Программа интегрированного образовательного курса В этом загадочном мире(авторы Кузьмина Т. Н., Ушакова О.В.,Евграфова Н.В.)
Программа
интегрированного образовательного курса
Программа интегрированного образовательного курса «В этом загадочном мире»/авторы: учитель высшей категории Кузьмина Т.Н., учитель высшей категории Ушакова О.В., учитель 1 категории Евграфова Н.В./
В процессе реализации данной Программы происходит формирование, развитие и воспитание личности обучающихся – юных патриотов России, достойных граждан своего Отечества, хранителей семейных обычаев и традиций, живущих по законам здорового образа жизни и любителей природы.
Цель:
Раскрытие творческой индивидуальности личности обучающегося в коллективе в процессе разнообразных форм воспитательной деятельности.
Задачи:
Воспитание юных патриотов России, достойных граждан своего Отечества;
Воспитание чувства уважительного отношения к себе и окружающим в процессе взаимодействия людей друг с другом;
Формирование здорового образа жизни обучающихся в окружающей действительности;
Развитие творческих способностей у обучающихся в рамках интегрированного курса;
Сроки реализации:
Данная Программа рассчитана на четыре года обучения.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости её решения программными методами.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет воспитание как один из важнейших приоритетов в образовании. Успешное решение задач воспитания возможно лишь при такой организации образовательного процесса, который будет обеспечивать реальное взаимодействие и тесное сотрудничество, творческую инициативу и полную заинтересованность преподавателей, классных руководителей, обучающихся и родителей во всех видах воспитательной деятельности. Таким образом, следует отметить исключительную роль взаимодействия классного коллектива и семьи в решении задач воспитания и их тесное взаимодействие - создание общего дела – КТД (коллективного творческого дела), которое будет являться неотъемлемой частью всего образовательного процесса, направленного на формирование личности обучающегося и развитие её творческих способностей. Следовательно, успешное решение задач воспитания обучающихся возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов: ОУ, классных коллективов и мн. др.
Разработка данной Программы ориентирована на:
повышение эффективности воспитательного потенциала образовательного процесса,
укрепление нравственного и духовного оздоровления климата в современном обществе, семье и классном коллективе,
содействие развитию семейных отношений на примерах духовно-нравственных и культурно-исторических традиций русского народа,
формирование патриотических ценностей в современном мире.
Таким образом, в рамках образовательной программы обучающиеся на одних уроках знакомятся со многими понятиями русской старины, обычаями русского народа, на других – делают зарисовки его жизни, а на третьих - внеклассных мероприятиях, создают проекты и учатся защищать их.
Одним из важных компонентов данной Программы является желание родителей в тесном союзе сотрудничать в процессе создания КТД.
Универсальность данной Программы заключается в том, что её претворение и реализация возможны при взаимодействии любой образовательной программы и внеклассной воспитательной деятельности, что позволяет налаживать прекрасные и тесные контакты классного руководителя, коллектива и семьи.
2. Структура и содержание разделов Программы:
Программа интегрированного курса состоит из 4-х разделов, над которыми проводится работа в течение четырёх лет. Каждый раздел подразделяется на блоки по темам:
Я в мире. Мои роли.
Сохрани на много лет
Ты здоровья яркий свет!
Русь, Россия, Родина моя!
Этот загадочный мир,
Этот хрустальный мир природы.
Цели и содержание каждого раздела и блоков.
Я в мире. Мои роли.
Целью данного раздела является создание условий для осознания ребёнком сущности собственного “Я”; умение жить в социуме.
Содержание данного раздела включает в себя 4 блока
и следующие формы:
Познай себя: тесты, деловые игры.
Кодекс школьной чести: беседы, деловые игры, коллективные рисунки, сочинения-размышления, викторины – вопросы и ответы.
Час интересного общения: игры, праздники.
Работа с родителями: родительские собрания, круглые столы, тесты.
2.Сохрани на много лет
Ты здоровья яркий свет!
Целью данного раздела является формирование у обучающихся начальной школы положительной мотивации здоровья и повседневных навыков здорового и безопасного образа жизни.
Содержание данного раздела предусматривает 8 блоков
и следующие формы:
Блокнот Мойдодыра: игры, беседы, оздоровительные минутки.
Аптечный киоск: экскурсии, деловые игры, оздоровительные минутки.
Вкусные истории: праздники о здоровой пище, деловые игры.
Школа безопасности: решение проблемных ситуаций, беседы врача стоматолога, деловые игры, конкурс газет.
