Рабочая программа внеурочки по ФГОС
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы социального проектирования» составлена на основе методического пособия для учителей средней школы Высоцкой Е.В. «Социальное проектирование».
Социальное проектирование становится все более популярным среди учащихся школ, учителей и родителей. Это увлекательная игра, в которую школьники могут играть по - взрослому. Об этой методике написано немало статей и методических пособий. Чаще всего эту методику используют в своей работе учителя общественных дисциплин. Идеально она подходит и учителям естественных дисциплин занимающихся природоохранной деятельностью, и классным руководителям в рамках воспитательной работы.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
Существенным фактором гражданского становления подрастающего поколения Россиян является его активная социализация. В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений внеурочной деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения. Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработке и реализации социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Цель и задачи программы.
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, коммуникативной компетентности школьников.
Задачи:
содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе, в родной стране.
формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 1 ч в неделю, всего 34 часа.
Содержание программы (этапы её реализации).
1. Подготовительно-организационный (май –август )
– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников; – анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания; – сбор материалов для организации внеурочной деятельности. – разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь – май )
– проведение занятий по данной программе; – участие в различных проектах, социальных акций – коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май )
– мониторинг работы по данной программе; – анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
Формы и режим занятий.
Формы работы: часы общения, экскурсии, встречи с интересными людьми , конкурсы , тематические беседы, коллективные творческие дела, проекты.
Календарно – тематическое планирование 5 класс.
№ п/п
Тема
Дата
Тема «Я – ученик» - 3 часа
1
Я - пятиклассник!
сентябрь
2
Мои права и обязанности
сентябрь
3
Я в школе, я – дома, я – среди людей
сентябрь
Тема « Планирование и реализация социально-значимых акций» - 5 часов
4
Собери макулатуру – спаси дерево!
сентябрь
5
Собери макулатуру – спаси дерево!
октябрь
6
°Хранители воды – всероссийский эко-урок
октябрь
7
Фотоакция «Засветись!»
октябрь
8
Фотоакция «Засветись!»
октябрь
Тема «Коллективное творческое дело» - 7 часов
9
Учимся сотрудничать
ноябрь
10
КТД мастерская Деда Мороза. «Новогодняя игрушка»
ноябрь
11
КТД мастерская Деда Мороза. «Новогодняя игрушка»
ноябрь
12
КТД мастерская Деда Мороза. «Новогодняя игрушка»
декабрь
13
КТД мастерская Деда Мороза. «Украсим школу к новому году»
декабрь
14
КТД мастерская Деда Мороза. «Украсим школу к новому году
декабрь
15
КТД мастерская Деда Мороза. «Украсим школу к новому году
декабрь
Тема «Социальное проектирование: теория и практика» - 15 часа
16
Я – Гражданин России. Коллективный рисунок «Я – Гражданин России»
январь
17
Подготовка учащихся к работе над проектом. Выбор проблемы.
январь
18
Сбор информации по проблеме. Проведение социологических опросов.
январь
19
Сбор информации по проблеме. Анализ материалов СМИ.
февраль
20
Сбор информации по проблеме. Встреча с экспертами, интервью.
февраль
21
Разработка собственного варианта решения проблемы.
февраль
22
Реализация плана действий.
февраль
23
Реализация плана действий.
март
24
Реализация плана действий.
март
25
Реализация плана действий.
март
26
Составление портфолио проекта
март
27
Подготовка к защите проекта
апрель
28-29
Защита проектов
апрель
30
Подведение итогов. Рефлексия.
апрель
Тема «Кто если не мы?» - 4 часа
31
Организация и проведение природоохранных флеш-мобов
май
32
Выбор тематики флеш-моба, формы одежды, составление сценария.
май
33
Репетиция
май
34
Итоговое занятие. Флеш – Парад.
май
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Личностные результаты:
уважительное отношение к иному мнению;
умение работать в команде; уметь планировать собственную деятельность;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Предметные результаты:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, социальная помощь, государство, социальная защита, обязанность, ответственность.
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
Предполагаемый результат деятельности:
Учащиеся получат возможность осознать свою значимость в коллективе, проявить чувство уважения к членам коллектива.
Учащиеся получат возможность участвовать в КТД; проектной деятельности.
У учащихся будет сформирован интерес к участию в социально-значимых акциях.
Учащиеся получат возможность участвовать в создании социальных проектов.
Формы подведения итогов реализации программы.
Участие в конкурсах различного уровня. Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через школьный пресс-центр. Оформление портфолио классного коллектива. Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Список учебно-методической литературы.
Положение Всероссийской акции «Я - гражданин России!», 2003
Высоцкая Е.В. и др. “Социальное проектирование»: методическое пособие для учителей средней школы. – Брянск «Курсив», 2013
Высоцкая Е.В. и др. Кто, если не мы? Практическое пособие по социальному проектированию для учащихся брянской области. – Брянск «Курсив », 2013
15