Урок и презентация по ОРКСЭ Православие в Древней Руси
Фролова Наталья Анатольевна, учитель ИЗО и ОРКСЭ, с.т. 89021283670
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение многопрофильный лицей г.Димитровград, Ульяновская область
Секция: общественные
Методическая разработка урока по основам духовно-нравственной культуры народов России, модуль: основы религиозных культур народов России.
«Православие в Древней Руси».
По программе А.Н. Сахарова, К.А. Кочегарова, для 5 класса.
Цель урока: дать представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране.
Основные понятия: Церковь, митрополит, крещение, лавра, монастырь, монахи.
Планируемые результаты:
Личностные: знание основ культурного наследия своего народа. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
Метапредметные:
Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей, совершенствование навыков ознакомительного, поискового и изучающего чтения, формирование определений понятий.РегулятивныеУУД: совершенствование навыков целеполагания.Коммуникативные УУД: совершенствование навыков формирование собственной точки зрения, в сотрудничестве с партнерами, адекватное использование письменной и устной речи.
Предметные: иметь представление об основных событиях крещения Руси и утверждения христианства в нашей стране. Характеризовать влияние Византии на русскую религиозную культуру.
Оборудование: презентация, документальный фильм «Киево-печерская лавра» раздаточный материал (текст из «Повести временных лет»).
Методы обучения и формы организации учебной деятельности:
Иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый.
Форма урока: урок – исследование.
Ход урока:
Организационный момент (индукция).
Эмоциональная зарядка: музыкальный клип (2 мин.) «Мы дети России».
Ребята, посмотрите, какая красивая, многонациональная наша страна. Все народы в ней живут дружно. В вашем классе много ребят, все вы разные и очень дружные.
Актуализация базисных знаний.
Размышляем сами:
Что о православной культуре вы вынесли из курса, который прошли в прошлом году? Что нового летом узнали по нашей теме? Какие храмы видели? В этом году мы продолжаем наш курс и начнем с истоков нашей православной культуры. Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство постепенно достигает все новых и новых народов?
Работа в группах. Игра «Собери пазл». Учащимся в группах раздаются предложения, связанные с темой урока, разрезанные на отдельные слова. Нужно быстро собрать их по смыслу.
1.«Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси».
2.«Крестителем Руси стал князь Владимир».
3. «Крещение проходило на реке Днепр».
Целеполагание.
- Ребята, сегодня мы с вами не просто ученики, а мы – исследователи. Цель нашего исследования – Древняя Русь и события крещения Руси.
Исследовательская работа в группах.
Материал для исследования:
1.Фрагмент из «Повести временных лет», «Выбор веры».
2. Икона «Крещение Руси»
3.Работа с интеренет- ресурсами.
В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той…
Вопросы для обсуждения в группах.
1.Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?
2. Как произошло крещение Руси? Рассмотрите икону, на которой изображено крещение Руси.
3. Как крещение Руси повлияло на развитие культуры в Древней Руси. Работа с интернет - источником
Исследовательская работа с текстом учебника. Смысловое чтение.
Прочитайте текст учебника, узнайте кто такой митрополит, иегумен, Святой Антоний Печерский, Феодосий, Антоний. Что такое келья.
Задание на развитие навыков сжатия и усвоения текста.
Выпишите пять предложений о Киево-Печерской лавре, рассказывающих ее историю. Объясните свой выбор материала текста.
Просмотр фильма «Киево-Печерская лавра» ( 5 минут)
Подведение итогов. Рефлексия.
О каком важном событии для нашей страны мы сегодня вспомнили?
Что вы узнали о древнейшем монастыре Киево-Печерской лавре?
Домашнее задание. Составьте синквейн со словом крещение.