«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс Тема: В царстве природы…

«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 2 класс Тема: В царстве природы

Оборудование.
Мультимедийное оборудование: проектор, компьютер.
Дом природы; картинки с объектами живой и неживой природы; изображения грибов. «Полянка»: вырезанные рисунки деревьев, травка, пеньки.
Тексты для групповой работы по растениям.
Цели урока:
образовательные:
познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями.
развивающие:
расширить знания детей о живой природе Земли и природе нашего края.
развитие умения обобщать, сравнивать, наблюдать.
развитие умения работать в малых группах.
воспитательные:
воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы.
привитие любви к родному краю.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте дети. Сегодня вашим учителем буду я. Зовут меня Ирина Петровна.
Наступило утро,
А за ним и день.
Верю, что удача
Постучится в дверь,
Если улыбнёмся
В нашем дружном классе
Станет всем теплей!
Давайте улыбнемся. (звучит музыка «Улыбка») Я вам, вы мне, а теперь улыбнемся гостям.
2. Вступительное слово учителя.
Учитель. Наш урок мне хочется начать стихотворением Н. Рыленкова: (показ презентации с музыкой)
Всё в тающей дымке – Холмы, перелески Здесь краски не ярки И звуки не резки Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья. Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Бездонные воды. Всю прелесть застенчивой Русской природы.
Ребята, о чем пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Все мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё очень много жителей. Наш общий дом – природа.
3. Повторение пройденного материала.
На доске прикреплен силуэт дома и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Учитель. Вспомним объекты живой и неживой природы , которые вы изучали и заселим наш дом.
Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты живой и неживой природы в домике.
4. Изучение нового материала.
Учитель. Скажите, каких объектов больше на нашей полянке? Так как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем рассматривать ? (объекты живой природы). Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдем правильный ответ. Мы с вами разделимся на 3 группы, в каждой группе выберем командира. Слайд 1 с темой урока
Учитель. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были. Нет – нет, не царь с царицей. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас. Это четыре царства живой природы. Просмотр слайда 2 «Царства живой природы»
Учитель. Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.
Царство «Животные»
Учитель. Рассмотрите внимательно фотографии. По каким признакам можно распределить этих животных на группы? Обсудите в своих группах и командиры должны выбрать, кто будет отвечать. Как бы вы назвали группы данных представителей живой природы? (Звери, птицы, рыбы, насекомые) Как, одним словом можно назвать все перечисленные группы? (Животные)
(учитель прикрепляет слово животные на доску на стенд: МЫ ЗНАЕМ)
Учитель. Все верно, это царство животных. Его многочисленные представители обитают и в жарких странах, и на холодном Севере. ( карта растительного и животного мира земли) А кто знает представителей животных населяющий наш край. Для этого скажите, в какой республике мы живем? (карта со слайдом № ) Посмотрите на карту нашей республики. (карта ) Как называется наш район? Кто может показать наш город на карте? Назовите животных нашего края
(Учащиеся называют животных , населяющих наш край, в это время на слайде показаны эти животные)
Царство «Грибы» Слайд №
Мы идем лесной тропинкой, А куда – не знаем сами. За малиной? За малиной! За грибами? За грибами!
Учитель. Итак, мы идём в грибную страну, которая находится в лесу. А вы знаете дети, что сбор грибов - это не простая работа. Вот я, например, не знаю, какие грибы можно собирать. Помогите мне. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах каждой группы, рассмотрите их. Подумайте, на какие группы можно их разделить.
Дети делят грибы на группы, раскладывая на партах. На доске появляются корзиночки. В процессе проверки дети называют названия грибов, а учитель распределяет их в корзиночки, на одной из которых написано съедобные на другой несъедобные.
ГРИБЫ

