Деловая игра Выборы старосты класса


Тема: Деловая игра «Выборы старосты класса»

Цели:
Содействовать личностному росту школьника как гражданина своей страны, развитию умения рассматривать повседневные ситуации в контексте прав человека;
Научить правилам ведения дискуссий, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения;
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Ход занятия

План:
Вступительная беседа
- Что такое право?
- Каковы отрасли права?
- Избирательное право.

Практикум

Игра «Выборы старосты класса»

Вступительная беседа
Учитель. Добрый день, юные любители знаний! Сегодня у нас с вами будет не совсем обычное занятие. Это экскурсия по Стране прав, в ходе которой вы узнаете о праве, видах прав. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь все, что вы услышите и увидите, обязательно пригодится вам в будущей самостоятельной взрослой жизни.
В классе появляются дети – помощники, у них в руках таблички с надписями: «Право на отдых», «Право на творчество», «Право на свободу мнения», «Право на выбор» и т. д.
Учитель. Прежде всего, начнем с самого понятия «право». Итак, прошу внимания.

Удар гонга.

Учитель. Данное слово имеет несколько толкований!
1-й помощник. Первое! Это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, а также наука, изучающая эти нормы.
2-й помощник. Второе! Это охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.
3-й помощник. Третье! Это возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.
4-й помощник. Четвертое! Это основание, причина.
Учитель. А также правом называют документ, официальное разрешение. У вас как у учеников школы тоже есть права и обязанности.
Учитель. Как называется документ, в котором они отражены? (в Уставе школы)
Учитель. Какие права и обязанности есть у ученика школы?
Ответы детей записываются на доску:
Ученик обязан вести себя достойно в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека;
Заботиться о чести школы, её эстетическом виде;
Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы;
Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами;
Полностью использовать время, предназначенное для обучения, готовиться к занятиям в школе;
Ученик имеет право на отдых, на участие в культурной жизни.
От всех нас также требуется знание некоторых главных законов. Норм права много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; право избирать и быть избранным – избирательное право. Все это – отрасли права.
Сегодня мы поговорим об избирательном праве. Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов – почтеннейшее качество людей, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Уже в старину на общих собраниях выбирались предводительницы и позже – предводители. Граждане России избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы. Не забывают выбирать и тех, кто работает в органах местного самоуправления (в городах, районах, поселках и т.д.).
До 18 лет люди – дети. Так гласят Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ, поэтому в выборах они участвовать не могут. Но как только человеку исполнится 18 лет, тут уж не следует медлить с явкой на избирательный участок.
Итак, участвовать в голосовании имеет право гражданин, которому к моменту голосования исполнилось 18 лет. Это и есть избиратель. На выборах избиратели голосуют на избирательных участках (место голосования избирателей), а организуют выборы, контролируют их законность и подсчитывают голоса избирательные комиссии (люди, которые составляют списки голосующих на выборах, выдают бюллетени (листы для голосования), подсчитывают голоса). Участие гражданина в выборах добровольно. Нарушать эти принципы никому не дано.

Практикум
Класс делится на две группы. В каждой группе работает консультант из числа старшеклассников. Роль консультанта - дополнить объяснения учителя.
Учитель. А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы:
Какие из перечисленных должностей являются выборными: министр, депутат государственной думы, завуч школы, президент РФ?
Чем, с вашей точки зрения является предвыборная агитация?
- способ повысить уровень политической и правовой культуры граждан;
- помощь избирателям в определении их выбора;
- давление на избирателей.
3. Кто защищает ваши права? (государство)


Игра «Выборы старосты класса»

