Обобщение опыта по теме: Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся 5-9 классов посредством урочной и внеклассной работы как фактора личностного развития


Управление образования администрации
Старооскольского городского округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов
«Старооскольский городской институт усовершенствования учителей»

Формирование духовно-нравственных ценностей
у учащихся 5-9 классов посредством урочной и внеклассной работы как фактора личностного развития
Автор опыта: Акинина Галина Станиславовна,
учитель истории и обществознания
Муниципального
бюджетного общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная
школа №2» города Старый Оскол.

Старый Оскол
2015
Акинина Галина Станиславовна
Содержание:
1.Информация об опыте…………………………………………………….3
2.Технология опыта………………………………………………………….7
3.Результативность опыта………………………………………………….14
4.Библиографический список……………………………………………...16
5.Приложение ……..………………………………………………………...18
2
Акинина Галина Станиславовна
Раздел I. Информация об опыте.
В течение трёх лет автор проводит исследования по теме «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся 5-9 классов посредством урочной и внеклассной работы как фактора личностного развития».
Условия возникновения опыта. Опыт формировался в муниципальном учреждении «Основная общеобразовательная школа №2». Решение проблемы представляется особенно значимым в рамках воспитательной программы школы «Мир вокруг меня» основной целью которой является: «формирование личности каждого школьника на основе русских национальных и православных традиций». Особенности социального окружения учебного заведения – удалённость от культурного и интеллектуального центров. Контингент родителей – рабочие и безработные, бизнесмены, погруженные в сугубо материальные проблемы, направленные на достижение личного блага. Чувства материально не выражаемые – патриотизм, гражданственность, духовность не являются приоритетными. Уровень воспитанности и интеллекта детей зависит от их социального окружения. 80% родителей учащихся имеют свои «родовые корни» в сёлах и деревнях Старооскольского и Губкинского районов, поэтому большую часть свободного времени школьники проводят в сельской местности. Казалось бы дети должны знать и трепетно относиться к истории и духовно-нравственным традициям своей Родины, своего края, но к сожалению в большинстве случаев приходится наблюдать обратное. Начальная диагностика, в результате которой начата работа над данной темой, показала: 43% учащихся 5-9 классов интересуются историей своего края, 9% занимаются в воскресной школе, 18% читают духовную литературу, 60% знают свою родословную. Таким образом, трудности встречающиеся в ходе работы обусловлены ситуацией в стране и микрорайоне. Нелегко развивать патриотизм, гражданственность, духовность, если у школьников отсутствует пример вне стен школы, в семье. Поэтому перспектива развития исследования более глубокая и тесная, духовно – нравственная работа не только с учащимися, но и с их родителями. Только заложив основы добра и осознания себя как личности, мы можем быть спокойны за будущее, за культурное наследие, сохранённое и приумноженное юным поколением.
Актуальность опыта заключается в том, что в настоящее время многие нравственные ориентиры в современном обществе утрачены, общество больно  бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.
     Необходимо оградить детей,  подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности. Настоящий человек
3
Акинина Галина Станиславовна
начинается там, где есть святыни души.
        Иногда создается впечатление, что мы живем в каком-то перевернутом мире. В мире, где шкала ценностей опрокинута, где добро названо злом и зло добром, жизнь смертью и смерть жизнью. Задача  заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб. И чем раньше человечество поймет, что нравственность — это способ выживания личности, семьи, коллектива, общества, всей человеческой цивилизации, тем менее трагична будет дальнейшая его история.
Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, он организует исследовательскую работу детей, в ходе которой происходит процесс формирования образованной, креативной личности, знающей духовно-нравственную историю своей страны. В ходе осуществления работы по данной теме выявлены следующие противоречия:
- несоответствие уровня подготовленности учащихся программным требованиям в изучении духовно-нравственного материала;
- между сложившимся традиционным подходом к воспитанию учащихся и острой необходимостью инновационного изменения содержания воспитания духовно-нравственной культуры детей и подростков;
-противоречие между требованиями учителя и исполнительностью всех учащихся.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в поэтапном создании условий для формирования познавательных способностей учащихся в процессе духовно-нравственной работы. На основе повышения активности учащихся в приобретении знаний, развитие общеучебных умений и навыков через внутренние процессы саморазвития школьников. Разработать и теоретически обосновать приемы, формы, методы и средства по сохранению духовно – нравственного здоровья детей, приобщению их к духовным и нравственным ценностям средством познания основ народоведения. 
Длительность опыта. Исследования проводились в ученических коллективах 7-9 классов со средним уровнем усвоения материала и подготовленности учащихся.
I-этап. 2012 год. Увлечь ребят предметом, развивать познавательные интересы к изучению духовно-нравственных ценностей, предоставить учащимся максимальную помощь в раскрытии их потенциальных
4
Акинина Галина Станиславовна
возможностей – это задачи первого подготовительного этапа. Изучение литературы по духовно-нравственным вопросам, методики работы по данному направлению, составление плана урочной и внеурочной занятости учащихся. Сбор учащимися разнообразного материала по теме.
II-этап. 2013 год. На основе собранного и обработанного материала по духовно-нравственному воспитанию проводятся уроки, мероприятия, экскурсии. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса. Исследовательская работа в данном направлении опирается на личные наблюдения школьниками жизни, быта, поведения населения. Она выводит их за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность и учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
III-этап. 2014-2015 годы. Этап подведения итогов. Материал по духовно-нравственному воспитанию с успехом используется в воспитательной внеурочной работе при проведении конференций, вечеров, встреч со знатными людьми, родительских собраний, для подготовки олимпиад, викторин, выпуске стенных газет, участии в муниципальных и областных мероприятиях. В этой работе находят решение такие важные принципы воспитания подрастающего поколения, как осуществление связи обучения с жизнью, зачатки профессиональной ориентации, воспитание гражданственности и патриотизма. Проводится итоговый мониторинг по изучаемой теме опыта.
Диапозон опыта достаточно широк. Приобщение учащихся к духовно-нравственной работе охватывает урочную (уроки гуманитарного цикла: истории, обществознания, православной культуры) и внеурочную деятельность (работа духовно-просветительского центра «Свет Добра», экскурсии, паломнические поездки, встречи с духовным наставником школы, школьные Рождественские чтения, праздники «Рождество» и «Пасха»). Осуществляется единая система-урок гуманитарного цикла -внеклассная работа. В современных условиях изучение духовно-нравственных вопросов становится органической частью обучения и воспитания. В ходе данной работы ученик проходит полный цикл научного творчества, включающий постановку проблемы, поиск решения, выражение решения и реализацию продукта.
Теоретическая база. В основе опыта лежат идеи духовно-нравственного воспитания имеющие свою историю, органически вписанную
5

