Деловая игра для учащихся 9-11 классов Выборы в рамках профориентационной работы
Сценарий деловой игры
для учащихся 9-10 классов
Автор: Морозова Олеся Сергеевна,
педагог-психолог
г.Ялуторовск
Актуальность. Каждый человек должен знать свои права и уметь ими пользоваться. В возрасте 18 лет, ребенок становится активным гражданином общества, приходит время самостоятельно воспользоваться тем или иным правом и насколько полноценно он это сделает, зависит от его правовой культуры.
Для молодого человека, который не интересуется политической жизнью страны, это очень сложные вопросы, и не знание их приводит к тому, что он просто не выполняет свой гражданский долг и не приходит на выборы. А если и приходит то этот выбор случайный, не осознанный. И для того, чтобы решить подобную проблему, необходимо заниматься воспитание правовой культуры молодежи с детства для того, чтобы сформировать их интерес к политической жизни общества, научить анализировать информацию, копить «тот самый багаж политических и правовых знаний». Тогда в 18 лет мы сможем увидеть полноценного гражданина нашей страны, грамотного избирателя.
Форма: деловая игра.
Технология: интерактивное обучение.
Контингент: учащиеся 9-10 классов
Оборудование: ручки, фломастеры, бумага А4, карточки, бюллетени, урна, визитки с именами команд.
Цель занятия: знакомство учащихся с процедурой голосования в демократическом обществе через деловую игру.
Задачи:
Показать учащимся на практике основные этапы избирательной кампании и системы голосования.
Формировать у учащихся навыки участия в избирательном процессе.
Развивать умение анализировать и обобщать информацию.
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.
Ход игры
Игру условно можно разделить на 5 этапов.
1 этап
Учащихся необходимо разделить на 6 групп, примерно таким образом:
фермеры – 5 человек;
индейцы – 5 человек;
ковбои – 5 человек;
обманщики – 5 человек;
мудрецы – 3 человека.
избирательная комиссия – 2 человека
Ведущий: «Дикий Запад – территория свободных земель, у которых нет хозяина. Идет борьба за владение этими землями между фермерами, ковбоями, индейцами, мудрецами и обманщиками»
Учащимся раздаются карточки с описанием их занимаемой позиции.
Фермеры стремятся захватить земли для того, чтобы на них разводить скот.
Ковбои думают, что эти земли подходят для пастбищ лошадей.
Индейцы считают, что земли Дикого Запада – их родные земли, и они не желают отдавать их никому.
Обманщики стремятся любой ценой, хитростью и обманом захватить эти земли ради «наживы».
Мудрецы предлагают разделить все земли поровну.
Ведущий: «На общем собрании было решено провести «Выборы» и те, кто победят, будут решать, кому отдать землю»
2 этап
Агитация
Организуется и проводится агитация, самые активные участники призывают прийти на выборы и отдать за них голос.
Фермеры дают много обещаний.
Индейцы уговаривают отдать им землю для заселения индейскими племенами.
Ковбои уговаривают отдать земли для пастбищ, фермеры для фермерских угодий.
Мудрецы призывают быть благоразумными и поделить земли поровну.
Обманщики хитрят. Они приходят ко всем с обещанием: «Если вы проголосуете за нас, мы поможем вам получить землю!».
3 этап
Настает день голосования.
Ведущий: «Сегодня вам предстоит голосовать, чтобы провести выборы, каждому необходимо выбрать кандидата и заполнить бюллетень. Избирательная комиссия выдает вам бюллетени, в которых вы напротив кандидата, которого вы выбираете, поставите в квадратике галочку или любой другой знак. Затем опускаете заполненный бюллетень в урну и ждете результатов голосования».
Обманщики как самые хитрые голосуют все за себя.
Мудрецы как самые умные голосуют за себя.
А многие другие не считают нужным проявить свою гражданскую активность в этот день, воспользоваться своим гражданским правом – прийти на выборы и проголосовать.
