Рабоча программа внеурочной деятельности по театральному кружку
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРУДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР МБОУ "Прудовская СШ"
__________ Яльчи О.А.
"__ " ________ 2015 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ «Прудовская СШ»
____________Токмакова О.В.
Приказ № __
от «___» ________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТРАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП»
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 5 КЛАССА
Программу составил
учитель истории
Муратов Асан РаильевичС. Пруды 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве актеров, и в качестве зрителей?
Таким средством является школьный театр. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, проведение школьных литературных вечеров, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и литературе.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. На литературных вечерах дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Н.В. Гоголь так говорил о театре: «Театр - ничуть не безделица и вовсе не пустая вещь... Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Одна из целей кружка - воспитание в детях добра, любви к ближним, родной земле.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Развивать творческие возможности детей.
Воспитание наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения.
Развитие творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел.
Воспитание культуры речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.
Развитие у детей навыка действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом.
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние.
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.
Воспитание в детях добра, любви к ближним, внимания к людям, родной земле, неравнодушного отношения к окружающему миру.Организация деятельности
кружка.
Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок для учащихся школы, организации школьных литературных вечеров, где будут читаться стихи и проза как известных авторов так и собственного произведения. В рамках кружка предусмотрены показательные чтения лучших школьных сочинений и их последующее обсуждение, постановка театральных миниатюр. Учащиеся кружка будут принимать активное участие в организации общешкольных мероприятий. Важная роль отводится непосредственно репетициям, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка.
Выход результатов:
Выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участи в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра, проведение творческих литературных вечеров.
Возраст детей
Учащиеся 5 класса. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.
Срок реализации данной программы рассчитан на 1 год обучения. В структуру программы входит несколько разделов, которые делятся на темы.
Формы занятий.
Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных,
групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Методы работы на занятиях.
Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:
- ролевая игра ( исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);
- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);
- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
- ориентироваться в пространстве;
- уметь запоминать ролевые слова;
- находить нужные позы и действия;
- уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
- уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
- уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Проверка результатов освоения программы предусматривает следующие формы:
- просмотр инсценировок, подготовленных учащимися;
- участие в тематических праздничных программах в школе.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Анкетирование
Включение педагогического наблюдения
Рефлексия
Анализ инсценировок
Творческие достижения в конкурсах, играх, концертах
Содержание программы
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Игра «Импровизированный спектакль ».
Сценка “На вокзале”.
Упражнение “Отношение”.
Сценка “Пресс-конференция”.
Этюд “На вещевом рынке”.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности; - основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия. Упражнения на релаксацию
Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).
Сценическая речь.
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.
Раздел 3. Театральная деятельность.
Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.
Методическое сопровождение.
Глоссарий.
Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.
Основными видами деятельности театра являются: - подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений; - организация гастролей, концертов; - проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.МИМИКА (от греч. ? - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.
МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.Сюжет (от — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.
ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые, хоровые, причем последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф. получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух ее действий завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы 18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п "Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных "плана" действия (Ф. "Кармен").
Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.Логика чтения. Логические паузы.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
Образный (сигналы I сигн. системы);
Мыслительный (II сигн. Системы);Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
Позиция и поза.
Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
Основой декламационного искусства должен быть ритм.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
Календарно-тематический план кружка
№ Тема занятий Всего
часов Тео-рия(час) Практи-ка (час) Дата
1. Вводное занятие.
Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. 1 1 Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
4
1
3
2 Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. 1 3 Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. 1 Раздел 2. Об основах актерского мастерства 4 Основы актерского мастерства. 1 6 Голос и речь человека. Работа над голосом. 1 7 Жест, мимика, движение. 1 8 Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. 1 9 Интонация, настроение, характер персонажа. 1 Раздел 3. Театральная деятельность.
10 Выразительность бессловесного поведения человека. 1 11 Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. 1 12 Распределение ролей. Чтение по ролям. 1 13-14 Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. 2 15 Анализ сюжета, манера двигаться на сцене . 1 16 Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. 1 17 Работа по технике речи. 1 18 Работа по технике движения. 1 19-20 Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. 1 1 21 Инсценировка произведения 1 22-23 Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. 2 24-25 Репетиционные занятия по технике речи. 2 26-27 Репетиционные занятия по технике движения. 2 28 Подготовка оформления инсценировки. 1 29 Эстетическое оформление инсценировки. 1 30-32 Репетиции. 3 33 Премьера. 1 34 Анализ инсценировки. 1 35 Итоги за год.
1