Акинина Галина Станиславовна
в историю педагогической мысли и школы. История отечественного образования свидетельствует о том, что проблема воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения волнует многих педагогов – учёных. Такие вопросы:
- Как воспитывать детей и подростков, чтобы в них гармонично сочетались свободолюбие и смиренномудрие, стремление к независимости и любовь к ближнему, трудолюбие и порядочность, гражданственность и человечность?
-Как ориентироваться в современном воспитании, когда бушуют войны, когда семью настигают нищета и обиды, когда рыночные отношения порождают ложь, безумие?
Эти вопросы волнуют всех, кто причастен к детям. Каждая эпоха даёт людям новые ориентиры воспитания, заставляет смотреть на педагогические явления по-новому, идеи выдающихся учёных педагогов заставляют нас коснуться содержания всех нравственных отношений, возникающих в обществе.
Обоснованию сущности воспитания духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как научной проблемы, выделению факторов, педагогических условий, предпосылок, критериев, позволяющих определить уровни воспитанности, закономерности и принципы, обеспечивающие эффективность воспитания способствовали идеи и традиции мировой гуманистической педагогики, которые автор выделил при анализе работ Ш.А.Амонашвили, К.Н.Вентцеля, О.С.Газмана, А.Менегетти, А.В.Мудрика, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, Н.Л.Селивановой, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, и др.
Изучение положительного опыта и формирование научного понимания духовно-нравственной культуры является актуальной проблемой. В связи с этим, значительный интерес для исследования представляют работы профессора Волгоградского ГПУ Н.Брытько «Целеполагание в воспитательной работе», В.Караковского «Школа будущего», И.И.Смирнова «Гуманизм: теория и реальность. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания», И.З.Гликмана «Теория и методика воспитания», К.Д.Ушинского «Собрание сочинений» (11 том), профессора А.Мурашова (Белоруссия) «Образование, воспитание и… жизнь», А.И.Половинкина «Православная духовная культура», кандидата педагогических наук Т.А.Берсеневой и кандидата педагогических наук, члена Союза писателей, священника Алексия Мороза «Уроки добротолюбия», Ю.Азарова «Педагогика Любви и Свободы».
С позиций современных научных положений воспитание духовно-нравственной культуры подрастающего поколения как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности в общем процессе обучения и развития школьников.
6
Акинина Галина Станиславовна
Для разработки опыта были использованы следующие принципы:
-принцип научности. Реализация этого принципа позволяет сформировать четкую и последовательную иерархическую систему духовно-нравственных ценностей;
-принцип проблемности и историзма позволяет рассматривать изменения в истории в единстве с историческими судьбами людей;
-принцип гуманизации позволяет подвести учащихся к выводу, что главное действующее лицо цивилизации-человек и от ценностной направленности его деятельности зависит будущее страны и края;
-ценностный принцип предполагает усвоение личностных приоритетов.
Новизна опыта состоит в создании системы эвристического (проблемно-поискового) подхода к организации деятельности школьников в урочное и внеурочное время, и приёмов для приобщения их к духовно-нравственной культуре как одного из направлений воспитания учащихся.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта заключается в создании условий для формирования интеллектуального, грамотного логически мыслящего и социально адаптированного гражданина, способного принимать самостоятельные решения в нестандартных условиях, приумножая национальное и культурное достояние общества. Что соответствует одной из целей «Национальной доктрины образования в РФ»: «созданию основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России. Обеспечению высокого качества жизни народа и национальной безопасности».

