сюжетно-ролевая игра для детей 5-7 лет


СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ГОСТИ
Цель: закреплять культурные навыки, познакомить с некоторыми знаниями по домоводству (уборке комнаты, сервировке стола).
Возраст: 5 – 7 лет.
Оборудование: кукольная посуда, муляжи угощенья, предметы-заместители; стол со скатертью, чайные приборы, вазы, чай, пироги, коробочки с подарками.
Предварительная работа. Эстетическая беседы: «Ждём гостей», знакомство с некоторыми понятиями этикета, чтение стихотворения «Здравствуйте» Владимира Солоухина, разучивание «Песенки для гостей».
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Песенка для гостей.
К нам гости пришли,
Дорогие пришли,
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
И с капустой пирог,
И с картошкой пирог.
А который без начинки –
Самый вкусный пирог!
Обсуждаемый предварительно словарь:
Благодарность – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами. Слово «спасибо» всегда должно быть наготове и произноситься доброжелательно, глядя человеку в глаза, оказавшему услугу.
Внешность – это то, что мы видим в человеке в первую очередь. Пренебрежительное отношение к своей внешности – неуважение к окружающим людям.
Гость – человек, который приходит к нам в дом в гости. Правила для приглашённых: в гости приходят только по приглашению, в точно назначенное время (ни в коем случае не раньше, чтобы не застать хозяев врасплох; опаздывать, заставлять себя ждать, тоже не стоит). Дурное настроение оставляем за дверью – проблем у всех хватает.
Здравствуйте – значит «будьте здоровы». Не нужно жалеть пожелания здоровья при встрече с родственниками, и вовсе незнакомыми людьми.
Извините – значит простите мою вину. Словом «извиняюсь» - человек как бы сам себя прощает.
Игровые роли. Хозяева и гости.
Ход.
Взрослый предлагает детям поиграть. Перед началом игры взрослый сообщает детям правила, требующие от хозяев вежливости по отношению к гостям, предлагает к использованию вежливые слова: «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо», «кушайте на здоровье».
Первоначально все игровые действия разворачиваются вокруг подготовки к приёму гостей и заботы о них. Взрослый напоминает детям, что перед приходом гостей хозяева должны убрать квартиру, могут украсить её цветами, накрыть на стол, правильно расставить приборы. Затем взрослый спрашивает, как они будут встречать друзей, предлагает детям договориться, как они встретят гостей, чем их займут.
Взрослый: Пока гости собираются к нам, хозяева должны подготовиться к их встрече. А как мы обычно готовимся к встрече гостей? (Убираем квартиру, наводим порядок. Покупаем угощения. Накрываем на стол.)
Взрослый: Вспомним, как мы накроем стол? Что мы должны сделать? (Накрыть на стол скатерть. Расставить посуду, приборы. Поставить угощенья.)
Взрослый: Как мы расставим посуду? (Каждому гостю поставим тарелочку под сладости. Каждому гостю поставим блюдце и чашку. Справа от блюдца положим чайную ложечку. В середину стола поставим конфетницу с конфетами. В середину стола поставим печенье и торт. В середину стола поставим салфетницу. Можно приготовить бутерброды.)
Взрослый: Что наденут хозяева? (Хозяева наденут нарядную одежду.)
Взрослый: Представьте, в дверь позвонили. Что будут делать хозяева? Как будут встречать гостей? (Хозяева пойдут встречать гостей. Хозяева откроют дверь, поздороваются, пригласят в дом.)
Взрослый: Гости сразу пройдут к столу? (Сначала дождутся прихода всех гостей. Сначала можно поговорить о чём-нибудь?).
Взрослый: О чём можно поговорить с гостями? (Можно рассказать о прочитанной книге. Можно рассказать о фильме, который посмотрели. Можно рассказать какую-нибудь интересную историю.)
Взрослый: А будем рассказывать как, например, вы недавно болели? (Нет. Не нужно рассказывать о неприятных случаях.)
Взрослый: Какие места мы предложим гостям за столом? (Мы предложим гостям удобные места. Хозяйка должна садиться ближе к выходу, чтобы если что нужно, можно было бы подать гостям.)
Взрослый: Как вы будите угощать гостей? (Попробуйте торт. Угощайтесь, пожалуйста. Попробуйте пирог. Возьмите конфеты, они очень вкусные. Попробуйте пирог с ягодами, сама пекла, надеюсь вам понравится. Добавить вам чай или может хотите сок?)
Взрослый: После чаепития, что можно предложить гостям? Какие игры? (Можно предложить поиграть в домино. Можно предложить настольную игру. Можно предложить отгадывать загадки. Можно поиграть в словесные игры, в слова.)
Взрослый: Очень хорошо. А как готовятся к походу к друзьям гости? (Люди, которые идут в гости, тоже надевают праздничную одежду. Если люди идут на день рожденья, то готовят подарок. Если собираются в гости, можно принести с собой угощенье. Можно подарить хозяйке цветы.)
Взрослый: Очень хорошо. А какие правила должны соблюдать приглашённые? (В гости надо приходить вовремя. Надо вести себя прилично, быть вежливым. Надо здороваться с хозяевами и другими гостями. Нельзя долго быть в гостях. Можно пригласить в следующий раз к себе в гости. Когда люди разговаривают, некрасиво их перебивать.)
Взрослый: Теперь настало время решить, кто будет хозяйничать в доме, а кто придёт к ним в гости. После распределения ролей дети приступают к игре. Приглашённые приобретают подарки, наряжаются. Хозяева готовятся к встрече гостей.
Далее дети самостоятельно составляют план игры, определяют, что за чем будет происходить. Взрослый может выступать в любой роли или же со стороны поддерживать диалоги детей, помогать в ненавязчивой форме поддерживать интерес к игре, способствовать развёртыванию сюжета. Взрослый может предложить некоторые идеи, но основное содержание должны придумать сами участники игры.
Когда «гости» пришли, «хозяева» правильно их рассаживают, предлагают наиболее удобные места. Во время чаепития гостей занимают интересной беседой, приветливо угощают: «Кушайте, пожалуйста», Попробуйте этот пирог», «Не хотите ли ещё чаю или может сока?».
После чаепития «хозяева» развлекают гостей песнями, загадками, словесными играми, всё это «хозяева» обсуждают и подготавливают заранее, распределяют, кто какое развлечение будет проводить.
По окончании игры можно обсудить ошибки допущенные «хозяевами» или «гостями».
Примечания: Если игра происходит во время встречи гостей и взрослый организует игру с несколькими детьми в возрасте от 6.5 лет, то дети могут накрывать стол настоящей детской посудой и угощениями.
Подготовила: Мигунова Евгения Валериевна,
учитель-логопед