Конспект занятия по развитию речи в старшей группе В стране Маркиза Этикета
Конспект занятия
в подготовительной группе.
Тема: «В стране маркиза Этикета».
Вос-ль: Геслер М.В.
Цель: Продолжать воспитывать у детей культуру поведения. Закрепить правила поведения в гостях, в транспорте. Формировать представления о воспитанности. Вызывать стремление быть воспитанными, культурными, вежливыми.
Ход занятия:
Вос-ль: У нас стало традицией в начале занятия приветствовать друг друга. А как можно это сделать?
Ответы детей.
Вос-ль: А вы знаете, что приветствие пожатием руки возникло очень давно? А поводом для возникновения этого обычая была миролюбивость, подтверждение мирных намерений. Протянутая правая рука должна была подтвердить, что в ней нет оружия: камня, ножа. Если человек, которому протягивали руку, был тоже мирно настроен, следовало рукопожатие. На Востоке миролюбивость выражали скрещиванием рук на груди, у китайцев при поклоне руки свободно свисали по сторонам. Поприветствуйте друг друга любым из трёх перечисленных способов.
Мы показали, что относимся друг к другу миролюбиво? А что, ещё люди показывают приветствием?
Ответы детей.
Вос-ль: А кого можно назвать воспитанным человеком?
Ответы детей.
Входит Бяка-Забияка.
Бяка-Забияка: Я к вам без приглашения,
Я к вам без разрешения.
Где здесь ссора? Где здесь драка?
Я ведь – Бяка-Забияка!
Сколько здесь детей я вижу!
Я вас всех сейчас обижу!
Вос-ль: Бяка-Забияка совершенно не умеет себя вести прилично. Надо её перевоспитать и научить правилам хорошего поведения. Давайте пригласим её в гости в страну Маркиза Этикета. В этой стране все вежливы, аккуратны, воспитаны, а управляет страной сам Маркиз Этикет и следит, чтобы не появились нарушители вежливости. Он перевоспитает Бяку-Забияку, научит её хорошим манерам. А поедем мы в автобусе.
Под музыку вбегает Буратино.
Сценка «Буратино».
Бяка-Забияка: Ой, смотрите, Буратино!
Буратино: Т-сс! У вас тут нет Мальвины?
С голубым большим бантом?
Вос-ль: Нет. Но мы её найдем.
Буратино: Что вы, что вы, нет, не надо!
Вы поверите, ребята,
От неё я так устал,
Еле-еле убежал.
Ох, и вредная такая!
Всё умеет и всё знает.
Надоела поучать:
Как ходить, как есть, как встать
Всё! Теперь я на свободе!
Здесь её не видно вроде?
(Оглядывается.)
Можно делать, что захочешь!
Мальвина: Буратино, где ты ходишь?
Разве ты забыл, друг мой,
Ждёт автобус нас с тобой.
Буратино: На автобусе кататься?
Это мне по нраву, братцы!
(Бежит к автобусу.)
Мальвина: Не спеши, подожди!
Буратино: Должен первым я пройти!
(Занимает место в автобусе.)
Мальвина: Невоспитанный мальчишка!
Вос-ль: Ты, Мальвина, не переживай, наши дети научат Буратино, как нужно вести себя в автобусе.
Дети перечисляют правила поведения в автобусе.
Мальвина, Буратино, мы отправляемся в страну маркиза Этикета, и приглашаем вас с нами. В автобус войдёт тот, кто скажет вежливое слово.
Дети говорят вежливые слова и занимают места в автобусе.
Звучит музыка, автобус «едет».
Вос-ль: Остановка, выходите,
Тихо, тихо, не спешите.
Я скажу вам по секрету,
Это – царство Этикета.
Входит маркиз Этикет.
Маркиз Этикет: Добро пожаловать, друзья!
Рад пригласить вас буду я
В страну изысканных манер.
А кто из вас подаст пример,
Как надо вам на место сесть.
Такие здесь, конечно, есть?
Прошу садиться, господа,
Прошу туда, прошу сюда.
