Литература 8 класс 3 урок Предания как исторический жанр русской народной прозы
ПРЕДАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР РУССКОЙ НАРОДНОЙ ПРОЗЫУрок 31Учитель литературы: Муллаянова А. Р.
Домашнее заданиеПодготовить сообщение «Предания как исторический жанр русской народной прозы».Составить таблицу «Сходство и различие преданий и народных сказок». Прочитать фрагменты «Жития Александра Невского».Индивидуальные задания. Подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» по опорным словам из задания 2 раздела учебника «Обогащаем свою речь». Ответить письменно на вопрос 2 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». Групповое задание. Подготовить коллективный учебный проект.Проект. Составить сценарий конкурса «Русские народные песни и предания», используя материалы практикума «Читаем, думаем, спорим...», и провести конкурс во внеурочное время.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.2
Основное содержание Урока. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Развитие представлений о предании. Предания в актёрском исполнении. Основные виды деятельности. Восприятие преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...», их выразительное чтение и обсуждение. Рецензирование актёрского исполнения преданий (см. задания фонохрестоматии). Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».Планируемые результаты:Личностные: воспитание уважения к русскому фольклору и истории, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа.Метапредметные: умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в группе; определять способы действий в рамках предложенных условий; формулировать и аргументировать своё мнение. Предметные: воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста; осознание художественной картины жизни, отражённой в преданиях; умение сопоставлять их с произведениями других искусств.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.3
Особенности содержания и художественной формы народных преданий. Предания в актёрском исполненииАктуализация имеющихся знаний о преданиях:—С какими народными преданиями вы знакомились в 7 классе?—В чём своеобразие фольклорного жанра преданий?Учитель литературы: Муллаянова А. Р.4
Групповая работа:Восприятие текста преданий из учебника и практикума «Читаем, думаем, спорим...», их выразительное чтение и обсуждение.Группа 1. «О Пугачёве». Прочитайте предание выразительно. Найдите в нём отголоски русской истории. Какие события предания кажутся вам вымышленными? Почему? Как в народном вымысле отразились чаяния крестьян о добром даре? Каким народ представлял себе Пугачёва?Прослушивание и обсуждение актёрского чтения предания «О покорении Сибири Ермаком». Ответы на вопросы 1—4 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».Прослушивание исторической справки о покорении Сибири Ермаком (отчёт о выполнении индивидуального задания).Группа 2. Прочитайте выразительно первую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (с начала до слов «...а службу верную для Руси святой отслужу»). Прокомментируйте следующие слова и выражения: много в ней всякого добра таится, занемог, хвороба, Кучумово царство, будешь слугой над всеми слугами. Какие реалии русской истории отразились в этой части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ. Чем эта часть предания напоминает сказку? Какие особенности языка предания наиболее выразительны?Группа 3. Прочитайте выразительно вторую часть предания «О покорении Сибири Ермаком» (со слов «Надавал царь Иван мужику разные доспехи...» до конца предания). Прокомментируйте слова и выражения: доспехи, богатства несметные, хан Кучум, Тобол, Иртыш. Какие реалии русской истории отразились во второй части предания? Какие события кажутся вам вымышленными? Обоснуйте свой ответ. Какие народные представления о Ермаке отразились в этой части предания? Найдите черты фольклора (гиперболы, сравнения, постоянные эпитеты и др.) и объясните их роль.Обсуждение картины В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (см. цветную репродукцию картины по ссылке http:/artsurikov.га/ kartina/7.php; искусствоведческую справку о картине по ссылке http://smaUbay.ru/artrussia/surikov_pokorenie_sibiri_ermakoni.html).Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».Группа 4. Прочитайте по ролям предание «Царь Пётр и солдат» из практикума «Читаем, думаем, спорим...». Чем оно напоминает бытовую сказку? Как в нём отразились народные представления о Петре I? Ответ на вопрос 3 из раздела практикума «Продолжаем знакомиться с преданиями».Учитель литературы: Муллаянова А. Р.5
Развитие представлений о предании.Практическая работа. Составление плана сообщения «Предания как исторический жанр русской народной прозы». Подбор примеров, иллюстрирующих понятие предание.Учитель литературы: Муллаянова А. Р.6{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ВопросПункт планаЧто такое предание?Предание — жанр фольклораО чём рассказывают предания?Предание как повествование о реальных людях и событияхКакова цель создания преданий?Предание как источник важных сведений для потомковВ чём особенность сюжета преданий?В сюжете предания — одно яркое и необычайное событиеЧто лежит в основе преданий?В основе преданий — реальные рассказы очевидцевЧто сближает предание со сказкой и легендой?Отход от фактической первоосновы и появление в сюжете предания вымышленных событийКак в преданиях отразились народные мечты и чаяния?Отражение в преданиях народных представлений об исторических событиях и исторических личностях
Итоговый вопрос:Ответы на вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем над прочитанным».Учитель литературы: Муллаянова А. Р.7