Раздел II. Технология опыта
Идея исследования - создание условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности (а не объекта педагогических воздействий), заинтерисованного в самоизменении, саморазвитии и способного к нему. Формирование познавательных способностей учащихся. Цель исследования – развитие самостоятельно мыслящей и социально адаптированной личности, осознанно изучающей историю Отечества и края, посредством духовно-нравственной урочной и внеклассной работы.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Приобретение знаний о нравственных принципах, нормах и правилах общественного поведения; воспитание нравственных чувств, потребностей и отношений; формирование нравственных идеалов, убеждений, стойких навыков и привычек нравственного поведения. 
7
Акинина Галина Станиславовна
2.Использование знаний учащихся для подготовки их к творческому труду в различных сферах жизнедеятельности, формирование умений и навыков общения.
3.Формирование внутренней готовности ребёнка использовать полученные знания на пользу общества.
4.Воспитание уважения к традициям своего народа, чувства гордости за его многовековую историю, патриотических чувств.
5.Воспитать свободную, функционально-грамотную личность.
6.Предоставить учащимся максимальную помощь в раскрытии их индивидуальности, реализации потенциальных творческих возможностей.
При организации учебно-воспитательного процесса учитель выделяет
два уровня духовно-нравственной познавательной деятельности учащихся:
1.Получение школьниками готовых знаний со слов учителя.
2.Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний могут быть учебные пособия, научно-популярная, духовная литература, публикации периодической печати, материалы музея.
Много возвышенных и умных слов говорится во все времена о духовной культуре. Философия и религия, наука и искусство не устают звать людей к вершинам духовности, предлагают свои способы приобщения к духовной культуре человечества. Поднимаясь по ступенькам культуры, мы многое узнаём, начинаем глубже чувствовать духовные ценности - Истину, Мудрость, Красоту, Добро. Духовная культура человечества существует во всех сферах его жизни и деятельности, но наиболее глубоко воплощается в политической, правовой, этической, эстетической, научной, религиозной и философской культуре общества. Изучение духовных ценностей, отраженных в культуре и истории народов, возможно и полезно для каждого современного школьника. Духовные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам. Наши чувства откликаются на чувства других людей. Очень часто доброта близких и в нас рождает доброту, а наша нетерпимость по отношению к другим может вызвать ложь, злость или гнев. Вера в Бога преображает человеческую душу, укрепляет традиции общества и сплачивает людей.
При изучении школьного курса Обществознание автор знакомит учащихся с наукой о человеке и обществе, чтобы они могли понять, каково их назначение в жизни, их истинное призвание. Каждому из них предстоит строить свой внутренний мир, учиться жить, то есть возрождать и созидать себя по образу и подобию Божию. При изучении блока уроков по теме
8
Акинина Галина Станиславовна
«Духовная сфера» рассматриваются такие вопросы: что такое ценности, моральный выбор, моральный контроль, совесть, любовь. На данных уроках предлагается детям в парах прочитать текст Христианских заповедей. Обсудить: чему они учат? Какие общечеловеческие ценности выделяют? Какие из заповедей Библии наиболее значимы для нас? Потеряли ли они актуальность в наши дни? Почему? Чтобы стало яснее, что такое мораль, обращаем внимание к золотому правилу нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Луки,6:31). Золотое правило устанавливает равенство и взаимосвязь во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другим людям. Составная часть золотого правила – это заповедь любви. В христианском учении эта заповедь известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку. Заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому. Говоря о духовных
ценностях отмечаем, что у всех людей есть общее, единое представление о том, что такое хорошо, что такое плохо. Есть в каждом человеке частица естественного Божественного Откровения – это совесть. Она – глас истины внутри нас. Обсуждаем с учащимися вопросы: подчиняется ли совесть телу? Как вы думаете? Жизнь внутренняя влияет ли на нашу внешнюю жизнь? Какие мы знаем тому примеры? Ответы на данные вопросы находим в нашей истории. Героизм во время войны. Воины находились примерно в равных тяжелых условиях, но одни честно воевали, шли на подвиги, жертвовали жизнью, другие – предавали товарищей и Родину, то есть отказывались от тех испытаний, которые были на войне и стремились к удобствам и большему благополучию внешней жизни. В чем же загадочность русской души? Что не может постичь в нас ни западный, ни восточный человек? Чем по-прежнему сильна наша душа, какими качествами? Стереотипом так называемого правильного поведения отличается большинство граждан нашей страны. После окончания Второй мировой войны, на известном Нюрнбергском процессе, где проходил суд над фашистскими преступниками, генерала Паулюса спросили: «Что повлияло на ход сражения и войны в целом?». Он ответил: «Войну выиграл русский учитель. Он научил солдат любить Родину» (Приложение №1). Откуда знал секрет победы и любви к Родине русский учитель? Неужели всем русским учителям в момент начала Великой Отечественной войны было не более 24 лет, и они воспитывались только на коммунистической идеологии? Настоящая русская школа всегда
9
Акинина Галина Станиславовна
базировалась на православных ценностях. Все лучшие качества учителя и русского человека в целом унаследованы от наших предков. При рассмотрении темы «Борьба русского народа с иноземными захватчиками» выделяем то, что для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, так как в этом случае защищались святыни. На уроках темы «Внешняя политика» отмечаем - патриотизм и верность Православию у русского народа так естественно сочетаются с терпимостью к другим вероисповеданиям. Православие никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем оно открыто для всех. Православный русский народ не закрывает себя от общения с другими народами и национальностями, а гостеприимно принимает их в свою церковную, государственную и гражданскую общность. Видимо, Православная Церковь и русский народ несут в себе идеалы, более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытиё. Темы истории культуры очень тесно связаны с историей религиозной культуры. На протяжении тысячелетий люди посвящали всё самое лучшее Богу. Лучшие творения русской и западноевропейской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветам. Религиозные учения всегда были в центре культуры: они отражали стремление человека к самосовершенствованию, к духовно и эстетически осмысленной организации окружающего предметного мира и человеческого общества. Они активно влияли на ход истории и взаимоотношения между людьми, народами и государствами. Поэтому изучение культуры и истории любого государства невозможно без рассмотрения религиозных истоков культуры этого государства. На уроках «Быт и обычаи русского крестьянства в первой половине XIX века» (Приложение №2) узнаём, что христианская этика в течение веков регулирует отношения в семье, быту, в общественных местах, определяя отношение россиян к людям, государству, предметному миру, природе. С конца десятого века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни. В ходе изучения православного краеведения есть возможность сформировать у детей умение работать с книгой и справочной литературой, обобщать собранный из различных источников материал, выступать с сообщениями и докладами перед аудиторией. Культурологический характер отбора материала позволяет
