Урок севастополеведения на тему Начало Севастополя




Тема:«Начало Севастополя».



«Город на скалах – он сам несёт в себе душу моря:
бессмертную, гордую, отважную.
Город южного солнца – он сам сияет в веках
ослепительным блеском военной доблести»
(Л.Соболев)

Цель урока: Понять эпоху, познать истину, соприкоснуться со временем.

- Продолжить работу по изучению темы, затронутой на предыдущем уроке;
- Познакомиться с событиями, фактами, историческими личностями периода основания
нашего города и Черноморского флота;
- Формирование навыков и умений кооперативной работы: умение говорить и
слушать других, анализировать, проверять, работать на общую оценку.

Оборудование:

- учебная карта: «Таврическая губерния»;
- наглядный материал: портреты Екатерины Второй, Суворова А.В., Ушакова Ф.Ф,
схемы, таблицы.
- раздаточный материал: документы, свидетельства современников, задания группам.

Литература:
Е.Б.Алтабаева, В.В.Коваленко. Потомству в пример.
А.М.Чикин, Летопись времён. 1773-2003.
В.П.Дюличев.Рассказы по истории Крыма.
Г.И.Ванеев. Севастополю200 лет.
В.С.Фролова. Неизвестный Севастополь. Раритеты истории.

Подготовительный этап:

- образовать и организовать учащихся в группы;
- напомнить правила работы и поведения в группах;
- раздать опережающие задания:
а) сообщения о А.Суворове, Т.Макензи ,Ф.Ушакове;
б) памятные места и топонимы Севастополя.


Проблемный вопрос урока: Что предопределило героическую историю Севастополя: его название или дела людей, которые его строили?



Ход урока

Вступление: Итак, мы продолжаем изучение темы «Наш край в 18 веке».
Сегодня на уроке вы познакомитесь с событиями периода основания нашего города. Но прежде, чтобы перебросить мостик к изучению нового материала проведём разминку в виде исторического диктанта.

- раздать задания;
- предупредить уч-ся, что на выполнение заданий им отведено 4 мин;
- по окончании работы обмениваются вариантами, проверяют и выставляют
оценки друг другу.

Устный опрос:
-Как складывались отношения между Россией, Крымским ханством Турцией
в первой половине 18 века?
Борьба России за выход к Азовскому и Чёрному морям стала причиной ряда
русско-турецких войн, в которые было втянуто и Крымское ханство.
-на каких условиях был заключён Кючук-Кайнарджийский договор?
-Покажите на карте, - какие крепости отошли к России?


Таким образом, по условиям Кючук-Кейнарджийского договора Крымское ханство объявлялось независимым, Россия приобретала выход в Чёрное море. Отныне она могла иметь здесь собственный флот.
8 апреля 1783 г. появился Манифест Екатерины Второй о принятии Крыма в состав Российской империи и вскоре в Ахтиарскую бухту вошла российская эскадра, где 3 июня были заложены первые строения будущего города.

Обратите ещё раз внимание на тему урока, на эпиграф, а главное на слова: «Понять эпоху, соприкоснуться со временем». Ведь именно они определяют цель нашей сегодняшней работы.
Словно рок водил рукой тех, кто давал нашему городу имя. Севастополь- «город славы», «достойный поклонения», «величественный». Ошибается тот, кто думает, что первой дала название Екатерина Вторая. Ещё во втором веке до н. э. римский император Август переименовал Херсонес в Севастополь. Что это: случайность или провидение? Сложно ответить на этот вопрос. Но мы попытаемся сделать это.
Итак, наша задача не просто познакомиться с событиями, фактами времён основания ЧФ и Севастополя, но и дать ответ: «Что предопределило героическое будущее Севастополя - название или дела людей, которые его строили и защищали?»
Работа в группах

Сейчас вы будете работать в группах. Форма такой работы вам уже знакома.
На выполнение заданий вам отведено до 10 минут, затем эксперты отчитаются у доски. Главное вы должны помнить, что каждая группа имеет не только общее задание, но и общую цель. И то, как чётко вы организуете свою работу, поможете, друг другу определит ваш результат и вашу оценку.




