Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
ФИО ребенка____________________
Дата рождения___________________
Дата обследования________________
Матрица определения обобщенного показателя
социального благополучия ребенка.
№ п/п Социальные характеристики Балл
1 Состав семьи ребенка Мать, отец, дедушка, бабушка 5
Только мать и отец 4
Мать и отчим, отец и мачеха 3
Одна мать, один отец 2
Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники 1
2 Школьная успеваемость Хорошая 5
Удовлетворительная 4
Неудовлетворительная 3
Оставил школу, работает 2
Оставил школу, не работает 1
3 Здоровье ребенка Практически здоров 5
Часто болеет в пределах нормального развития 4
Имеет хронические болезни 3
Отставание в умственном развитии 2
Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни 1
4 Санитарно-жилищные условия жизни семьи Благоустроенная отдельная квартира 5
Отдельная квартира с родителями супругов 4
Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами 3
Комната в коммунальной квартире с удобствами 2
Комната в общежитии, в бараке без удобств 1
5 Доход семьи Могут практически себе ни в чем не отказывать 5
Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут кредит или в долг 4
На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности 3
Живут от зарплаты до зарплаты 2
Денег до зарплаты не хватает 1
6 Уровень социального благополучия семьи Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви 5
Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке» 4
В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к алкоголю 3
Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих родителей 2
Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение 1
7 Поведение ребенка в школе Хорошее 5
Удовлетворительное 4
Неудовлетворительное 3
Неоднократно отмечалось асоциальное поведение 2
Стоит на учете в КДН или ОДН 1
8 Внешкольное общение ребенка Постоянное общение в процессе занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов 5
Эпизодическое досуговое общение по интересам, нерегулярные встречи для совместного проведения свободного времени 4
Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей 3
Асоциальные группы с ориентацией на мелкое хулиганство, драки, употребление алкоголя, токсичных веществ 2
Криминогенные группы, состоящие на учете в ИДН с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики 1
9 Жизненные цели ребенка Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей 5
Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах достижения неопределенно, расплывчато 4
Отсутствие определенных целей и планов на будущее либо наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на авось 3
Целевые ориентации носят, скорее, негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов 2
Явно негативные, асоциальные целевые ориентации (отсутствие установки на общественно полезный труд, интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ИДН) 1
10 Эмоциональные отношения родителей с детьми Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия 5
Слепая любовь, гиперопека4
Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное 3
Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы 2
Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям 1
ИТОГО
Инструкция по определению обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о ребенке. Матрица позволяет своевременно выявить детей с отклонениями в поведении, для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.
Общая сумма баллов – 150.
При определении характера социальной ситуации и особенностей конкретно ребенка набор баллов:
- ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска ( чем меньше баллов, тем выше риск);
- от 31 до 40 – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;
- более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).-