рассматривать основы православного краеведения в социокультурном
10
Акинина Галина Станиславовна
контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника.
Особое внимание автор обращает на изучение жития священномученика Онуфрия (Гагалюка), Сергия Радонежского, Иоасафа Белгородского.
Проводит уроки – путешествия в прошлое. На классном часе «Детские годы священномученика Онуфрия (Гагалюка) изучает с детьми особенности того трудного времени, в которое протекало детство Антона. На данном уроке примером для детей может быть то, что рано в Антоне обрисовалось свойство великих душ: не довольствоваться будничной, серенькой, поверхностной жизнью, а проникать в глубь понимания вещей, событий и людей.
На классном часе «Житие Сергия Радонежского» (Приложение №3), учащиеся знакомятся с житийной литературой, с композицией жития, с основными вехами жизни Сергия Радонежского, с иллюстрациями известных русских художников, обобщают изученный ранее материал по древнерусской литературе. На уроке используется электронная презентация и аудиозаписи.
Данный материал вызывает у ребят интерес к древнерусской литературе, истории русской культуры и русской церкви, а использование на уроке электронной презентации помогает быстро скомпоновать учебный и иллюстративный материал, даёт возможность сократить время на подготовку к уроку. На классном часе «Житие и прославление Святителя Иоасафа, епископа Белгородского» (Приложение №4) рассматривается основной вопрос «А могла ли быть другой судьба мощей святителя?» Выясняется, что по молитвам перед мощами святителя Иоасафа многие верующие получают благодатную помощь и исцеления от болезней. Осенью прошлого года мы с учащимися 8-9 классов и учителями школы совершили паломническую поездку к мощам святителя. Прикосновение к мощам оставило неизгладимое впечатление в наших душах (Приложение №5). Задача воспитания – сохранить и развить тот творческий потенциал, который есть в ребёнке. Все знания должны быть положены под ноги человеку, стать его фундаментом. Мы должны помнить, что духовные ценности, которые могут быть предложены ребёнку, есть зерна, которые должны прорасти, расцвести и принести плоды.
Для формирования познавательных способностей учащихся в ходе духовно-нравственной работы Галина Станиславовна использует исследовательский метод. Исследовательский метод - высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Он концентрирует в себе всё то, что формируется системой активизации процесса обучения. Для исследовательского метода характерны атмосфера
постоянного поиска, радости собственного открытия и творческой мысли. Учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.
11
Акинина Галина Станиславовна
В опыте успешно используются следующие этапы обучения.
Действия учителя
Действия ученика
Создаёт проблемную ситуацию. 1.Осознаёт противоречия в изучаемом материале.
2.Организует размышления над проблемой и её формулировкой.
2.Формулирует проблему.
3.Организует поиск гипотезы -предположительного объяснения 3.Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
4.Организует проверку гипотезы. 4.Проверяет гипотезы в изучении нового материала.
5.Организует обобщение результатов. 5.Анализирует результаты, делает выводы, применяет знания.
Опыт учителя показывает, что широким полем деятельности для применения исследовательского метода в духовно-нравственном развитии является подготовка и проведение школьных Рождественских чтений (Приложение №6). Ежегодно под руководством автора дети изучают литературу, готовят доклады, выступают на чтениях. Данным мероприятием занимаются члены лекторской группы. Задачи лекторской группы: привитие интереса к духовно-нравственным вопросам, истории края, формирования умений самостоятельно работать с газетой, книгой, краеведческим и духовным материалом, развитие умений выступать перед аудиторией. Галина Станиславовна не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, что помогает детям понять Россию, обряды, обычаи своего народа. Тема малой Родины как части большого Отечества довольно продуктивна для духовно-нравственного воспитания и развития личности. Пример семья – начальная единица общества, естественная среда закладывающая личность. Изучение истории своих предков может стать для многих источником интереса к истории и культуре своей страны. Генеалогия – интересное, но трудное дело.
12
Акинина Галина Станиславовна
Она позволяет привлечь внимание учащихся к истокам своей семьи, фамилии, рода, найти примеры верного служения Отчизне со стороны своих предков. Исследование и составление своей родословной помогает осознать себя как личность, ответственную за дела, которые человек продолжает по линии своих предков. (Приложение №7). Многие ребята впервые задумались о чести своей семьи, о личной ответственности перед родными. Дети с удовольствием и не без чувства гордости рассказывают о том, что их родственники были участниками Великой Отечественной войны, или в тылу принимали участие в строительстве дороги Старый Оскол-Ржава. Работа над родословными оказывает благотворное влияние на личность самих ребят, помогает их гражданскому становлению.
Большое внимание Галина Станиславовна уделяет экскурсиям и паломническим поездкам. Без экскурсии фактически немыслима никакая исследовательская работа детей. В этом важное педагогическое значение экскурсии. В опыте учитель различает два вида экскурсий:
- учебные, связанные с изучением программного материала;
- внепрограммные экскурсии, проводимые по плану внеклассной работы.
Автор организовал и провел экскурсии во все храмы нашего города. Мудрая русская пословица гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Посещая храмы дети восхищались храмовым зодчеством, потрясающими взор фресками и иконами, символами невидимого мира. Продолжая наполнять души детей «светом» христианской веры, были организованы поездки в Донской монастырь, Храм Христа Спасителя города Москвы, в Свято-Преображенский Собор города Белгорода, Холковский Свято-Троицкий мужской монастырь. Результатом посещения святых мест стало написание исследовательских работ.
Ключевое значение для духовно-нравственного воспитание и развития играют встречи с духовным наставником школы. Автор регулярно организует встречи учащихся с духовным наставником школы – благочинным I Старооскольского округа, настоятелем храма Рождества Христова, протоиереем отцом Алексеем Бабаниным. Очень мудрый и добросердечный, он всегда находит время побеседовать с каждым ребенком. Его напутствия побуждают не только размышлять, но и действовать.
13