1.
Определить главную задачу России после присоединения Крыма являлось заданием первой группы. Пожалуйста, вам слово.

Доска: - Картина Августовича «Заход эскадры Клокачёва в Ахтиарскую бухту»
- Текст с пропусками.
2.
1) Какую дату принято считать основанием Севастополя?
С каких строений начинался город?
Ответ на эти вопросы даёт вторая группа.

2) сообщение уч-ся о Макензи.

Учитель: таким образом, город не просто строился , а строился очень интенсивно.Всё это достойно уважения, тем более что с первых дней строители столкнулись с определёнными трудностями.

3) Что это были за трудности, как их преодолевали?

Доска: - Первые строения
- Первые трудности
3.
Учитель: Как вы уже знаете с момента основания города Екатерина Вторая
лично следила за происходящим здесь. Более того, в 1787 г. Она посетила Тавриду в сопровождении австрийского императора и европейских послов.
Что увидеть сама государыня?
Чем можно объяснить такое пристальное внимание иностранных держав к новым российским территориям?
Решение этих проблем предстоит третьей группе.

схема маршрута императрицы:
Что произвело на Екатерину и её гостей наибольшее впечатление?
4.
Учитель: Екатерина показала Европе Крым и Севастополь во всей красе и силе.
Тем самым, лишив Россию союзников. Встревоженные усилением империи они подтолкнули Турцию к новой войне. И хотя эта война закончилась блестящей победа России, она на время затормозила строительство города и флота.
Второе дыхание Севастополь обрёл во времена Ф.Ушакова.

сообщение об Ушакове;

Как увековечена память Ушакова в нашем городе?

Экскурсия.




Закрепление материала




Ну что же, наш урок близиться к завершению. Посмотрите на доску- на ней история Севастополя, первые страницы которой вы перелистнули сегодня сами.
Эксперты уже получили оценку. А теперь они должны оценить и ваш вклад в общее дело.



Прежде, чем поставить последнюю точку в нашем разговоре, давайте ответим на главный вопрос урока: «что предопределило историю Севастополя»

Вывод:

Действительно, слава нашего города в делах людей- известных и неизвестных севастопольцев, тех, кто возводил его, обустраивал и защищал.
Именно о них мы будем вести разговор на следующем уроке, посвящённом одной из самой драматической и героической эпохе в истории нашего края - Крымской войне.


Д.З. параграф 2.1, 2.2.



















ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ


1.Графический диктант:
А) 1 б.
Б) 1 б.
В) 1 б.
Г) 1 б.
2.«Угадай слово»:
Екатерина 3 б.
3.«Узнай личность»:
М.Кутузов 4 б.



1.Согласны ли вы с данными утверждениями? Дайте ответ с помощью стрелок : - да,
- нет.

А) Главной причиной русско- турецкой войны стала борьба за выход в Балтийское море.
Б) Русскую армию, направленную в 1771 г. В Крым возглавил генерал В.А. Суворов.
В) 1 ноября 1772 г.с ханом Сахиб-Гиреем был заключён договор, согласно которому Крым объявлялся независимым от Турции и переходил под покровительство России.
Г) В ознаменование победы в первой русско-турецкой компании фельдмаршал П.А.Румянцев получил титул «Таврический».

2. «Угадай слово»:
Имя русской империатрицы в годы правления которой Крым вошёл в состав Российской империи?























3. «Узнай личность»: О ком идёт речь в тексте?

«Сей штаб-офицер получил рану пулею, которая ударивши его между глаза и виска вышла напролёт
в том же месте на другой стороне лица . Казалось бы, смерть неминуема, но могучий молодой организм справился с раной, лишь правый глаз навсегда перестал видеть».