Учитель.
Правила проведения предвыборной кампании
Не обещать невыполнимых вещей.
Не обливать грязью другого кандидата (в прямом и переносном смысле).
Не срывать чужих листовок и ничего не писать и не рисовать на них.
Выглядеть представительно.
Подготовить грамотную речь во время выступлений.
За нарушение правил кандидат может быть снят с выборов или заменен другим.
В течение двух дней, используя знания об избирательном праве, мы изберем старосту класса. На данную должность необходимо выдвинуть два кандидата из класса. Для проведения выборов создается избирательная комиссия, в которую входят председатель комиссии (классный руководитель), члены избирательной комиссии (двое учащихся пятого класса). Избирательная комиссия контролирует законность выборов, составляет списки избирателей, проверяет подписные листы, регистрирует кандидатов и доверенных лиц, оборудует место проведения выборов, назначает дату, организует голосование на участке в день выборов, производит подсчет голосов, подводит итоги. Кандидату необходимо прийти в избирательную комиссию и подать заявку с подписями в его поддержку более 50% от класса. Кандидат заполняет анкету, ему выдается удостоверение, и после этого он имеет право начинать предвыборную кампанию. Предвыборная кампания будет длиться 2 дня.

Проведение предвыборной кампании
Регистрация кандидата в избирательной комиссии
Выпуск агитационных листовок и плакатов.
Создание агитационных бригад в поддержку кандидата: раздача листовок, речевки.
Выступление кандидата перед классом
Привлечение в поддержку учителей, а также обслуживающего персонала школы (уборщицы, повара и т.д.)
Учитель. Желаю удачи!

На третий день агитация запрещена. В течение всего дня проводится голосование. Открыт один избирательный участок. На избирательный участок необходимо прийти с паспортом. В паспорте указаны ФИО, год рождения, класс. Голосующий получает избирательный бюллетень и опускает его в урну для голосования с именем того кандидата, которого он хочет видеть старостой. На избирательном участке присутствует по одному доверенному лицу – наблюдателю от каждого кандидата для обеспечения честности выборов. Голосование заканчивается к моменту окончания учебного дня. Избирательная комиссия делает доклад о ходе кампании и о том, кто набрал наибольшее количество голосов.




























Паспорт учащегося

Фамилия______________________________________________
Имя__________________________________________________
Отчество______________________________________________
Год рождения__________________________________________
Класс_________________________________________________

Выдан «___»___________ 20__г.


Место для фотографии


Подпись:____________/__________


Анкета кандидата
Фамилия__________________________________________________
Имя______________________________________________________
Отчество__________________________________________________
Год рождения______________________________________________
Класс_____________________________________________________
Мои увлечения _____________________________________________
Мои предложения избирателям_______________________________________
__________________________________________________________________


«___»___________20__г.
Подпись_______________/___________




Удостоверение кандидата
Ф.И.О._________________________________________________________
является кандидатом на должность старосты 7 класса средней общеобразовательной школы № 71.

Председатель
избирательной комиссии _________________/____________

Дата выдачи удостоверения: «___»__________________20__г.





Подписной лист

Мы, ниже подписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидата в старосты класса_____________________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)



Ф.И.О. (полностью)
Дата рождения
Подпись избирателя
Дата подписи














Избирательный бюллетень
Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня: поставь любой знак в пустом квадрате справа от фамилии только одного кандидата, за которого Вы голосуете, либо в квадрате справа от строки «Против всех кандидатов»


Ф.И.О. кандидата
Знак

1.



2.



3.
Против всех кандидатов












Плакаты



Место для фотографии







Место для фотографии







Листовка



Моя программа:


Создание самоуправления в классе.
Забота о чести класса.
Отстаивание права ученика на индивидуальность.
Решение вопросов с учителем об организации экскурсий, поездок, походов.

Сделай правильный выбор!





«Место для фотографии»




Информация о кандидате

Ф.И.О. кандидата ______________________________
Год рождения _________________________________
Класс ________________________________________
Место жительства _____________________________
Мои увлечения________________________________


Голосуй за (Ф.И.О. кандидата) -
это наше будущее!
Справедливость, честность,
доброта - это (Ф.И.О. кандидата)15