Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО Речевое развитие) в старшей группе детского сада. Пересказ рассказа Е. Чарушина Лисята
ГБОУ ШКОЛА №37
Дошкольное отделение
Конспект открытого занятия непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (ОО «Речевое развитие») в старшей группе детского сада
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»
Составила конспект и провела
воспитатель: Кашмова М. В.
01.12.2015 г.
Москва
2015 г.
Цель: учить детей выразительно пересказывать рассказ Е.Чарушина «Лисята»
Задачи:
В области «Речевое развитие»:
закреплять умения последовательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст, используя приемы мнемотехники.
учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя; учить придумывать загадки: подбирая по смыслу названия качеств (прилагательных) и действий (глаголы);
учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
учить пользоваться восклицательной интонацией.
В области «Социализация»: формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия, отвечать, слушать ответы других.
В области «Художественное творчество»: учить детей графическим навыкам, правильно держать карандаш, учить рисовать по схемам.
В области «Физическое развитие»: сохранять правильную осанку, соблюдать расстояние до плоскости парты, при выполнении физкультминутки правильно сочетать ритмические движения со словами стихотворения.
Активизация словаря: ловкачи, за шиворот.
Форма организации: фронтально
Категория возраста: дети 5-6 лет.
Дидактический наглядный материал:
Демонстрационный материал:
Книга Е. Чарушина «Лисята», проектор с презентацией, картина" Лиса с лисятами", мнемодорожка к рассказу, схема для рисования лисят.
Раздаточный материал: цветные карандаши, разноцветные тонированные листы А4 для рисования, схемы для рисования.
Ход занятия.
I. Организационный момент. (Дети сидят на стульчиках)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня утром мне прислали посылку. Как вы думаете, что там может быть? (Дети перечисляют все возможные варианты.)
Воспитатель: У меня есть для вас загадка и если вы ее отгадаете, то узнаете, что лежит в посылке. Слушайте внимательно.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (книга) .Воспитатель: Молодцы, это книга.
После отгадывания загадки, воспитатель достает из посылки книгу.
Знакомство с автором.
- Эту книгу написал Евгений Чарушин. Сейчас я немного расскажу вам о нем, а потом мы прочтем рассказ. Презентация (слайд 1 с портретом писателя)
Много лет назад в старинном городе Вятке (современный г. Киров) жил мальчик Женя Чарушин. В доме у них водились кошки, собаки, козлята, утки, цесарки. Он помогал лечить раненых и больных зверей, заботился о них, дружил с трёхногим псом Бобкой. Мальчик любил читать книги о путешествиях, о животных, о природе; рисовал птиц и зверей. Женя прекрасно понимал характер, настроение, повадки животных. Все знания, умения помогли ему стать художником и писателем. Он написал много рассказов о животных.(Слайды Обложки книг автора)
Сообщение темы занятия.
На сегодняшнем занятии, я познакомлю вас с одним из рассказов Е. Чарушина, который называется «Лисята». ( слайд с иллюстрацией к рассказу).
Чтение рассказа
Беседа по рассказу
- О ком говорится в этом рассказе? (о лисятах).
- Какие были лисята? Как называет их автор? (шустрые, беспокойные, ловкачи).
- Как играли лисята? (влезали на занавеску, залезали на шкаф).
- Куда лисята однажды спрятались? (залезали в сапог).
- Как охотник обнаружил лисят?
- Чем заканчивается рассказ?
Повторное чтение.
Ребята, вы хотите услышать рассказ еще раз, только запомнить его нам поможет мнемодорожка. Проходит работа над мнемодорожкой, дети вместе с воспитателем "расшифровывают"картинки.
Повторное чтение рассказа. Варианты пересказа:
1-2 ребенка пересказывают текст, используя мнемодорожкуЗатем еще две пары детей пересказывают сказку без схем. Один ребенок начинает пересказывать, второй продолжает.
Анализ пересказа.
- Ребята, вам понравилось как пересказали?
