Конспект по информатике на тему «Информационные модели на графах. Пути в графах»

Методическая разработка урока
по информатике и ИКТ в 9 классе по теме «Информационные модели на графах. Пути в графах»

Предмет: Информатика и ИКТ
Класс : 9-10 кл.
Тема урока: «Информационные модели на графах. Пути в графах»
Тип урока : Закрепление умений и навыков. Решение задач.
Ключевые слова или опорные понятия: Информатика, презентация, конспект урока, информационные модели, графы, пути в графах, весовая матрица, решение задач ГИА и ЕГЭ.

Цели и задачи урока:

Обучающие задачи:
Обобщить и систематизировать знания о графах ,их видах, свойствах,;
Отработать навыки преобразования весовой матрицы (табличной формы представления информации) в граф;
Сформировать навыки построение путей в графе и поиска кратчайшего пути.
Развивающие задачи:
Развитие логического мышления, т.е. умения анализировать, обобщать, классифицировать, составлять план при выполнении практической работы на компьютере;
Развитие познавательных умений: выделять главное, планировать работу, вести поисковую деятельность;
Критически оценивать результаты своего труда, регулировать и контролировать свои действия при работе на компьютере;
Развитие умений учебного труда: работать в хорошем темпе,;
Развитие воли и самостоятельности: развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности, развитие умения действовать самостоятельно.
Воспитательные задачи:
Воспитание добросовестного отношения к труду и к результатам своей деятельности;
Воспитание дисциплинированности и организованности при выполнении работы;
Воспитание эстетического отношения к выполняемой работе;
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям.



Оборудование :
Компьютерный класс;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска;
Карточки с заданиями для работы на компьютере.

Методы обучения:
Наглядный
Исследовательский
Проблемно-поисковый

Материал для актуализации опорных знаний и умений учащихся :

Что такое граф
Из каких объектов строится граф
Виды графов
Какой граф называют ориентированным
Какой граф называют неориентированным
Какой граф называют взвешенным
Что такое вес
Что такое весовая матрица
Какие особенности есть у весовой матрицы
Как преобразовать весовую матрицу в граф
Как оптимально делать обход графа, чтобы не пропустить путь


Планируемые компетенции, формирование которых будет осуществляться на уроке:
Умение осуществлять детальный анализ весовой матрицы;
Умение преобразовывать весовую матрицу в граф;
Умение строить граф;
Умение делать обход графа и находить все возможные пути в нем;
Умение строить весовую матрицу и граф средствами текстового редактора Word;
Умение эстетично оформлять свою работу.








Ход урока

Организационный момент, приветствие (1 мин)
Постановка проблемы. Формулирование условия задачи и предложение решить её сразу. (1 мин)
Анализ проблемной ситуации и возможные пути ее решения (2 мин)
Актуализация опорных знаний, умений, навыков, которые потребуются для решения поставленных задач на уроке (5 мин)
Формулирование темы урока учащимися самостоятельно (1 мин)
Возврат к проблемной ситуации с задачей и актуализация целей и задач на предстоящем уроке. Учащиеся сами формулирую цели и задачи.(1 мин)
Разбор задачи с весовой матрицей и преобразование её в граф .Обход графа и поиск всех возможных путей с вычислением длины пути (15 мин)
Постановка задачи из демоверсии ГИА -9 2013 года и её решение учащимися у доски (5 мин)
Демонстрация задачи из демоверсии ЕГЭ 2013 года без решения (1 мин)
Выполнение практической работы на компьютере для закрепления навыков преобразования весовой матрицы в граф и поиска путей в нем с использованием текстового редактора Word (10 мин)
Сохранение выполненной работы в файле (1 мин)
Подведение итогов урока (2 мин)
Домашнее задание (1 мин)

План-конспект урока

Приветствие, проверка готовности к уроку.
Озвучивание эпиграфа к уроку: «Всегда выбирайте самый трудный путь, на нем вы не встретите конкурентов!» Шарль де Голль