СЪЕДОБНЫЕ
НЕСЪЕДОБНЫЕ

Учитель. Чтобы собирать грибы, нужно знать, в каких местах они растут. А вы знаете? Отгадайте загадки, найдите рисунок с изображением грибочка и прикрепите его в то место на «полянке», где он «любит» расти.
На доске «полянка». Дети договаривают слово - отгадку хором, «рассаживают» грибы, командиры сами поручают кому.
1. Будто смазаны маслом, Мы блестим на солнце красном, Как лесные дошколята, Под сосной растут ... (маслята)
2. Что за грибки глядят на нас, Столпились тесной кучкой? Ох, и дружные ребята, На пеньке растут (опята)
3. Я в красной шапочке расту, Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту - Зовусь я (подосиновик)
4. Растут в лесу сестрички, Рыжие ... (лисички)
5. Лета первая примета: Под берёзкой в холодке, Гриб коричневого цвета На пятнистом корешке. (Подберёзовик)
Учитель помогает учащимся в случае затруднений. Дети делают вывод:
На нашей лесной полянке растут какие грибы (съедобные): под сосной - маслята, около берёзы - подб
·ерёзовик, под осиной - подосиновик, на пеньке поселились опята, вокруг пенька можно найти лисичек.
Учитель. Ребята, а кто знает, какие грибы можно собрать в наших лесах? карта ( опята, подберезовик, подосиновик, маслята..) Как правильно собирать грибы? Почему их лучше срезать ножом? (чтобы на следующий год на этом месте выросли грибы). А что если во время сбора грибов нам на пути попался мухомор? Можно ли его топтать ногами? Дети, мухомор является лечебным средством для лосей. Поэтому не надо их топтать ногами.
Итак, мы побывали в царстве грибов.
На доске МЫ ЗНАЕМ учитель прикрепляет слово – грибы.
- Прособирали грибочки , вижу устали. Давайте отдохнем.
Физминутка
Мы к лесной лужайке вышли, Поднимая ноги выше, Через кустики и кочки, Через ветви и пенечки. Кто высоко так шагал - Не споткнулся, не упал? Гриша шёл, шёл, шёл, Белый гриб в лесу нашёл. Раз - грибок, Два - грибок, Три – грибок, Их положим в кузовок.
Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов
Слайд 6 «Растения»
Царство «Растения»
Дети рассматривают изображения дерева, кустарника и травы.
Групповая работа.
Учащиеся каждой группы получают задание: рассмотреть фотографии, найти в тексте, предложенным учителем, подходящее предложение и попытаться дать название этому изображению. Командиры выбирают кто будет отвечать.
(1 группа первая картинка, 2 группа – вторая картинка, 3 группа – третья картинка)
Эти растения имеют несколько довольно тонких, но одревесневших стеблей-стволиков. У этих растений от коня отходит один толстый стебель-ствол. У этих растений, стебли мягкие, сочные.

Дети делают вывод: все растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Учитель. Ребята, а кто знает, какие растения населяют наш край? (карта). Из травянистых растений – это клевер, одуванчик, мхи, лишайники, ромашка. Из кустарников – орешник, верба. Деревья – береза, липа, осина, дуб, сосны, ели и др.
Учитель. Мы были в царстве растений. На стенде МЫ ЗНАЕМ появляется слово – растение.
А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство. Внимательно послушайте информацию о нем и попробуйте дать ему название.
Царство «Бактерии»
Учитель. Первыми жителями Земли были бактерии. Много лет они оставались единственными ее обитателями. Со временем, эти мельчайшие на Земле организмы начали вдыхать кислород и поселились внутри крупных организмов, процветая и размножаясь там. И так мы ничего не знаем про .(бактерии). На стенде МЫ НЕ ЗНАЕМ появляется слово – бактерии. Учитель рассказывает и показывает все про бактерии.
- Бактерии находятся везде. Они есть в почве, в воде, в еде, в воздухе, в дожде.
- Бактерии живут в животных и даже в вас дети.
- Вот капля воды, посмотрите, сколько в ней бактерий. Вы ничего не видите? Правильно, потому что бактерии очень маленькие. Меньше капельки, их так просто не разглядеть.
- Для того, чтобы увидеть бактерии. Нам нужен специальный прибор – микроскоп, который увеличивает предметы в сотни раз.
- Вот так выглядят разные бактерии и микробы под микроскопом.
- Тысячелетиями человек использовал молочные бактерии для создания многих молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии получатся сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
- Посмотрите у вас на столах молочные продукты . В стакане под № 1 бактерии гниения испортили молоко, поэтому такой неприятный запах.
- А в стакане под №2 бактерии молочно-кислого брожения превратили его в простоквашу. Кисломолочные продукты не только можно, но нужно употреблять.

