ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


ТЕХНОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ СКАЗОК НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Абдыракманова Ч.О.
МБОУ НШ № 24
Нижневартовск, Россия
С ранних лет, в каждом ребенке нужно воспитывать любовь к своей земле, к
своей стране, народу, его приветливой мудрости, разнообразной и богатой
культуре – искусству и фольклору.
Знакомство ребенка со своей культурой помогает ему лучше почувствовать и
понять родную землю, ее национальные традиции, обычаи, а чтобы лучше
понять и осмыслить культуру своего народа, ребенок, прежде всего, должен
познакомиться с народными сказками.
Знакомство детей со сказкой происходит в раннем возрасте, когда они еще не
умеют, не говорить, не писать, а все лишь лопочут. Самое первое знакомство
ребенка происходит с народными сказками, такими как Колобок, Курочка Ряба,
Теремок.
Каждый ребенок в детском возрасте пытается брать пример с взрослого, т.е.
пытается подражать ему: быть умным, добрым, сильным, отзывчивым,
красивым. А сказка всего лишь помогает ребенку осуществить самые
сокровенные желания. И воплощаются мечты лишь в сказочном мире, в
котором ребенок сочувствует или сопереживает героям, когда слушает или
рассказывает свой придуманный вариант волшебного мира.
Сказка, дает необходимую палитру переживаний, зарождает необычное
явление, ни с чем уподобляющим настроением, она как бы создает добрые и
нежные чувства. Сказка способствует возрождению духовного опыта нашей
культуры, традиции и обычаи нашего народа - она поучает нас честности,
доброте, ответственности, справедливости. «Сказка,- писал
В.А.Сухомлинский,- неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем. »[1, с. 90].
Ребенок не только познает волшебный мир сказки, но и отзывается на
происходящие события, и выражает свое чувство и отношение к добру и злу. В
сказке извлекаются первые представления о честности и нечестности.
Сказки обычно заманивают нас своим мелодичным языком, особым стилем
речи, композицией. Недаром любитель сказок, выдающийся А.С.Пушкинговорил: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» [2, с.5]. Благодаря
волшебному миру сказок у ребенка формируется такие способности как
эмпатия и гуманность, без которой человек не является человеком. Так как
главная цель сказочников состоит в том, чтобы воспитать в ребенке
гуманность, т.е. способность сопереживать другому человеку, радоваться
счастью другого, и волноваться за несчастья чужого.
Для современных педагогов особенно важна проблема общеэстетическоговоспитания детей на материале сказок. Сказка, как зеркальное отражение мира
требует от ребенка своеобразных качеств понимания: чувства изобразительного
слова, творческого мышления и восприятия внутренних мотивов поведения
литературных героев. Все эти характерные черты в своей общности
предполагают особый образ восприятия - эстетический. Эстетическое
восприятие формируется с художественной литературой, поэтому особенно
важно целесообразно продумать форму и методы работы со сказкой с самого
начала при ознакомлении ребенка с литературой.
В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл
сказки В.Г.Белинский писал: «Пусть в сказке все говорит само за себя». [3,
с.162-163].
Ребенок без посторонней помощи определяет основную мысль сказки: где
добро всегда побеждает зло. И уже после первого прочтения, читатель
воспринимает и выражает свои чувства: симпатии или антипатии к героям
произведения.
Основная задача учителя при анализе сказок – в оказании помощи учащимся
увидеть мельчайшие признаки этого жанра. В кумулятивной сказке – это
процесс событий, явлений или героев, связанных между собой в цепочке
звеньев, последовательные действия которых выстраиваются друг за другом. В
волшебной сказке – это особенность композиции пространства, присутствие
двух миров и рамка между ними, непременный переход к персонажам этих
границ «вперед» и «назад» и в завершении сказки, происходит перерождение
главного героя. В бытовой сказке - это быстрый переход точек зрения, поэтому
желательно отобразить схематично структурные элементы героев и событии,
которые привели к развязке сказки.
При чтении волшебной сказки учитель дает самостоятельное задание,
например, начертить схематично маршрут путешествия главного героя в иной
мир и обратно. А при работе над бытовой сказкой используется пересказ с
изменением лица рассказчика. Не менее важно научить ребенка отличать
сюжет сказки от приема ее рассказывания. Поэтому при анализе работы со
сказкой выделяются следующие сказочные формулы:
Инициалы сказки начинается со слов: «В некотором царстве, в некотором
государстве…, Жили- были…».