Постановка проблемы. Формулирование условия задачи и предложение решить её сразу. Скорее всего сразу никто задачу решать не станет. Это практически невозможно.
Давайте проанализируем ситуацию и определим препятствия, которые нам мешаю решить эту задачу сразу. Очевидно, что форма представления информации в это задаче слишком неудобна для решения. Следовательно, можно предположить, что форму представления необходимо изменить, т.е. произвести кодирование информации. Вспомним о том, что такое кодирование, какие формы представления существуют.
Проведем актуализацию опорных знаний, умений, навыков, которые потребуются для решения поставленных задач на уроке:
Что такое граф
Из каких объектов строится граф
Виды графов
Какой граф называют ориентированным
Какой граф называют неориентированным
Какой граф называют взвешенным
Что такое вес
Что такое весовая матрица
Какие особенности есть у весовой матрицы
Как преобразовать весовую матрицу в граф
Как оптимально делать обход графа, чтобы не пропустить путь

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока с помощью подсказок в виде высказываний великих людей:
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.» Сенека
«От великого до смешного один шаг, но от смешного уже нет пути к великому.»
Лион Фейхтвангер
«Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.» Фрэнсис Бэкон.
«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, – размышление; второй, самый легкий, – подражание; третий, самый горький, – опыт.»
Конфуций
Итак, тема урока «Пути в графах»
Возврат к проблемной ситуации с задачей и актуализация целей и задач на предстоящем уроке. Учащиеся самостоятельно формулирую цели и задачи урока:
Как преобразовать информацию, представленную в табличной форме в граф
Как определить все пути в графе
Определить кратчайший путь
Разбор задачи с весовой матрицей и преобразование её в граф. На этом этапе урока предполагается совместная работа с учащимися по преобразованию весовой матрицы в граф с подробным анализом и построением всех путей в графе, вычислением расстояния на каждом пути и определение кратчайшего из них.
Далее учащимся предлагается задача из демоверсии ГИА - 9 2013 года. Один из учащихся решает задачу у доски, остальные комментируют решение и находят ошибки при построении графа или при анализе путей при обходе графа.
Далее демонстрируется задача из демоверсии ЕГЭ 2013 года без решения с фиксацией внимания на характерные особенности весовой матрицы этой задачи.
Следующим этапом урока является выполнение практической работы на компьютере для закрепления навыков преобразования весовой матрицы в граф и поиска путей в нем с использованием текстового редактора Word. Обращается внимание на аккуратность и правильность построения графа средствами «Фигур» в MS Word. Вершины графа - окружности с вписанными обозначениями A,B,C,D,E, ребра графа -линии определенной толщины и цвета с подписанным весом. Каждый путь вместе с суммарным расстоянием выписывается отдельно.
После завершения работы её необходимо сохранить под именем, например, «Пути в графах. Вариант №1 Иванов 9 А класс» в папке Мои документы. Материал для практической работы взят с сайта К.Полякова ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) из раздела «Подготовка к ЕГЭ» задание А2. Прилагается к разработке в виде отдельного файла. Необходимо распечатать и разрезать по вариантам.
Подведение итогов урока:
Мы вспомнили, что такое граф
Можем классифицировать графы по типам: ориентированный, неориентированный, взвешенный
Можем на основе табличной информационной модели (весовой матрицы) построить граф и определить все пути в нем
На основе анализа всех путей в графе мы можем сделать заключение о том, какой путь самый короткий.
Теперь блиц-опрос:
Какие этапы урока для вас оказались наиболее сложными?
Какие этапы урока оказались наиболее интересными?
Что из данного урока запомнилось лучше?
Во всех ли тонкостях данной темы удалось разобраться?
Остались ли пробелы или можно утверждать, что тема полностью исчерпана?
Кто сегодня проявил повышенную активность на уроке?
Оцените свою работу по 10 бальной шкале.

Домашнее задание.
Решите задачу из демоверсии ГИА-9 2013 года:


Урок окончен. Всем спасибо за работу! До новых встреч!
Источники информации и методическое сопровождение:

Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 7 класса. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2010 г; 
Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 9 класса. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2012 г; 
Босова Л. Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2011 г;
Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний.2010 г
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE \* MERGEFORMAT14615




Рисунок 215