Акинина Галина Станиславовна
Раздел III. Результативность опыта.
Научность, логичность, динамизм, разнообразие, продуманность каждого урока и внеклассного мероприятия, личностно – ориентированный подход к учащимся позволяют Акининой Галине Станиславовне добиваться хороших результатов в учебно – воспитательном процессе.
Учитель серьёзное внимание уделяет выбору и рациональному использованию различных средств обучения, справочной и научной литературе, имеющейся в библиотеке, материалам краеведческого музея, школьным музеям. Качество знаний учащихся в классах, где работает Галина Станиславовна, составляет 79%, 82%.
О результативности работы Галины Станиславовны говорят следующие данные: Бурдина Тамара, учащаяся 9 класса заняла 2 место в муниципальном этапе Открытого международного историко-краеведческого конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» (2012г.), Сапронова Ангелина, учащаяся 9 класса заняла 1 место в муниципальном этапе Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» (2012г.), Акинин Максим, учащийся 7 класса занял 2 место в муниципальном этапе областного конкурса «Защити свои права», номинация «Эссе» (2013г.), Дорошенко Анна, учащаяся 8 класса призер XIV муниципальных исторических чтений (2012г.), Акинин Максим, учащийся 7 класса призёр XV муниципальных исторических чтений (2013г.), Панина Анастасия, учащаяся 6 класса призер муниципального конкурса «Свет Вифлеемской звезды» (2013г.), Акинин Максим, учащийся 8 класса призёр XVI муниципальных исторических чтений (2014г.), Корчагина Алёна, учащаяся 9 класса призёр XVI муниципальных исторических чтений (2014г.). Ежегодно ученики классов, в которых преподаёт учитель, принимают участие в муниципальных исторических чтениях.
Положительным результатом работы учителя являются более прочные знания и умения учащихся. Повышение интереса учащихся к предмету и значительный рейтинг истории среди других школьных дисциплин.
Опыт носит репродуктивно-творческий характер, так как на основе
государственной программы по истории и воспитательной программы школы во внеурочное время «Мир вокруг меня» предлагает изучение духовно-нравственного материала с целью развития познавательного интереса к изучению истории. Качественная характеристика опыта заключается в следующем:
- разработаны технологические карты (задания, практические работы, тесты, темы творческих работ, экскурсий);
14


Акинина Галина Станиславовна
- определены перспективы развития познавательных интересов учащихся на уроках истории и во внеурочное время;
- проанализирована результативность диагностических методик.
Целенаправленная работа над темой позволила достичь следующих результатов:
-дети агрументированно, образно, излагают своё мнение, своё предположение и обосновывают его;
-не бояться допустить ошибку, быстро ориентируются при исправлении недочётов;
-на уроках и внеклассных занятиях создаётся доброжелательная и свободная атмосфера «уважай собеседника»;
-школьники умеют анализировать исторические события, делать выводы, сравнивать, обобщать.
Диагностика показала, у учащихся 7-9 классов наблюдается рост уровня
сформированности следующих качеств:
Качества учащихся
2012г.
7кл. уч. % 2013г.
8кл. уч.% 2014-15г.
9кл. уч. %
-интерес к историческомупрошлому своего Отечества 29% 46% 76%
-интерес к православным событиям края 15% 44% 72%
-уважение к культурным традициям предков 29%
56% 84%
-интерес к государственной символике России и Белгородской области 31% 63% 78%
-интерес к военной истории 42% 78% 94%
-уважение православных традиций 13% 36% 69%
15