Продолжение сказки: долго ли, коротко ли…,«Скоро сказка сказывается, да не
скоро дело делается».
Финал сказки заканчивается словами: И я там был, мед-пиво пил, по усам
текло, а в рот не попало…» [ 5, с 67 ].
Работая над сказкой Г.Н. Волкова, предлагает использовать разнообразные
формы и методы:
Рассказывание сказок – процесс описания, или повествования сказки
через передачу своих чувств эмоций.
Постановка сказок - проявление своих творческих способностей.
Обсуждение поведения сказочных героев.
Проведение игровых и тренинг – сказок.
Проведение различных конкурсов по сказкам.
Выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое [4, с. 130].
По мнению Г.Н. Волкова, верно, если при подготовке к инсценировке сказки
учащиеся сами выберут ее музыкальное сопровождение, распределят между
собой роли. «Примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание
им делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно
и хорошо известных сказок [4, с. 125].
Огромный мир сказок представлен народными и литературными - авторскими
произведениями. Среди них - волшебные, бытовые, сказки о животных.
Волшебные сказки – сказки, которые основаны на волшебстве, фантазии. В них
участвуют вымышленные герои, волшебные предметы, случаются чудеса и
перевоплощения. А концовка сказки заканчивается победой добра над злом.
Бытовые сказки – повествование о повседневной жизни людей, действие
разворачиваются в привычной реальности, взаимоотношение людей между
собой. Характерные черты бытовой сказки: сатирика - бытовые, социально-
бытовые и др. Бытовая сказка включает более важные компоненты социальной
и моральной критики.
Сказки о животных – насмешливое или сатирическое повествование.
Характерные черты персонажей этих сказок: волк - хитер и мудр, лиса - хитрая
плутовка, заяц - труслив. Т.е. в сказках о животных повествуются, о
недостатках и достоинствах, о социальных противоречий, проблемах. В основе
этих сказок лежит тотетизм - вера в силу тотема-связи с животным.
Сказка выполняет различные функции, которые помогают развить в ребенке
личностные качества.
С социально-педагогической точки зрения важны : социальная, творческая
(креативная),терапевтическая, этническая, лексико-образная, коммуникативная
функция сказки.
Социальная функция сказки, т.е. усвоения образцов поведения и освоения
ребенком социального опыта.
Дети локализованы в своем опыте: в событии, в действии, в пространстве,
поэтому сказка помогает ребенку, разделяя рамки своеобразного человеческого
опыта, охватывая его жизненным опытом людей.
Творческая или (креативная) функция , т.е. возможность формировать
творческую личность ребенка, его абстрактно-логическое мышление. Такая
функция позволяет повысить свои стандарты, выявить свои своеобразные
способности: музыкальные, изобразительные, живописные и др.
Терапевтическая функция, т.е.содержит воспитательную функцию здорового
образа жизни человека.
Этническая функция - совокупность своеобразных черт, которые присуще
бытовой культуре народа. Поэтому через сказку ребенок осознает всю
прелесть и ценность этнокультуры.
Лексико-образная функция способствует формированию языковой культуры,
обучает воспринимать важность народной речи, ее художественное богатство.
Коммуникативная функция, которая способствует развитию социальных
качеств.[6, с. 18].
Таким образом, сказка играет огромную роль в жизни каждого ребенка, сказка
– результат творчества определенного народа и несет в себе колоссальную
информацию, которая передается из поколения в поколение, хранит в себе
сюжетные линии, образы которые присуще для конкретного этноса. Благодаря
сказкам у ребенка появляется возможность развить свое творческое
воображение, помогает домысливать ситуацию, конструировать сюжет.
Литература
1. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная
школа, - М..: Просвещение, 1986г., №4, с.17-21.
2. Журов Л. Е. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной
школы/Под ред. - М.: Вентана-Графф, 2000. - 384 с.
3. Иванова Э.И. Расскажи мне сказку. М.Просвещение, 1993. – 464 с.
4. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / М.Р.Львов,
В.Г.Горецкий, 4. Сосновская О. В. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2009.
5. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания
русского языка в начальной школе. М.: Академия, 2002. - 464 с.
6. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю детям» – Киев, 1997.