Команда фермеров, ковбоев и индейцев участвуют в выборах по схеме (каждому участнику выдается своя инструкция):
1 человек – «на выборы не пойду, мой голос ничего не значит»;
1 человек – «на выборы не пойду, у меня много дел. Мне не до выборов»;
1 человек – «мои друзья и родственники не ходят на выборы, и я не пойду»;
1 человек – «проголосую за обманщиков, они обещали мне получить землю»;
1 человек – «проголосую за того, кого считаю нужным»
Участники заполняют бюллетени, опускают в урну. После того, как опущен последний листок, ведущий объявляет о вскрытии урны и начинается подсчет голосов.
4 этап
Избирательная комиссия подводит итоги голосования.
Чаще всего результаты распределяются следующим образом: обманщики получают большинство голосов, ковбои – 1 голос; индейцы – 1 голос, фермеры – 1 голос, мудрецы – 3 голоса.
Избирательная комиссия подсчитывает проценты:
сколько пришло человек на выборы;
сколько воздержалось от голосования.
Ведущий: «После окончания выборов, подведения окончательных итогов, оповещения в газетах избирателей о результатах, назначается дата церемонии инаугурации. Право распоряжаться землями переходит к обманщикам. И они решили: «Мы теперь хозяева земель Дикого Запада. И если вам нужна земля, мы готовы вам ее продать».
Если бы каждый участник пришел и проголосовал за того, кого он считает нужным, а их посмотрите ровное количество: фермеров – 5 человек, индейцев – 5 человек, ковбоев – 5 человек, обманщиков – 5 человек. То победили бы все, и земли можно было бы поделить поровну.
Можно было проголосовать за мудрецов, которых очень мало, но их идея справедлива. Каждый бы мог получить часть земли бесплатно, а теперь все вынуждены покупать их у обманщиков».
5 этап
Упражнение «6 шляп мышления»
Цель: получение обратной связи, подведение итогов занятия.
Каждая команда получает шляпу определенного цвета с ее обозначением и высказывает свою точку зрения.
Белая шляпа (для фермеров) – констатация факта, без использования эмоций.
Желтая шляпа (обманщики) – положительные стороны занятия, что понравилось.
Черная шляпа (индейцы) – отрицательные стороны занятия, что не понравилось.
Красная шляпа (ковбои) – чувства и эмоции, которые возникали в ходе занятия.
Зеленая шляпа (мудрецы) – где можно использовать полученные знания.
Синяя шляпа (избирательная комиссия) – общий вывод.
Ведущий: «Не надо забывать, что вы являетесь гражданином демократического государства, в котором власть принадлежит народу, а волеизъявлением народа является процедура выборов, где каждый голос является решающим для всего государства. А если вы решите, по какой то причине не ходить на выборы, не принимать участие в жизни страны, подумайте о том, что всегда найдутся «обманщики», которые из-за вашего равнодушия извлекут выгоду».
Словарь терминов
ВЫБОРЫ – избирание путем голосования депутатов, должностных лиц, членов какой либо организации.
В основном документе Российской Федерации – Конституции есть законы о выборах и у каждого гражданина России, достигшего 18-летия, появляется право выбора. Пользуясь этим правом, россияне ходят на выборы, голосуют за того человека, которого хотят видеть главой села, района, народным депутатом или президентом страны.
КАНДИДАТ
1. Тот, кто намечен к избранию, назначению или приему куда-либо.
2. Первая ученая степень, присваиваемая лицам, защитившим диссертацию (научную работу);
3. Первая ученая степень, присваиваемая после окончания учебного заведения (института, университета) с отличием.
БЮЛЛЕТЕНЬ
1. Краткое официальное сообщение о событиях, фактах, имеющих важное общественное значение.
2.Сообщение о ходе каких-либо дел, о состоянии кого-либо, чего-либо.
3. Периодическое или продолжающееся издание, содержащее краткие материалы о работе учреждений, общественных организаций, результаты исследований и т.п.
4. Листок нетрудоспособности (по болезни); больничный лист, листок.
УРНА – ящик с узким отверстием для опускания избирательных бюллетеней при тайном голосовании. Тайное голосование – это форма выборов, при котором имя избирателя не
ИНАУГУРАЦИЯ - торжественная церемония официального вступления в должность высшего лица государства.
Заголовок 115