ВАРИАНТ ВТОРОЙ

1.Графический диктант:
А) 1 б.
Б) 1 б.
В) 1 б.
Г) 1 б.
2. «Угадай слово»:
Шагин-Гирей 3 б.
3. «Узнай личность»:
Г.А. Потёмкин-Таврический


1. Согласны ли вы с данными утверждениями? Дайте ответ с помощью стрелок : - да,
- нет.

А) Первые попытки завоевать выход в Чёрное море предпринял Пётр Первый.
Б) Первую русско-турецкую войну иногда называют «Суворовской», по имени
фельдмаршала, командующего русской армией.
В) Первое описание и карту Ахтиарской бухты составила флотилия под командованием
штурмана И. Батурина.
Г) Договор по условиям которого Крымское ханство объявлялось независимым, а Россия
могла иметь флот на Чёрном море был подписан в Бахчисарае.

2. «Угадай слово»:
Последний крымский хан ?














3. «Узнай личность»: о ком идёт речь в тексте?
«С именем этого человека связано подписание «Манифеста о присоединении полуострова Крымского».Биограф 19 в. Писал: « если бы историки желали быть справедливыми, то после тщательно проведённого экзамена они должны были бы выдать ему такой диплом:»пять с плюсом»-за способности и «единица» за поведение.





«НА БЕРЕГУ АХТИАРСКОЙ БУХТЫ».

Ознакомьтесь с текстом учебника (2.1, п.1), документами и ответьте на поставленные к ним вопросы:
1778г., июль: Командующий русскими войсками в Крыму генерал-поручик Суворов осмотрел берега Ахтиарской гавани (затем её назовут Севастопольской
бухтой). Он дал высокую оценку « подобной гавани», заметив, « что
во всём Чёрном море другой не найдётся, где бы флот лучше сохранён,
а служащие на нём удобнее и спокойнее помещены быть могли».

*1782г., август: Екатерина Вторая указала в письме князю Потёмкину-Таврическому: « и для того надлежит нам начать занятием Ахтиарской гавани».
*1783г.,6 мая: Ф.А.Клокачёв должил Морскому министру своё мнение о размещении эскадры в Ахтиарской бухте, заметив при этом « что ежели угодно
будет Её Императорскому Величеству иметь в здешней гавани флот, то на подобном основании будет здесьпорт».
«При всей Европе нет подобной сей гавани – положением, величиной,
глубиной. Можно в ней иметь флот до ста линейных судов, ко всему тому же, сама природа такие устроила лиманы, что сами по себе отделены на разные гавани, то есть военную и купеческую».
*1784г.,февраль:Из указа Екатерины: «Устроить крепость большую Севастополь где ныне Ахти-Яр и где должны быть адмиралтейство, верфь для кораблей, порт, военное поселение».

-Определите главную задачу России после присоединения Крыма?

-Почему для строительства базы Черноморского флота избрали Ахтиарскую бухту?


На одном из стендов музея КЧФ демонстрируется картина художника
Е.П.Августовича, изображающая вход кораблей Азовской и Днепровской флотилии в Ахтиарскую бухту.

-Соберите из фрагментов эту картину.
-Определите её название.

Заполните пропуски в тексте:
С данного момента Ахтиар стал именоваться .., в переводе с греческого
Sebastos- . и polis- . Существуют и другие версии:..,
.. .



2. «Основание города»


Ознакомьтесь с текстом учебника (2.1,п. 2), документами и ответьте на поставленные к ним вопросы:

Строительные работы проводились под руководством начальника штаба ЧФ
Д.Н Сенявина, будущего крупного российского флотоводца. Он писал:
«Назначив места под строения , доставив туда надобное количество всякого рода
вещей и материала, адмирал заложил 3 июня четыре здания. Первое, часовню
во имя Николая Чудотворца на том самом месте, где и ныне церковь морская
существует, другой дом для себя; третье, пристань очень хорошую против дома
своего; четвёртое, кузницу в адмиралтействе вот оттуда начало города».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
Часовня освящена в августе 1783 года. Кузницу построили за три недели.
Чуть больше месяца было потрачено на сооружение пристани. 1 ноября
командующий флотом контр-адмирал Т.Мекензи въехал в свой дом.
В последующем он получил название «Екатерининский дворец» и сохранился
до начала двадцатого века, когда был снесён.

