиться. Загрязнение воды в аквариуме, отсутствие заботы о его обитателях приведёт к разрушению данной системы и гибели его обитателей.
-2298701012825Задание для 2-ой группы:
ХлорофитумЗадание для 3-ей группы:

Солнечная система — планетная система, включающая в себя центральную звезду — Солнце — и все естественные космические объекты, обращающиеся вокруг Солнца.
Солнце и обращающиеся вокруг него небесные тела - 9 планет, более 63 спутников, четыре системы колец у планет-гигантов, десятки тысяч астероидов, несметное количество метеоритов размером от валунов до пылинок, а также миллионы комет. В пространстве между ними движутся частицы солнечного ветра - электроны и протоны. Исследована еще не вся Солнечная система: например, большинство планет и их спутников лишь бегло осмотрены с пролетных траекторий, сфотографировано только одно полушарие Меркурия, а к Плутону пока не было экспедиций. Но все же с помощью телескопов и космических зондов собрано уже много важных данных.
Растительная клетка

V. Подведение итогов.
Каждая система состоит из частей. Есть главные части и второстепенные. Потеря главных частей приводит к разрушению системы. Например, потеря корня или стебля приводит к гибели растения.
Каждая система имеет границы, позволяющая ей сохранить строение. Так, у клетки есть оболочка, у механических частей есть корпус.
Внешние связи- это потоки энергии, веществ, информации, связывающие систему с окружающей средой. Например, растение получает воду, свет, минеральные вещества из окружающей среды.
Внутри природных систем существуют трофические связи. Они отображают систему питания и передачи энергии. Иначе говоря, внутренние связи –это потоки энергии, веществ, информации, связывающие элементы системы в единое целое.
Система относительно устойчива к влияниям, но может и разрушиться.