Акинина Галина Станиславовна
Библиографический список:
1.Архангельская Н.И. Кто беден в России. [текст]/ Н. Архангельская – М.: Эксперт, 2014.-90с.
2.Библия. М.: Российское Библейское общество. 2005.-678с.
3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». М.: ОООИПЦ «Гарант», 2011.-10с.
4. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [текст] /А. Данилюк, - М.:Просвещение, 2013.-167с.
5.Духовно-нравственное воспитание школьников /Игнатьева Е.Е.- Ж. «Воспитание школьников», № 9 -2010.
6. Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№1-2012.
7.Ершова Э.Б. Книга методик образовательной программы «Мой выбор». [текст]/ Э. Ершова – М.: Иржица, 2013.-112с.
8.Закон Российской Федерации «Об образовании». 2003.-28с.
9.Калинина Ю.М. Удивительные вещи. [текст]/ Ю. Калинина –М.: Росмэн-Пресс, 2012.-143с.
10.Крылова О.В. Интересный урок истории. [текст]/О.Крылова -М.: «Просвещение», 2012. -145С.
11.Кудряшова Н.И. Методы обучения в современной школе. [текст]/ Н.Кудряшова- М.: «Просвещение», 2012. -231с.
12.Левин М.И. Опыт фронтально-поискового метода обучения. [текст]/ М.Левин -М.: «Просвещение», 2013. -261с.
13.Милонов В.Я. О новой концепции школьного исторического образования. [текст]/ В.Милонов -М.: «Просвещение», 2012.- 167с.
14.Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.- 13с.
15.Огородников И.Т. Актуальные проблемы научно-педагогических исследований. [текст]/ И.Огородников -М.: «Просвещение», 2012.- 365с.
16. Петракова Т.И «Д.С. Лихачёв: Служение Отечеству. Духовные основы нравственного воспитания». [текст]/ Т.Петракова - М.: «Просвещение», 2014.-131с.
16
Акинина Галина Станиславовна
Приложение
1.Приложение №1- Компьютерное обеспечение занятий, лицензионные программные средства.
2.Приложение №2- Фрагмент конспекта урока истории 8 класс «Быт и обычаи русского крестьянства в первой половине XIX века».
3.Приложение №3 – Фрагмент классного часа в 6 классе «Житие Сергия Радонежского».
4.Приложение №4 - Фрагмент классного часа «Житие и прославление Святителя Иоасафа, епископа Белгородского»
5. Приложение №5- Воспоминания Корчагиной Алены, ученицы 9 класса о посещении Преображенского собора в городе Белгороде.
6. Приложение №6- Тематика школьных Рождественских чтений.
7. Приложение №7- Родословная учащихся (фрагмент).


17
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №1
Компьютерное обеспечение занятий, лицензионные программные средства
1.Священная война. Электронная хрестоматия. ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2010
2.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями. История. ООО «Экзамен-Медиа» 2014.
2.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями.Обществознание. ООО «Экзамен-Медиа» 2014.
3. Учебно –методический комплекс для средней школы. Православная культура. 5-9 класса: Электронное учебное пособие / В.Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.





18
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №2
Фрагмент урока истории в 8 классе «Быт и обычаи русского крестьянства в первой половине XIX века».
Цель: проследить, в каком направлении и под влиянием каких факторов менялись основы традиционного быта в первой половине ХIХ века;
показать на конкретных примерах духовно-нравственные устои крестьянской семьи, устройство жилища крестьян, одежду, утварь, рассказать о быте и обычаях;
воспитание любви и уважения к историческому наследию нашего народа;
развитие логического мышления, умения самостоятельно работать с литературой, ответственности за порученное дело.
Организационный план урока:
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала (экскурсия).
3.Закрепление (викторина).
4.Задание на дом.
5.Подведение итогов.
Место проведения – музей русского быта.
Изучение нового материала.
План: 1. Религия и нравственность. 2. Жилище. 3.Питание. 4.Досуг. 5.Семья и семейные обряды. 6. Одежде.
Вступительное слово учителя: русские - народ древней земледельческой культуры – изначально жили оседло. Духовная культура человечества существует во всех сферах его жизни и деятельности, но наиболее глубоко воплощается в политической, правовой, этической, эстетической, научной, религиозной и философской культуре общества. Изучение духовных ценностей, отраженных в культуре и истории народов, возможно и полезно для каждого современного школьника. Духовные традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам. Наши чувства откликаются на чувства других людей. Очень часто доброта близких и в нас рождает доброту, а наша нетерпимость по отношению к другим может вызвать ложь, злость или гнев. Вера в Бога преображает человеческую душу, укрепляет традиции общества и сплачивает людей. И хотя сегодня возвращение к православной вере граждан нашего государства носит не тот глубокий религиозный характер, какой был свойственен дореволюционным соотечественникам, уважение к духовным ценностям неуклонно растёт. Если люди хотят сохранить культурные традиции своего народа, они должны
19
Акинина Галина Станиславовна
сохранить и основу культуры – свою религию. А для этого её надо хорошо знать. Религиозно безграмотного человека можно обратить в любую веру. Значение доброй, красивой, хотя и трудно постижимой религии – Православия – защитит общество от безверия или иноверия. Среди старинных названий крестьянских поселений, употребляемых и в современном языке, наиболее известными является деревня и село. Деревней (от слов «дерево», «деревянный»), в отличии от села, традиционно именовалось сравнительно небольшое поселение без церкви. Рождалась деревня из займища – однодворного поселения на новой ещё необжитой земле. Когда к нему присоединялись новые дворы, займище называли починком (от слов «починать», «начинать»), а по прошествии времени – деревней.
Жили – были дед да баба… Так начинаются многие сказки. А как они жили? В каких домах? Какую одежду носили? Какие вещи их окружали? Зайдём внутрь дома. Как же он выглядел? Помните знаменитые стихи А.С.Пушкина: «Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице, кругом
Лавки крытые ковром,
Под святыми стол дубовый».



20
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №3
«Житие Сергия Радонежского»
Классный час для учащихся 6 класса
Выполнила: Акинина Галина Станиславовна,
учитель истории
МБОУ «ООШ №2»
Цель: в доступной и увлекательной форме рассказать о житии Сергия Радонежского – святого молитвенника за землю Русскую; воспитание любви и уважения к русским святым; развитие у детей чувство благоговейного отношения к христианскому подвигу; пробудить в душе гордость за нашу великую Родину – Россию, за святые и героические дела наших предков.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция

Литература:
1.Бородина А.В. Основы православной культуры. [текст]/ А.В. Бородина. – М.: Издательский дом «Покров» 2003г.- 265с.
2.Городова М.А. Корабль спасения.[текст] / М.К.Городова - М.: ООО «Издательство Астрель» 2007г. –123с.
3.Шевченко Л.Л. Православная культура. [текст] / Л.Л.Шевченко.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. 2007г.- 158с.
4.Шорыгина Т.О. Венок святости. [текст]/ Т.О.Шорыгина . – М.: НОУ «Институт экспертизы» ,2005г. – 199с.

Оборудование:
1.Икона святого Сергия Радонежского.
2.Свечи.
3.Презентация «Житие Сергия Радонежского.
4.Музыкальные пьесы: Чайковский П.И. «Утренняя молитва», «В церкви», «Детский альбом», «Картинки с выставки». Рахманинов С.В. «Всеношная».

