Конспект урока по письму в 9 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»


342906350Конспект урока по письму
в 9 классе
по теме
«Обобщение знаний о глаголе»
00Конспект урока по письму
в 9 классе
по теме
«Обобщение знаний о глаголе»

Учитель письма
Ляшенок Ольга Николаевна
Конспект урока письма и развития речи в 9 классе
Тема: «Обобщение знаний о глаголе».
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель: систематизировать знания, умения и навыки, полученные учащимися при изучении темы «Глагол».
Задачи:
Образовательная: Совершенствование ЗУН школьников о грамматических признаках глагола; повторить правила правописания глаголов: не с глаголами, -тся, -ться в глаголах; расширять словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающая: Продолжить развивать и коррегировать орфографическую зоркость учащихся, память, мышление, внимание, устную и письменную речь, воображение;
Воспитательная: Воспитывать интерес к учёбе, к родному языку, к устному народному творчеству.
Оборудование: мультимедийная доска, компьютерная презентация, кластер «Грамматические категории глагола», алгоритм «Определение спряжений глагола», карточки с экспресс-опросом, карточки со словарными словами.
Этапы урока Ход урока Методы и приёмы работы учителя и учащихся
I. Орг. момент, эмоциональный настрой
II. Сообщение темы и целей урока