В моей стране научат вас
Хорошим правилам сейчас:
Где и как себя вести,
И в автобус как войти,
Как нужно выглядеть в гостях,
В театре и в других местах. Бяка-Забияка достаёт блокнот и читает «вредные советы» Г.Остера.
Маркиз Этикет: О, мадам! Нет, вы не правы.
Нет у нас подобных правил.
Вы сказали всё не так,
А это – вовсе не пустяк.
Чтоб желанным гостем стать,
Непременно надо знать,
Что, во-первых, внешний вид
О человеке говорит.
А в гостях себя веди
Скромно и прилично.
Впрочем, как себя вести,
Знают все отлично.
И всё ж, бывают, к сожалению,
Этих правил нарушения.
Сценка «В гостях у Серёжи».
Ребёнок: У Серёжи день рождения,
Он позвал к себе друзей
И в хорошем настроении
Их встречает у дверей.
1 гость: Поздравляю! (Вручает шоколадку.)
Серёжа: Шоколадка?
У меня таких полно.
2 гость: А вы торт купили сладкий?
3 гость: А покажешь нам кино?
Мама: Ну, ребята, проходите,
Мойте руки – и к столу.
1 гость: У меня на них нет грязи,
Я вчера мыл, поутру.
(Подходят к накрытому столу.)
2 гость: Эй, ребята, налетайте,
Сушки, пряники хватайте!
3 гость: Чтоб досталось повкусней,
Друга оттолкни скорей!
Серёжа: Не давай ему конфеты,
И печенье не давай.
1 гость: Лучше это угощенье
По карманам распихай!
3 гость: Ну, всё съели, нам пора.
Все: Ладно, Серый, до утра.
Вос-ль: Ребята, вам понравилось у Серёжи на дне рождении?
- Какие были гости? А Сережа?
Маркиз Этикет: Ну, а вот пример другой.
Заглянем к Карине мы домой.
Раздаётся звонок в дверь. Карина выходит встречать подругу Вику.
Вика: Здравствуй, милая Карина.
Карина: Здравствуй, Вика, проходи.
Вика: Вот тебе в подарок книжка.
Карина: Ах, спасибо! Погляди!
Я о ней давно мечтала,
С этой книгой я знакома.
Мама: Вика, что же ты здесь встала?
Проходи и будь, как дома.
Я к столу вас приглашаю,
Вкусным тортом угощаю.
Карина: Угощайся, там конфеты.
Вика: Хочешь, я тебе подам?
Карина: А смотри, кусочек этот,
Лучше всех – моим гостям.
(Угощает Вику тортом.)
Вика: Вот спасибо твоей маме.
Всё так вкусно – ни сказать.
Уберем посуду сами.
А потом пойдем играть.
Вос-ль: А какими были Вика и Карина?
- У кого на день рождении вам понравилось больше и почему?
- Как нужно вести себя в гостях?
- Расскажите истории из своей жизни, приходилось ли вам попадать в гости, к такому имениннику, каким был в сценке Серёжа?
Дети рассказывают истории из жизни.
Маркиз Этикет: А сейчас, ребята, мы проверим, воспитанные вы или нет.
Проводится игра «Можно или нельзя».
Вос-ль задаёт детям вопросы, дети, с помощью сигнальных фишек отвечают на вопрос. (Синяя фишка – можно, красная фишка – нельзя).
Вопросы:
Можно ли в гостях ковыряться в носу, грызть ногти?
Можно ли смеяться с широко раскрытым ртом?
Можно ли обращаться к постороннему взрослому человеку на «вы»?
Можно ли перебивать старших во время разговора?
Можно ли разговаривать во время приёма пищи?
Можно ли здороваться со всеми знакомыми?
Можно ли мыть руки перед едой?
Можно ли грубить старшим?
Вос-ль: Ребята, что нового вы узнали на занятии?
- Что вам понравилось?
- Хотите ли вы быть чаще в гостях у маркиза Этикета? Что для этого нужно?
15