- Использовали ребята слова, выражения автора?
- Какие? (настоящие ловкачи, охотничий сапог, и т. д.)
Придумывание загадок.
- Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её… (Лиса).
- Правильно, лиса.
Дети отгадывают. Воспитатель показывает картину «Лиса с лисятами». Воспитатель предлагает детям самим придумать загадку про лису.
Вызывает для ответа двух-трех детей. Если дети затрудняются, воспитатель напоминает, какая лиса (хитрая, рыжая, пушистая…), какие у нее повадки (тихо подкрадывается, любит петушков и курочек…) .А сейчас давайте попробуем с вами придумать загадки
Физкультминутка
«Мы с друзьями»
Солнечным погожим днём
Мы с друзьями в лес идём.
Мы с собой несём корзинки.
Вот хорошая тропинка!
(Ходьба на месте.)
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Голубику, костянику,
Кисловатую бруснику.
(Наклоны вперёд.)
А вокруг полно малины
Пройти мимо не могли мы.
Собираем по кустам.
Здесь отличные места!
(Повороты влево-вправо.)
Снова мы идём по лесу.
(Ходьба на месте.)
А вокруг - так интересно!
(Потягивания-руки в стороны.)
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенёк.
Воспитатель продолжает беседу.
1. Маленькие лисята были веселые, беспокойные. А как ещё можно сказать про них, какие они? (Шустрые, игривые, шаловливые, озорные.)
2. А если лисята шустрые, игривые, то что они делали? (Кувыркались, носились, возились, шалили, весело играли, прыгали, перевертывались.) (Если дети не назовут действия лисят, воспитатель напоминает, как об этом говорилось в рассказе.)
3. Один лисёнок остался в норке, потому что ему не хотелось играть с братьями и сестрами. Какой это был лисёнок, как про него можно сказать? (Спокойный, тихий, невеселый, грустный, печальный.)
Воспитатель показывает иллюстрацию автора к рассказу: (Слайд с иллюстрацией к рассказу, где лисенок сидит в сапоге.)
Посмотрите, вот наш веселый лисёнок в сапоге сидит. Правда, смешно? Про одного лисёнка скажем: веселый, смешной. А если их двое, скажем: они … весёлые, смешные (подчеркнуто произносит окончания). Послушайте, об одном или о двоих лисятах я сейчас скажу: шустрый… озорные… шаловливые… пушистый.
А это слово о ком: хитрая - … о лисёнке или о лисе? Правильно, о лисе. Лиса хитрая, а лисёнок … хитрый (подчеркнуто произносит окончания). "Хитрая лисёнок" – можно так сказать? Как сказать правильно? Наш лисёнок хитрый, веселый. Подумайте, о чём ещё можно сказать весёлый. (День, праздник, человек, танец, рассказ и т. д.) А о ком или о чём можно сказать слово весёлая? (Песня, музыка, игра, сказка, книга, пляска.) О ком или о чём мы скажем весёлые? (Ребята, дети, танцы и др.)
Скажите что-нибудь про лисёнка с весёлой (радостной) интонацией (шустро кувыркался лисёнок; у лисёнка веселое настроение).
Ребята, садитесь за столы.
Рисование по схеме
А теперь по схемам давайте нарисуем друзей для наших лисят ( У каждого ребенка лежит схема рисования лисенка из геометрических фигур).
Подведение итогов
Как называется рассказ, который мы прочитали на сегодняшнем уроке? (Лисята)
Кто автор этого рассказа? (Е. Чарушин)
Кто главные герои этого рассказа?
Материалы для занятия
Мнемодорожка
Схема для рисования лисят
Использованная литература:
Развитие речи детей 5-7 лет, Ушаковой О.С., 2015г, с. 25.
http://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-s-ispolzovaniem-mnemotehniki-pereskaz-raskaza-lisjata-charushina.html (сайт MAAM.ru международный образовательный портал «Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе с использование мнемотехники. Пересказ рассказа Чарушина «Лисята». Автор Ирина Артеева).