План-конспект по русскому языку Слова, обозначающие признак предмета (2 класс)
Русский язык 2 класс
Тема. Слова, обозначающие признаки предметов.(имя прилагательное)
Цель: расширять представление учащихся о словах, обозначающих признаки предметов, и о том, каку функцию они выполняют в языке, совершенств вать умение определять в речи слова, обозначающи признаки предметов, и правильно употреблять и расширять словарный запас учащихся; воспитыват любовь к родному слову.
Оборудование: карточки для работы в парах.
1 Организационная часть Актуализация опорных знаний
- Работа над загадкой. Прочитайте загадку и отгадайте ее.
Окраска сероватая,Повадка вороватая,
Походка мешковатая,Крикунья хрипловатая. (Ворона)
- Запишите загадку и отгадку к ней. Подчеркните волнистойлинией слова, обозначающие признаки предметов.
-Работа над словами.
--Подберите к данным словам слова, обозначающие признакипредметов.
Лимон - Конфета- Платье-
--Для чего в нашей речи нужны слова, обозначающие признаки
предметов?
Работа в парах.
-Прочитайте запись.
У него зубы, хвост, шерсть, уши.
-Можно ли по данной записи определить, о каком животном идет речь? Почему?
-Измените данную запись так, чтобы можно было догадаться, какому животному посвящено это описание.
-Угадайте, о каком животном идет речь.
У него зубы острые, шерсть короткая, уши длинные, хвост короткий.
-Какие слова помогли вам угадать, о каком животном идет речь? Назовите их.
-Что обозначают эти слова?
- В каких случаях мы употребляем в речи слова, обозначающие признаки предметов?
2 Новый материал Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы продолжим знакомство со словами, обозначающими признаки предметов, будем учиться определять эти слова в ряду других слов и правильно употреблять их в речи.
-- Игра «Кто быстрее?».
-Соедините стрелочками слова правого и левого столбиков -подберите к словам, называющим предметы, слова, обозначающиепризнаки предметов.
солнце (какое?) яркиезвезды (какие?)резкийветер (какой?)тёплое море (какое?) быстрыйбуря (какая?)доброе конь(какой?) звонкая
слово (какое?)синее
песня (какая?) снежная
Выиграет тот, кто быстрее всех выполнит задание и при этом ни разу не ошибется.
Работа над пословицами.
-Подберите подходящие по смыслу слова и закончите пословицы.
1) Речь хороша короткая, а веревка .... 2) Маленькое дело лучше ... безделья.
-Спишите пословицы. Подчеркните слова, обозначающие признаки предметов.
-Прочитайте пары слов и сравните их.
короткая — длинная маленькое — большое
-Чем являются эти слова по отношению друг к другу?
-Подберите еще несколько слов, обозначающих признаки предметов и противоположных по значению.
Работа в парах по карточкам.
Прочитайте пословицы. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова.
... пенек опрокидывает ... воз.
Даже самое ... дерево выросло из ... семени.
В ... лодку ... груз не кладут.
Работа над стихотворением.
-Прочитайте стихотворение.
Из-за леса Выплыла, сверкая,
Темная, … грозовая.
Грозная, Г. Падонщиков
Огромная
-Какое слово пропущено в этом стихотворении? (Слово туча.)
-Что вам помогло угадать, какое слово было пропущено?
-Почему нельзя было вставить в данное стихотворение слово облако?
Работа над словами.
-Подберите к данным словам по одному слову, обозначающемупризнак предмета.
Лес, береза, книга, дупло, поле, река.
-Проверьте, правильно ли выполнил данное задание Незнайка. Лес мягкий, книга кислая, поле глубокое, береза сладкая.
Связаны ли эти слова между собой по смыслу? Исправьте ошибки.
Итог урока
-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов?
-С какими словами они обычно связаны по смыслу?
-Для чего в нашей речи нужны слова, обозначающие признаки предметов?
-Что вам больше всего запомнилось на уроке?