Это должен знать каждый: игры-путешествия, защита проектов, беседы.
Бюро полезных находок и вредных привычек: конкурс рифмованных строчек, викторины, оздоровительные минутки.
Игротека: подвижные игры, эстафеты.
Работа с родителями: беседы врача о физиологических особенностях первоклассников, проекты - семейные вымпелы, ЗОЖ.
3.Русь, Россия, Родина моя!
Целью данного раздела является пробуждение интереса к прошлому своего народа, семьи, знакомство с национальной культурой, приобщение детей к духовно – нравственным ценностям своего народа.
Содержание раздела включает в себя 3 блока
и следующие формы:
Моя Родина: беседы, проекты, выставки возрождённых ценностей.
Этот День Победы!: конкурсы рисунков на асфальте, встречи с
ветеранами ВОВ, уроки памяти, возложение цветов на братской
могиле.
Работа с родителями: круглые столы, родительские собрания.
Этот загадочный мир,
Этот хрустальный мир природы!
Целью данного раздела является осознание себя, как части природы; формирование поведенческих навыков бережливого отношения к животному и растительному миру.
В содержание данного раздела входит 5 блоков
и следующие формы:
Что и кто?: беседы, деловые игры, диспуты, выставки флоры и фауны.
Почему и зачем?: беседы, работа со справочными материалами, деловые игры, составление сценариев к фильмам и их озвучивание
Изучение правил поведения человека в природе: конкурс запрещающих знаков, КВН.
В мире природы: игры, конкурсы рисунков, КВН, диспуты, викторины.
Работа с родителями: диспуты, родительские собрания.
Система программных мероприятий, проводимых в рамках
Программы. Содержание разделов по классам:
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
1. Я В МИРЕ. МОИ РОЛИ.
ПОЗНАЙ СЕБЯ.
1.Каков я? (тест “Несуществующее животное”)
2.Я - сын. Я – дочь (тест “Моя семья”)
3.Я - друг. Я – товарищ. Что значит дружить? (беседа – деловая игра)
1.А я воспитанный человек? (беседа, тест)
2.Азбука волшебных слов (проблемные ситуации)
3.Я и Я (“Психологический автопортрет”)
4.Семейный праздник: “Когда семья вместе и сердце на месте”.
1.Этот загадочный человек. А я каков? (диспут)
2.Я и мои чувства. Учусь ими управлять (тренинг)
3.Фабрика пословиц о семье - оформление книжек – малышек.
1.Каким я был – каким я стал (размышление)
2.Этот удивительный мир человека. Этот удивительный мир – Я. (диспут)
3.Праздник братика и сестрички.
КОДЕКС ШКОЛЬНОЙ ЧЕСТИ
Я – ученик.
Я вхожу в класс (беседа)
Мой внешний вид (беседа)
Праздник:
“Откуда берутся грязнули?”
Я – в столовой
(беседа, тест)
1.Какой ты ученик? (“Знаешь ли ты правила?” деловая игра)
2.Вредные советы (беседа)
3.“Страна Х” (коллективный рисунок)
1.Основы отношений с окружающими (беседа)
2.Когда человек чувствует себя счастливым? (сочинение -размышление)
3.Конверт для дружеских вопросов (викторина вопросы – ответы)
4.Праздник: “Мы – вместе, мы – рядом. Нам хорошо”.
1.Добро и зло (беседа)
2.Что есть дурной вкус? (беседа)
3.Интеллектуальное казино (викторина вопросы – ответы)
4.Есть такой свод правил этикета (беседа)
ЧАС ИНТЕРЕСНОГО ОБЩЕНИЯ
1.Загляните в мамины глаза - (праздник)
1.Шоу сорванцов (игры)
2.Шоу маленьких разбойниц (игры)
1.Конкурс газет о маме.
2.Молодецкие потехи (игры)
1.Неделя леди.
2.Неделя джентльменов.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
“Характер и его формирование в семье” (тест “ Я и мой ребёнок”)
“Проблема общения родителей с детьми” - тест “Определение родительского отношения к детям”
“Как на самом деле любить детей?”
“Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей”.
2. СОХРАНИ НА МНОГО ЛЕТ ТЫ ЗДОРОВЬЯ ЯРКИЙ СВЕТ!
БЛОКНОТ МОЙДОДЫРА.
Друзья: Вода и мыло.
“Зачем человеку кожа?”(игра “Угадай-ка”)
“Рабочие инструменты человека”(уход за руками и ногами) – беседа
“Этюд души и тела”.