Ход мероприятия
На сцене икона Сергия Радонежского
Горят свечи.
На сцену выходят ведущие
Звучит музыка Чайковского П.И. «Картинки с выставки» (под музыку дети 21
Акинина Галина Станиславовна
читают стихи)
1-ведущий:
Россия, Русь!
Куда б ты не неслась,
Поруганной, ограбленной, убогой
Ты не погибнешь, ты уже спаслась
Имея столько праведных у Бога.
2 ведущий:
Я вижу, словно наяву,
Лицо ребенка,
Глаз изумлённых синеву
И облик тонкий.
Он плоть от плоти той земли
И кость от кости,
Где осень, ветлы, журавли,
Крест на погосте.
И пусть он хрупок, робок, мал
Ещё сегодня,
Но выбор на него упал
Уже Господний!
Он землю Русскую спасёт
Святой молитвой.
И с именем его народ
Пойдет на битвы
3 ведущий:
Преподобный Сергий Радонежский считается заступником земли Русской и покровителем русского образования. Ему посвящаются празднования 18 июля и 8 октября. Преподобный Сергий родился в городе Ростове, при крещении получил имя Варфоломей. Рос Варфоломей мальчиком кротким и послушным, но учение ему давалось с трудом. Мальчик горячо молился Господу, прося помощи в учении. Однажды отец попросил его поискать и привести домой пропавших жеребят.


22
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №4
Житие и прославление святителя Иоасафа, епископа Белгородского
Сценарий классного часа для учащихся 7 класса
Цель: формирование осознанного понимания основ православной веры; нравственной и духовной оценки поведения людей на основе канонов православия; в доступной и увлекательной форме рассказать о житии Святителя Иоасафа епископа Белгородского, его добродетелях и скорбях; сохранение исторической памяти у подрастающего поколения; пробудить в душе чувство гордости за нашу «малую Родину – Святое Белогорье».

Форма проведения – православные домашние посиделки
Литература:
1. Бородина А.В. Основы православной культуры. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. - 126 с.
2. Городова М.А. Корабль спасения. – М.: Издательство «Астрель», 2007. – 211с.
3. Протоиерей Олег Кобец. История Белгородской епархии. – Белгород.: Белгородская и Старооскольская епархия, 2006. – 400 с. ил.
4. Шорыгина Т.О. Венок святости. – М.: НОУ «Институт экспертизы», 2008. – 214 с.
Оборудование:
1. Икона святителя Иоасафа.
2. Свеча.
3. Стол, покрытый вышитой скатертью.
4. Музыкальные пьесы: Зубачевский С. «Хвали, душе моя, Господа».
Лядов А.К. Полонез.
Чайковский П.И. «Господи, помилуй».
Действующие лица:
Бабушка, дедушка, мама внуки: Аня, Лиза, Ваня, Саша.
Ход классного часа.
Бабушка с внучками Аней и Леной украшают комнату, накрывают стол нарядной скатертью, ставят на стол икону святителя Иоасафа епископа Белгородского. Мама зажигает перед образом свячу. Дедушка читает книгу
23
Акинина Галина Станиславовна
«Житие святителя Иоасафа, епископа Белгородского». В комнату входят
внуки Саша и Ваня.
Саша. Здравствуйте!
Ваня. (Целует бабушку в щёку).
Добрый вечер!
Бабушка. Добрый вечер, дорогие мальчики!
Дедушка. Хорошо, что вы пришли!
Саша. Дедушка, что ты читаешь?
Дедушка. Это книга о святителе Иоасафе епископе Белгородском.
Аня. Расскажи нам о нём.
Дедушка. Будущий святитель Иоасаф Белгородский родился 21 сентября 1705 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в селе Замостье Полтавской губернии, в семье знатного казацкого старшины Андрея Дмитриевича Горленко. В трудное время протекало детство, отрочество и юность Иоакима. Семья была вынуждена скитаться, так как отец его считался изменником ( в 1708 г. в Полтавской битве казаки изменили царю Петру Первому). Иоаким ещё ребёнком молился, чтобы сама Богоматерь оградила его от бед. Молился сознательно, веря в заповедь Спасителя: всё, что ни будете просить в молитве, верите, что получите, - и будет вам(Мк, 11, 24).
Звучит музыка. С. Зубачевский « Хвали, душе моя, Господа».
Аня. Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слёз твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, Ангел твой Хранитель
Все эти слёзы соберёт
И их в надзвёздную обитель
К Престолу Бога отнесёт.
Бабушка. Уже в раннем детстве Иоаким стремился проникать в глубь понимания вещей, событий и людей, особенно он изучал с усердием труды и подвиги во Славу Божьему и мечтал о монашестве. Родителям же жаль было расставаться с мальчиком. Но он выбрал свой путь.
24
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №5
Воспоминания Корчагиной Алёны, ученицы 9 класса о посещении Свято-Преображенского собора в городе Белгороде:
«Осенью прошлого года мы с учащимися 8-9 классов и учителями школы совершили паломническую поездку к мощам святителя Иоасафа в Преображенском соборе. Прикосновение к мощам оставило неизгладимое впечатление в наших душах. Зайдя в храм, я ощутила, чувство сопричастности к тайне, к великому наследию предков, великой культуре. На меня смотрело огромное количество икон, меня грел свет множества свечей, в храме находились плащаница и святые мощи святителя Иоасафа, и от всего этого исходит теплота душевная, которая приходит к людям, посетившим это великое место. В то время когда я была в храме, служба уже закончилась и у меня была возможность осмотреть его. Я прошла по всему храму не один раз, осмотрела каждую икону и приложилась к мощам святого, ощутив прилив добрых чувств. Во дворе храма я увидела несколько священнослужителей, которые помогали нуждающимся. Нет, они не раздавали милостыню, они давали нечто большее – добрый совет, надежду, успокоение веру. Батюшка выслушивал любого подошедшего и слушал смиренно, терпеливо. Мне кажется, что именно в таких местах в людях просыпается глубокое чувство Веры. Конечно посещение любого храма, даже самого маленького, это уже прикосновение к чему-то великому, бесценному, духовному, но Преображенский собор оставил у меня тёплые воспоминания надолго. Это было что-то чудесное и внушительное, душа трепетала, я ощутила всю силу веры в этом святом месте».
25
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №6
ТЕМАТИКА
школьных Рождественских чтений
2012г. «Православная история Староосколья»
Старшеклассники подготовили доклады о священнослужителях нашего края. В своих выступлениях дети рассказали о житии священномученика Онуфрия (Гагалюка), старца Иеронима, репрессированных священниках Старого Оскола. Большой интерес у слушателей вызвало сообщение о жизни и служении священников Владимира Отта и Владимира Русина. После увлекательного доклада о священных источниках Белогорья у всех присутствующих возникло желание окунуться в их чудодейственные воды.
2013г. «Семья-колыбель духовности и нравственности человека»
Доклады учащихся объединяла общая тема «Семья – колыбель духовности и нравственности человека». Старшеклассники подготовили выступления о семейных, православных традициях, житии муромских святых Петре и Февронии, обете верности и смирения основательницы Спасо-Бородинского монастыря Марии Тучковой, о мученической кончине семьи последнего русского императора Николая II.
2014г. «Сергий Радонежский – игумен земли Русской»
В этом году чтения были посвящены житию Преподобного Сергия Радонежского. Встреча детей на страницах жития с Преподобным Сергием - это важнейшее событие в жизни каждого ребенка, это возможность приобщения его к источнику «воды живой», сообщающий душе нравственную силу и способность к духовной жизни. Учащиеся говорили о житии святого, его детстве, монашеских подвигах. Особое внимание обратили на общественное служение Сергия Радонежского. Мероприятие сопровождалось презентацией, содержащей текст жития, иконографию преподобного и картины известного русского художника М.В. Нестерова.
2015г. «Христианский выбор князя Владимира как исторический и культурный путь развития Руси»
В центре нашего внимания были вопросы, связанные с празднованием
знаменательной даты – 1000-летия дня памяти святого равноапостольного князя Владимира, которое отражено в названии чтений «Христианский выбор князя Владимира». Старшеклассники подготовили выступления о житии князя Владимира, первой христианки на Руси – княгине Ольге, о крещении Руси как историческом повороте в истории Отечества, о мученической кончине святых благоверных князей страстотерпцев Борисе и Глебе. С трепетным волнением младшие школьники поведали о первых иконах.
26
Акинина Галина Станиславовна
Приложение №3
Родословная ученицы 7 «б» класса Нерубленко Дарьи Анатольевны
Мама:
Рябых
Зинаида Владимировна. 1963 года рождения. Родилась в с. Крутое, в 20 лет уехала в г. Баку, работала на электростанции крановщицей, вышла замуж, приехала в г.Старый Оскол. Еще в семье было три брата. Папа:
Нерубленко Анатолий Алексеевич 1962 года рождения. Родился и проживает в городе Старый Оскол. Служил в СА. Работает на ОЭМКа.
Бабушка: Карапузова Лидия Тимофеевна 1934 года рождения. Родилась и проживает в с. Крутом, имеет 4 детей. Работала в колхозе.
Дедушка: Рябых Владимир матвеевич 1927 года рождения. Родился в тульской области. С марта 1945года служил в СА, служил в Семипалатинске, Иране. С 1952 года живёт в Белгородской области. Работал в колхозе.