- Я провела закупку молочных продуктов. Мной закуплены: сметана, кефир, ряженка, йогурт. Все образцы были исследованы. Во всех исследуемых образцах я обнаружила бактерии молочно-кислого брожения. Особенно их много содержится в кефире. Таким образом, все эти продукты питания полезно использовать в пищу.

- Есть еще и плохие бактерии, которые  вечно досаждают нам. Они вызывают разные болезни: туберкулез, пневмония, холера и множество других инфекций. Их очень много в общественных местах – на дверных ручках, в магазине, на компьютерных мышках.
- Со временем люди научились бороться со многими болезнями. В настоящее время проводят специальные мероприятия для предупреждения заразных заболеваний.
-Каждой группе было дано задание выяснить, насколько учащиеся вашей школы осведомлены о причинах бактериальных заболеваниях и мерах по их профилактике.
Дети: мы провели анкетирование с 1 по 4 класс. В опросе приняли участие ..Школьники должны были ответить на вопрос:
- Какие правила гигиены следует соблюдать, чтобы избежать заражения инфекционными заболеваниями? Опрос показал, что ученики знают правила гигиены. А на вопрос: - Всегда ли вы соблюдаете правила гигиены? Учащиеся ответили так:
Всегда
Часто..
Изредка.
Никогда.
- Ребята, какой же можно сделать вывод: учащиеся знают основные правила гигиены, но не всегда их соблюдают.

Учитель: А я хочу пожелать вам, чтобы вы были всегда здоровы.

Учитель. Ребята, с каким царством мы познакомились? Теперь мы его знаем? Со стенда МЫ НЕ ЗНАЕМ убирается слово - «Бактерии» и ставится на стенд МЫ ЗНАЕМ.
Учитель. Рассмотрите внимательно изображения бактерий, которые представлены на данном слайде. Они разбиты на три типа. Найдите общие черты каждой группы и попытайтесь определить типы бактерий.
В процессе работы учащиеся выясняют, что существуют три типа бактерий: шарообразной, палочкообразной и винтообразно – изогнутой формы( в виде спирали)
5. Обобщение изученного материала. Слайд 8 «Царства живой природы»
В ходе беседы ученики вспоминают, с какими царствами живой природы они познакомились. (В это время, обращаю, внимание на стенд МЫ ЗНАЕМ) На какие типы и виды делится каждое из царств и кто его населяет.
6. Закрепление нового материала.
Дидактическая игра «Царства природы» Слайд 9, 10

Групповая работа.

Группы получают названия – «грибы»- 1, «животные»-3, «растения»-2. Детям предлагается слайд, на котором предложены пронумерованные фотографии представителей живой природы. Каждая группа должна выписать номера тех фото, на которых изображены представители именно их царства.
Проверка проводится с помощью заранее заготовленной учителем на доске таблице:

Животные
2 3 8 11 12

Грибы
1 5 10

Растения
6 7






Учитель. Молодцы, ребята, вы отлично справились! А сейчас я вам приготовила задание на внимание: посмотрите, в этой же таблице цветным мелом я указала номера фотографий, на которых изображены типичные представители нашего края. Проверьте, все ли верно я сделала?
- Скажите, какое царство не отмечено в таблице? (бактерии).


7. Итог.
Учитель. Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира вы будите знакомиться с ними более подробно. А теперь попрошу командиров каждой группы оценить работу своей группы.
Я очень довольно вашей работой на уроке. Желаю дальнейших успехов в учебе.