(оздоровительная минутка, тренинг)
АПТЕЧНЫЙ КИОСК.
“Прежде чем за стол мне сесть, Я подумаю, что есть!” (деловая игра)
“Кефирная церемония”(Праздник о здоровой пище)
Праздник чая. Выставка бутербродов.
“Театр гастрономических искусств”.
ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ.
“Безопасность в доме “ (проблемные ситуации)
“Добрый доктор Зубболит” (беседа врача стоматолога)
“Скорая помощь” (деловая игра)
Праздник Здоровья
(конкурс газет на тему: “Правила здорового образа жизни”.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ.
“Азбука юного пешехода” (игра)
“Путешествие в страну дорожных знаков” (игра)
“Новые дорожные знаки” (защита проектов)
Из истории регулирования дорожного движения (беседа)
БЮРО ПОЛЕЗНЫХ И ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК.
Оздоровительная минутка (комплекс упражнений с рифмованными строчками)
“Вредные привычки” (беседа) “Что разрушает здоровье? Что укрепляет?” (викторина “Вопросы – ответы”)
“Почему и как курение приносит вред?” (беседа)
“Похититель рассудка” (беседа о вреде алкоголя)”Что вы знаете о наркотиках и наркомании?” (беседа)
ИГРОТЕКА.
Праздник “Шаробамс”- подвижные игры..
“Мама, папа, я – спортивная семья” (эстафета)
Чемпионат по табурет – атлетике (подвижные игры)”Спортивная толкучка”(спортивные эстафеты)
“Картофельные игрища” – развитие воображения обучающихся (игры)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
“Физиологические особенности первоклассников” (беседа врача)
“Культура души и тела”
“Семейный вымпел” (за здоровый образ жизни)
“Укрепление здоровья энергией любви”
3. РУСЬ, РОССИЯ, РОДИНА МОЯ!
МОЯ РОДИНА.
1.Самые дорогие для нас слова: Мама, Родина и Мир (час общения).
2.Москва – главный город России (беседа)
3.Экскурсия в школьный музей.
4.Русская берёзка - символ Родины моей (беседа).
5.“Улица моего детства” (праздник с защитой своих проектов).
6.«Замкостроительный бум» – строительство замков из песка на озере – День здоровья.
1.Как произошли название Русь и Россия? (беседа)
2.Символика страны (беседа)
3.“Край мой родной Верхневолжье” (“Возникновение Твери и Тверского княжества” – беседа)
4.Игровое занятие “Русские народные игры”.
5.Ателье доисторичес- ких украшений. (праздник)
1.ЗАТО Озёрный – твоя милая Родина (беседа)
2.Экскурсия в музей Боевой Славы.
3.Деловая игра: “Вот мой дом родной”.
4.“Деревенские посиделки” (праздник)
5.Ты и твоё имя. Твоя семья и твоя родословная (беседа)
6.“Да здравствует Отечество моё!” (праздник будущих защитников Отечества)
1.Твоя Родина – Россия (беседа)
2.Историческая викторина “Колесо истории”.
3.“Защитники Родины” (праздник)
4.Декларация прав ребёнка (беседа)
5.“Зал возрождённых ценностей” – семейные реликвии –выставка.
ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Конкурс рисунков на асфальте: “День Победы!”
1.Возложение цветов на Братское кладбище.
2. Урок памяти: “Подвигу народа жить в веках”.
Конкурс плакатов “Нет войне!”
1.Встреча с ветеранами.
2.Конкурс чтецов “Не забудем тех героев”
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Знакомство с уставом школы.
“Праздники, имеющие народные истоки” (круглый стол)
“Растить гражданина” - родительские собрания
“Декларация прав ребёнка” - родительские собрания
4. ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР! ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ МИР ПРИРОДЫ!
ЧТО И КТО?
1.Что у нас над головой и под ногами? (беседа)
2.Куда девается мусор и откуда в снежинках грязь? (беседа)
3.Путешествие на лесную поляну (праздник)
1.Что окружает нас дома? (беседа)
2.Что вокруг нас может быть опасным? (беседа)
3.Деловая игра: “Хорошо или плохо?”
1.Экологическая облава (экскурсия)
2.Салон огородных мод (выставка)
3.Овощные посиделки (праздник)
1.Флоропортретная галерея.
2.Экологический суд (диспут)
ПОЧЕМУ И ЗАЧЕМ?