Бабушка: Никиша Мария Степановна 1935 года рождения. Родилась в Белоруссии, переехала в город Первомайск. Большую часть жизни работала бухгалтером. В Старом Осколе живёт с 1960 года.
Дедушка: Нерубленко Алексей Ефимович 1932-1994гг. Уроженец Брянской области. В Старый Оскол переехал в 1959 году. Работал плотником. Трудился на кондитерской фабрике, механическом заводе.
27

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА
город Старый Оскол, Белгородская область
Акинина Галина Станиславовна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Основная общеобразовательная школа №2»
учитель истории и обществознания,
работает в 5-9 классах

Послужной список: с августа 1988 года по настоящее время – учитель истории и обществоведческих дисциплин МБОУ «ООШ №2», работает в 5-9 классах
Дата рождения: 11 января 1966 года
Место рождения: город Старый Оскол,
Белгородская область, Россия
Базовое образование: высшее, Белгородский государственный педагогический институт, история, обществоведение и педагогика, учитель истории, обществоведения, методист по воспитательной работе, 1988 год
Послужной список: с августа 1988 года по настоящее время – учитель истории и обществоведческих дисциплин МБОУ «ООШ №2», работает в 5-9 классах
Педагогический стаж и квалификационная категория: 26лет, первая
Звания, награды, премии, научные степени: награждена грамотами управления образования администрации Старооскольского городского округа: призёр муниципальных исторических чтений в номинации «Трагедия XX века – Чернобыль» 2011г.; за руководство клуба будущих избирателей «Выбор молодых», занявшего III место в муниципальном социально ориентированном проекте «Наше время»; грамотой I-го Старооскольского благочиния за активное сотрудничество с газетой «Православное Осколье» и информационным центром I-го Старооскольского благочиния. Дипломами управления образования администрации Старооскольского городского округа: призёр муниципального конкурса методических разработок «Использование святоотеческого наследия в преподавании» 2012г.; призер муниципального этапа регионального конкурса на лучший духовно-просветительский центр 2013г.; дипломами управления по делам молодёжи администрации Старооскольского городского округа за большой личный вклад в организацию выставки творческих работ в ходе проведения Дня Православной молодёжи 2013г.; за большой личный вклад в организацию выставки творческих работ в ходе проведения городской православной акции «Студенческая Пасха» 2011г. и 2012г. Имеет благодарственные письма управления образования администрации Старооскольского городского округа: за заботливое отношение и помощь детям с ограниченными возможностями здоровья 2012г.; за подготовку призёра муниципального этапа Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодёжи «Меня оценят в XXI веке» 2012г.; от Всероссийского общества «Инфоурок» за активное участие в работе проекта 2015г.; благодарственные письма Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета за организацию и проведение школьного этапа олимпиады по православной культуре 2012-2013 учебный год, 2013-2014 учебный год, 2014-2015 учебный год.
Участие в научных педагогических конференциях, конкурсах: принимала участие во всероссийской научно-практической конференции «Москва 1941 года: взгляд из сегодня» 06.12.2011г. с докладом: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», во всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы государства и права в России XX-XXI в.в.» 05.04.2012г., выступила с докладом: «Процветание души-процветание семьи и государства»; заочное участие в научно-практической конференции «Классный руководитель, тьютор, модератор, социальный педагог – изменение функций и содержания деятельности» с докладом: «Духовно-нравственное воспитание – основа семьи и государства» 2013г.. Принимала заочное участие во II Международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Евангелие в контексте современной культуры» 15.05.2014г. с докладом: «Изучение жития Сергия Радонежского в урочной и внеклассной работе». Выступала с докладом «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся посредством урочной и внеклассной работы на Межъепархиальных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» 03.02.2015г. Ежегодно выступает с докладами на муниципальных Рождественских чтениях: 2011г.- доклад «Изучение наследия святителя Иоасафа, епископа Белгородского в урочной и внеурочной работе»; 2012г.-доклад «Изучение жития священномученика Онуфрия (Гагалюка) в урочной и внеурочной деятельности»; 26.02.2013г.- доклад «Изучение духовных ценностей в преподавании предметов гуманитарного цикла»; 31.12.2013г. – доклад «Изучение жития Сергия Радонежского в урочной и внеурочной работе»; 2015г. – доклад: «Формирование духовных ценностей у учащихся в процессе урочной и внеклассной работы». В 2014г. на муниципальных педагогических чтениях с докладом « Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся 5-9 классов посредством урочной и внеклассной работы как фактора личностного развития». В 2015г. выступила на I межрайонной (VI муниципальной) научно-практической конференции «Приосколье и Великая Победа» с докладом «Призвание быть учителем»
Обобщался ли ранее опыт, по какой проблеме (теме): в 2010 году обобщался опыт по теме: «Формирование познавательных способностей обучающихся в процессе краеведческой работы»
Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных: 01.06.2010г.
Публикации: В сборнике по материалам всероссийской научно-практической конференции «Москва 1941 года: взгляд из сегодня» / ответственный редактор Л.М.Белогурова.- Белгород: ООО «ГиК», 2011г.-215с. статья: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», в сборнике по материалам всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы государства и права в России XX-XXI в.в.» / ответственный редактор Л.М.Белогурова.- Белгород: ООО «ГиК», 2012г., -248с. статья: «Процветание души-процветание семьи и государства». В сборнике по материалам заочного этапа научно-практической конференции «Классный руководитель, тьютор, модератор, социальный педагог – изменение функций и содержания деятельности» на диске конференции опубликована работа: «Духовно-нравственное воспитание – основа семьи и государства». (Свидетельство о публикации. Москва, 2013г.) В сборнике по материалам заочной II Международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Евангелие в контексте современной культуры» / под ред. М.С. Жирова.- Белгород: ООО «Эпицентр», 2014.-428с. статья: «Изучение жития Сергия Радонежского в урочной и внеклассной работе». Сборник «Православные духовные ценности и современное образование./ ответственный редактор А.В. Пересыпкина.- Белгород: ООО «ГиК»,2014.-177с. статья: «Изучение жития священномученика Онуфрия (Гагалюка) в урочной и внеурочной деятельности. В сборнике по материалам Межъепархиальных Рождественских образовательных чтений «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» / ответственный редактор А.В. Пересыпкина.- Белгород: ООО «ГиК», 2015г.-389с. статья: «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся посредством урочной и внеклассной работы».
Рабочий адрес: Белгородская область, город Старый Оскол, микрорайон Углы, дом17
Домашний адрес: Белгородская область, город Старый Оскол, улица Хмелёва, дом 5, квартира 83
Рабочий телефон: 22-76-35
Домашний телефон: 22-78-39, 89040928299
Электронная почта:galka.akinina@yandex.ru
Директору МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»
Куропаткиной А.Н.
директора МБОУ «ООШ №2»
Поваровой М.А.
ЗАЯВКА
Прошу внести в муниципальный банк данных актуального педагогического опыта опыт работы Акининой Галины Станиславовны, учителя истории и обществознания, МБОУ «ООШ№2» по теме « Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся 5-9 классов посредством урочной и внеклассной работы как фактора личностного развития».
Актуальность опыта заключается в том, что в настоящее время многие нравственные ориентиры в современном обществе утрачены, общество больно  бездуховностью, чёрствостью, равнодушием.
     Необходимо оградить детей,  подростков и юношей от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности.
Задача  заключается в том, чтобы показать современному человеку и современному обществу, что христианские ценности — это не отвлеченные идеи и не суеверия, но воистину принципы жизни, отказ от которых может привести к краху и культуры, и общества, и личных человеческих судеб.
Учитель по отношению к ученику перестаёт быть источником информации, а становится организатором получения информации, он организует исследовательскую работу детей, в ходе которой происходит процесс формирования образованной, креативной личности, знающей духовно-нравственную историю своей страны. В ходе осуществления работы по данной теме выявлены следующие противоречия:
- несоответствие уровня подготовленности учащихся программным требованиям в изучении духовно-нравственного материала;
- между сложившимся традиционным подходом к воспитанию учащихся и острой необходимостью инновационного изменения содержания воспитания духовно-нравственной культуры детей и подростков;
-противоречие между требованиями учителя и исполнительностью всех учащихся.
Новизна опыта состоит в создании системы эвристического (проблемно-поискового) подхода к организации деятельности школьников в урочное и внеурочное время, и приёмов для приобщения их к духовно-нравственной культуре как одного из направлений воспитания учащихся.
Практическая значимость опыта подтверждается участием педагога в мероприятиях различного уровня. Галина Станиславовна принимала участие во всероссийской научно-практической конференции «Москва 1941 года: взгляд из сегодня» 06.12.2011г. с докладом: «Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны», во всероссийской научно-практической конференции «Современные проблемы государства и права в России XX-XXI в.в.» 05.04.2012г., выступив с докладом: «Процветание души-процветание семьи и государства». По материалам заочного этапа научно-практической конференции «Классный руководитель, тьютор, модератор, социальный педагог – изменение функций и содержания деятельности» на диске конференции опубликована её работа: «Духовно-нравственное воспитание – основа семьи и государства». Заочное участие во II Международной научно-практической конференции, посвященной 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского «Евангелие в контексте современной культуры» 15.05.2014г. с докладом: «Изучение жития Сергия Радонежского в урочной и внеклассной работе». Выступала с докладом «Формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся посредством урочной и внеклассной работы на Межъепархиальных Рождественских образовательных чтениях «Князь Владимир. Цивилизационный выбор Руси» 03.02.2015г. Принимала участие в работе семинара-практикума для учителей православной культуры «Приобщение обучающихся к ценностям православной культуры во внеурочное время» (классный час в 8 классе «А» «Люби и знай свой край. С любовью к храмам нашего города») 2012г. Организовала выставку рисунков и поделок «Праздник праздников и торжество торжеств», провела урок «Презентация книги Владимира Русина «Расстрелянный в сорок первом» на семинаре для учителей православной культуры «Духовно-просветительский центр как один из компонентов воспитательной системы школы» 2012г. На семинаре- практикуме для учителей православной культуры «Урок православной культуры и организация внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственной личности обучающихся» 2013г. провела внеклассное мероприятие в 6 классе «Святые Борис и Глеб». Ежегодно выступает с докладами на муниципальных Рождественских чтениях: 2011г.- доклад «Изучение наследия святителя Иоасафа, епископа Белгородского в урочной и внеурочной работе»; 2012г.- доклад «Изучение
жития священномученика Онуфрия (Гагалюка) в урочной и внеурочной деятельности»; 26.02.2013г.- доклад «Изучение духовных ценностей в преподавании предметов гуманитарного цикла»; 31.12.2013г. – доклад «Изучение жития Сергия Радонежского в урочной и неурочной работе». Материалы опыта были представлены на педагогических чтениях в 2014 году.
Директор МБОУ «ООШ № 2» М.А.Поварова

Разрешение на публикацию
Настоящим подтверждается ознакомление с положением о внесении АПО в муниципальный банк данных и выражается согласие на публикацию данного опыта на сайте МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ» со ссылкой на авторов. ФИО_Акинина Галина Станиславовна
место работы_МБОУ «ООШ №2»
должность учитель истории и обществознания
подпись_________________________
дата____________________________