- Какую дату и почему принято считать основанием Севастополя?
- С каких строений начинался город, где они были расположены?


Выступите с сообщением о Т.Макензи:
- Дайте оценку исторической личности.
- Какое место в нашем городе носит имя Макензи и почему?


Найдите в тексте учебника и в виде тезисов выпишите ответы на вопрос:
- Какие трудности испытывали первые жители Севастополя?
- Как эти трудности преодолевали?


3.« ПУТЕШЕСТВИЕ В ТАВРИДУ»


Ознакомьтесь текстом учебника (2.2), документами и ответьте на поставленные к
к ним вопросы:

Г.А.Потёмкин вспоминал: «Севастополь посетила государыня. Её сопровождали
европейские дипломаты и австрийский император Иосиф Второй. Императрица
хотела продемонстрировать подготовленность России к войне на Чёрном море».

Из воспоминаний французского посла графа де Сегюра: « нам казалось непостижимым, каким образом в 2000 верстах от столицы, в недавно приобретённом краю, возможно воздвигнуть такие здания, соорудить город, создать флот, утвердить порт и поселить столько жителей; это действительно был подвиг необыкновенной деятельности»
Из доклада французского посла своему правительству: « Не более чем через 30 часов флаги русских кораблей могут развеваться в виду Константинополя, а знамёна армии водрузиться на стенах его».
Иосиф Второй, австрийский император: « Красивейший порт, какой я когда-либо видел. В нём могут удобно поместиться 150 кораблей в совершенной безопасности от всяких случайностей со стороны моря и от неприятеля, который никогда не отважится проникнуть в бухту, защищаемую батареями».

- Определите главные цели визита императрицы в Крым.
- Занесите сведения в отдельную таблицу.

Отметьте на схеме маршрут передвижения Екатерины в Крыму и города, которые
она посетила:




*3. Как вы думаете, что из увиденного больше всего произвело впечатление на
императрицу и иностранных дипломатов?
Ответ обоснуйте.



4.«НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ»


Выступите с сообщением об Ф.Ф.Ушакове:



2. - Дайте оценку его деятельности.
- Как увековечена память об адмирале в нашем городе?



Экскурсия:
«Несмотря на трудности, город рос и хорошел. Одновременно со служебными постройками было проложено два тротуара с обсаженными в четыре ряда фруктовыми деревьями. Поставили трактир и несколько маркитанских лавок. С площади начиналась первая улица Севастополя, долго называвшаяся просто Балаклавская дорога. Рядом находилась благоустроенная пристань. Князь Потёмкин велел именовать её «Екатерининской», но в народе пристань называли «Графской».
На высоте берега Южной бухты возводилось двухэтажное каменное здание госпиталя с казармами для обслуживающего персонала. Вскоре первые больные были переведены из тёмных бараков в его светлые палаты.
Дома для женатых матросов располагались на Городском холме.
По берегам Северной бухты росли Артиллерийская и Корабельная слободки.
Здесь, на Северной стороне шумел базар.
Самым крупным предприятием Севастополя было Адмиралтейство. В начале 19 века здесь уже не только ремонтировали, но и строили военные суда. Лес для них хранился на складах, названных Голландией. Порох и ядра в Лабораторной балке».

- Пользуясь текстом, составьте перечень топонимов и памятных мест Севастополя, которые существуют и в наше время.
-Занесите сведения в отдельную таблицу.



* Используя вышеуказанный материал, докажите, что Севастополь являлся не только военной крепостью.