Слова обозначающие признак предмета.
Дата:
Тема: Слова, обозначающие признак предмета.
Цели: Активизация знаний детей по теме: «Слова, обозначающие признаки предметов», формирование практических навыков в подборе признаков, согласования имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Развитие фонематического восприятия и слуха, фонематического анализа и синтеза, общей и мелкой моторики, зрительного внимания и памяти, логического мышления, творческого воображения. Воспитание положительной мотивации к обучению.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Цель: активизировать внимание детей.
- Ребята, какое сегодня число, месяц, день недели?
Какое сейчас время года? (Осень.)
Чем занимаются люди осенью на садовых участках? (Собирают урожай овощей.)
- Сядет тот, кто назовет овощи. (Помидоры, морковь, кабачки, патиссоны, перцы.)
(Садятся за парты.)
2. Повторение пройденного.
Цель: активизировать знания детей по темам: «Слова, обозначающие предметы» и «Слова, обозначающие действия предметов».
- Прочитайте слова на доске в первом столбике.
(Дети зачитывают слова в первом столбике.)
Как мы называем эти слова? Назовите слова-предметы, которые вас окружают? (Это слова-предметы.)
Какой вопрос мы задаем к этим словам? (К словам-предметам задаем вопрос «Кто?», «Что?»)
Как мы подчеркиваем слова-предметы? (Слова-предметы мы подчеркиваем одной чертой.)
Назовите слово-предмет, которое относится к овощам? (Баклажан.)
Из чего состоят слова? Назовите слоги? (Слова состоят из слогов. БАКЛАЖАН – 3 слога.)
Из каких звуков состоит это слово? (Характеризуют звуки слова, обозначают каждый звук определенным цветовым символом.)
Фонематический анализ и синтез.
БАКЛАЖАН
Б – согл., зв., тверд. (синий)
А – гл. (красный)
К – согл., гл., тв. (синий)
Л – согл., зв., тв. (синий)
А – гл. (красный)
Ж – согл., зв., тверд (синий)
А – гл., (красный)
Н – согл., зв, тв. (синий)
- Прочитайте слова на доске во втором столбике.
(Читают слова во втором столбике.)
Как мы называем эти слова? (Это слова-действия.)
Назовите слова-действия? Какие вопросы мы задаем к словам-действиям? (К словам-действиям, задаем вопрос: «Что делает?», «Что сделает?»)
Как мы подчеркиваем слова-действия? (Слова-действия подчеркивают двумя чертами.)
- Запишите сегодняшнее число в тетрадь.
Цель: подвести детей к самостоятельному определению темы урока, дать наиболее полное определение новым понятиям.
- Сегодня мы узнаем много новых слов, которые помогут нам рассказать о цвете, форме, величине и вкусе предмета. Для этого к нам на занятие пришел гость. (В костюме огородника входит школьник.)
- Кто это? (Это дачник – огородник.) Это огородник! Как вы думаете, почему его так называют? (Огородник – это человек, который работает на огороде.) Он принес с собой много овощей. Давайте посмотрим, что именно он нам принес (огородник показывает овощи).
(Дети берут овощи из корзины.)
Посмотрите, что это? (Это помидор, перец, морковь, свекла.)
Для того, чтобы узнать об овощах, будем задавать вопрос «Какой?»
Какие овощи по величине? (Помидор большой. Перец большой. Морковь маленькая. Свекла маленькая.)
Помидор – какой? Перец – какой? Морковь – какая? Свекла – какая?
Какие овощи по цвету? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор красный, перец зеленый, морковь оранжевая, свекла бордовая.)
Какие овощи по вкусу? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла?
Какие овощи на ощупь? Какой помидор, перец? Какая морковь, свекла? (Помидор гладкий, морковь шероховатая, перец гладкий, свекла шероховатая.)
Ребята, а вы знаете, как называются слова, которыми вы описываете овощи? (Эти слова называются слова признаками.)
- Эти слова признаки, их подчеркивают волнистой линией.
Цель: упражнять глазодвигательный механизм.
Огородник рассыпает листья.
- Проследите за кружащимся листочком.
(Следят глазами за движением листочка, не поворачивая головы.)
Цель: развивать умение определять на слух наличие заданного звука в слове.
- Будьте внимательны. Хлопните в ладоши, когда услышите в слове – признаке звук.
С – сладкий, горький, спелый, сочный, зеленый, хрустящий, красный.
Л – спелый, гладкий, острый, круглый, сочный. Зрелый, желтый.
(Хлопают в ладоши, когда слышат в словах заданные звуки.)
Цель: развивать мышцы пальцев рук.
Огородник предлагает детям собрать овощи в корзинки.
- В 1-ю корзину соберите красные, гладкие овощи.
- Во 2-ю корзину соберите маленькие красные и зеленые овощи.
(Раскладывают овощи по корзинам в соответствии с заданными признаками.)
Цель: развивать зрительное внимание, соотносить изображение с оригиналом.
- Посмотрите, огородник нарисовал свои овощи. (Огородник демонстрирует рисунки овощей, закрашенные неправильно.)
(Дети рассматривают рисунки.)
- Давайте посмотрим все ли правильно на его рисунках? (Огородник неправильно разукрасил овощи.)
- Что не так? (Капуста зеленая, огурец зеленый, помидор красный.)
Запишите в тетрадь правильные цвета овощей.
Цель: предотвратить мышечную усталость.
Огородник хочет научить вас работать в огороде.
(Выполняют движения по подражанию, под музыку.)
Мы лопатки взяли, грядки раскопали.Грабли в руки взяли, грядки разровняли. Семена рядами дружно мы сажали,а потом водою теплой поливали.
Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать относительные прилагательные.
- Посмотрите, как много овощей вырастил огородник. Давайте поможем ему сделать заготовки на зиму.
Салат из капусты «Какой?» (Салат капустный.)
Салат из свеклы «Какой?» (Салат свекольный.)
Икра из кабачков «Какая?» (Икра кабачковая.)
Икра из баклажанов «Какая?» (Икра баклажанная.)
Пюре из картофеля «Какое?» (Картофельное пюре.)
Цель: научить составлять предложения по заданной схеме.
- Ребята, огородника попросили рассказать о тех овощах, которые он вырастил. Давайте поможем ему. Но для этого нужно составлять предложения по схеме: слово-предмет, слово-действие, слово-признак, слово-предмет.
Огородник вырастил сочные помидоры.
Огородник вырастил сладкую морковь.
11. Итог занятий.
- К нам на занятие приходил огородник.
Какие овощи нам принес огородник? (Огородник принес спелые помидоры, сладкую морковь, сочную капусту.)
С какими словами мы познакомились? (Сегодня мы познакомились со словами-признаками.)
Как подчеркиваем слова-признаки? (Слова-признаки подчеркиваем волнистой чертой.)