1.Почему идет дождь и дует ветер? (беседа)
2.Почему звенит звонок и радуга разноцветная? (беседа)
3.Зачем нужны автомашины и поезда, самолеты и корабли? (беседа)
1.Почему в лесу нужно соблюдать тишину и не нужно рвать цветы и ловить бабочек? (беседа)
2.Почему солнце светит днём, звёзды ночью, а на Луне не живут люди? (беседа)
1.Почему мы часто слышим слово “экология”? (беседа)
2.Практическая работа “Способы ориентирования на местности”.
3.Где можно найти ответы на свои вопросы о природе? (работа со справочной литературой)
1.Когда жили динозавры? (беседа)
2.Чувствую боль земли (составление диафильма и озвучивание)
3.Деловая игра: “Эти забавные животные”.
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРИРОДЕ.
Конкурс поделок из природного материала.
Конкурс запрещающих знаков.
Игра “Робинзон и Пятница”.
КВН “Русский лес”.
В МИРЕ ПРИРОДЫ.
Ботаническое лето (игра)
1.Утренник “Лес наше богатство” (конкурс рисунков)
2.Бал цветов (выставка)
КВН “Птичьи разговоры”/
1.Знатоки природы (викторина вопрос – ответ)
2.Экологические тревоги (диспут)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
Где искать ответы на детские вопросы? – работа со справочной литературой.
Как приучать ребёнка любить природу? (диспут)
Развитие культуры поведения в природе – родительские собрания.
Всё связано со всем– основной закон экологии – родительские собрания.
4.Механизм реализации
интегрированного курса – программы.
Данный интегрированный курс – программа реализуется в процессе образовательной деятельности за счёт плодотворной урочной и разноплановой внеклассной работы, а также тесного союза педагога, обучающихся и их родителей. Для достижения положительных результатов интегрированного курса – программы классными руководителями в процессе работы используются различные формы работы: беседы, деловые и подвижные игры, викторины, экскурсии, оздоровительные минутки и спортивные эстафеты. Положительно то, что многие понятия возможно более полно и точно усвоить на уроках развития речи и классных часах. При подготовке проектов с обучающимися проводится огромная подготовительная работа на уроках ИЗО, технологии; при подготовке праздников (в рамках образовательной программы) происходит разучивание песен на уроках музыки и различных формах внеклассной деятельности: посиделках, минутках общения и т. д.
Все эти виды и формы работы основываются на КТД (коллективных творческих делах), которые являются одним из важных компонентов всех видов воспитательной деятельности. Особенность КТД как раз и заключается в том, что оно имеет огромную практическую направленность, коллективную организацию и творческий характер.
Каждое КТД имеет шесть стадий, которые имеют определённое значение в образовательном процессе и раскрытии творческой индивидуальности личности обучающегося.
Стадии проведения коллективно – творческого дела.
Стадии КТД
Работа классного руководителя с родителями
Работа классного руководителя с обучающимися
Родительский комитет
Коллектив родителей
Микро - группа
Класс в целом
Предварительная
Коллективное планирование
Коллективная подготовка
к КТД
Коллективное проведение
КТД
Коллективное подведение итогов КТД
Ближайшее последействие КТД
5.Организация управления реализацией Программы и контроль над её ходом выполнения.
Организацию управления реализацией Программы и контроль над её ходом выполнения осуществляет союз классных руководителей – создателей данной Программы в тесном сотрудничестве с обучающимися и их родителями.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
В числе конкретных мер по реализации данной Программы предполагается:
проведение систематической работы по повышению уровня воспитанности обучающихся,
уважительное отношение и возрождение духовно-нравственных ценностей, традиций семьи и школы,
развитие творческих способностей обучающихся в процессе разнообразных форм воспитательной деятельности, которые позволяют каждому обучающемуся стать индивидуально-творческой личностью.
Решением этих задач станет условие укрепления, нравственного и духовного оздоровления отношений в классном коллективе и семье.
Этому будет способствовать:
уважительное отношение обучающегося к себе, сверстникам, семье и окружающей действительности,
формирование и развитие здорового образа жизни,
осознание себя, как достойного гражданина России - патриота своей Родины.
Таким образом, весь образовательный процесс и внеклассная воспитательная работа направлена на формирование и развитие полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность.
Всё это возможно осуществить только при творческом союзе – классного руководителя, родителей и обучающихся – КТД, которое позволит добиться положительных результатов в воспитании творческой личности обучающегося, живущей по законам здорового образа жизни, уважающей корни своего народа, с любовью относящейся к родному городу и стране.
«В этом загадочном мире»Arial BlackЗаголовок 1Заголовок 2Заголовок 615