III. Актуализа-ция знаний
IV. Основная часть
1.Непостоянные признаки глагола
2.Постоянный признак (спряжение)
3.Морфологический разбор
4.Физминутка
5.Правописание глаголов
6.Релаксация
7.Развитие речи. Синтаксическая роль глагола в предложении
V.Рефлексия
VI. Итог урока -Здравствуйте, ребята!
-К нам сегодня на урок пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.
Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что этот урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число – двадцать второе марта; классная работа.
- Первую половину дня мы с вами проводим в школе. А что мы здесь делаем? -Назовите примеры слов, обозначающих действия учеников, а теперь слова, обозначающие действия учителя. Слова какой части речи вы называли сейчас? (Глаголы)
-Сегодня на уроке мы обобщим знания о глаголе.
-Запишите тему урока «Обобщение знаний о глаголе»
-Знаете ли вы, почему эта часть речи получила такое название?
Название глагол происходит от старославянского слова «глаголет – говорить». Позже в древнерусском языке было слово «глагол» которое обозначало «слово или речь» В современном русском языке есть такое слово – разглагольствовать. Обратившись к современному толковому словарю Ожегова, узнаем его значение «говорить многословно и бессодержательно.
Но мы с вами не будем разглагольствовать, мы будем говорить по существу.
-Скажите для чего нам нужны глаголы? (Без них невозможно передать события; глаголы рассказывают о деятельности человека, о его чувствах; рассказывает о различных явлениях природы; без глагола невозможно представить будущее, узнать прошлое)
Глагол придаёт речи – жизнь. Без глаголов не обойтись рассказчику. Чем точнее, образнее, ярче описывает он действие, тем интереснее его слушать.
-Задумывались ли вы, как часто в речи употребляем мы глагол?
По частоте употребления глаголы занимает второе место после существительных. Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть, делать.
- Что обозначает глагол? (Действие)
- На какие вопросы отвечает? (Что делает? что делают? что сделали? и др.)
- Дайте определение глаголу.
- Вспомним, какие грамматические категории глагола мы с вами изучали и составим кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Это пучок, созвездия, гроздья) На следующей строке посередине запишите слово «Глагол», от него нарисуйте стрелки-лучи.
Запишите известные вам грамматические признаки глагола. Обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь.
Назовите грамматические признаки глагола.
Проверьте составленный вами кластер самостоятельно.
- У каких глаголов, нельзя определить грамматические признаки? (У глаголов стоящих в неопределённой форме)
- На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (что делать? что сделать?)
- Почему слово «спряжение» выделено другим цветом? (Это постоянный признак глагола)
- Назовите непостоянные признаки глагола. (Время, лицо, число, род)
- Поставь глаголы в том времени, числе и лице, которые указаны в скобках.
Темнеть – (темнеет) (н.в., 3л., ед.ч.),
приходить – (приходила) (п.в., ед.ч., ж.р.),
беседовать – (беседуете) (н.в., 2л., мн.ч.),
встречать – (встречали) (п.в., 3 л, мн.ч.),
командовать - (командую) (н.в., 1л., ед.ч.),
кормить – (кормить) (б.в., 3л., мн.ч.).
- В тетрадь записываем получившиеся глаголы в строку, первое слово с большой буквы, через запятую.
- Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам)
-Вспомним, как определить спряжение глаголов.
- Попробуйте установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.
Алгоритм определения спряжения
1.Ставлю глагол в (неопределённую форму)
что делать? что сделать?
2.Если глагол оканчивается на -ить ( II) спряжение (окончание –ишь, -ит, -им, - ите, -ат(ят).
3.Если глагол оканчивается на –еть ( I ) спряжение (окончание –ешь, -ет, -ам, - ете, -ут(ют).
-Определите спряжение данных глаголов и заполните таблицу.
Любишь, скачет, плачет, молвит, читает, приходишь.
Значение Глаголы
I спр. II спр.
движения речи чувства Ответ:
Значение Глаголы
I спр. II спр.
движения скачет приходишь
речи читает молвит
чувства плачет любишь
I группа – 4-6 глаголы; II группа – 4,5 глаголы; III группа – 4 глагол
- Откройте учебники на стр. 154. Выполним упражнение №2.
-Найдём глаголы в предложениях.
- Выполните морфологический разбор глаголов самостоятельно. (I группа – 3 глагола; II группа – 2 глагола; III группа – 1 глагол)
-Вспомните, как называются слова противоположные по смыслу. (Антонимы)
Я буду называть и выполнять движения, а ваша задача выполнять движения противоположные данным.
- В каких случаях на конце глаголов пишется мягкий знак? (У глаголов стоящих в неопр. форме, у глаголов 2 лица ед.ч., в глаголах повелительного наклонения)
Найдите в учебнике упражнение №8. Каким правилам правописания подчиняются следующие глаголы?
- Найдите конец пословиц. Запишите правильно. Объясните правописание –тся, -ться.
1) Не надо хвалит(?)ся, (…)
2) Кто любит трудит(?)ся, (…)
(коли не знаешь, как рожь родит(?)ся тому без дела не сидит(?)ся)
Ответ:
1) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится.
2) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Объясните смысл пословиц. Какой темой объединены эти пословицы? (Пословицы о труде)
- Объясните правописание глаголов «не знаешь», « не сидится». (Не с глаголами пишется раздельно)
- Какое значение глаголу придаёт частица не?(Отрицание)
Я хочу познакомить вас с познавательной сказкой. А поможет мне в этом …
Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», — а она ему: «Не люблю». Он признавался: "Верю»,- а она ему: «Не верю».... Частица НЕ никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что мы не можем жить друг без друга».
Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она как обычно отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!».
И вдруг замерла от неожиданности, оказавшись в объятиях Глагола. Так Глагол доказал, что в некоторых случаях не только он, но и сама частица НЕ жить друг без друга не могут.
На доске появляются слова: негодовать, ненавидеть, неволить.
— Как вы думаете, почему в этих словах НЕ написано слитно?
Эти слова не существуют без НЕ. НЕ здесь не частица,
она входит в корень.
— Значение каких слов вам не понятно?
Негодовать — испытывать крайнее недовольство, возмущаться.
Ненавидеть — испытывать неприязнь к кому-нибудь,
чему-нибудь.
Неволить- принуждать, заставлять делать что-нибудь.
— Что же для себя нового должны уяснить? (Некоторые глаголы без НЕ не употребляются и являются частью корня.)
- Какие ещё пословицы с частицей не вы знаете. Объясните их смысл. Запомните и запишите по памяти пословицы (I-IIгрупп – 2 пословицы; IIIгруппа – 1 пословицу)
(Примерные пословицы:Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Под лежащий камень вода не течёт.
Слово не воробей вылетит не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Не учись разрушать, а учись строить.) - Какое сейчас время года? (Весна)
Рассмотрите фото весеннего пейзажа.
- Какие изменения в природе с приходом весны мы наблюдаем? (Солнце светит и греет сильнее; тает снег, лёд; возвращаются перелётные птицы; насекомые вылезают из своих укрытий; на деревьях и кустарниках набухают почки; дни становятся длиннее)
- Я предлагаю вам совершить путешествие в весеннюю природу. Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, ноги. Представьте весеннее небо. Солнце – яркое, тёплое, лучистое, оно всем светит и всех радует. Вдохните аромат свежего воздуха. Произнесите шепотом слово «Весна».

- Восстановим текст отрывка из стихотворения Алексея Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
- Спишите второе предложение и найдите главные члены предложения. Каким членом предложения чаще бывает глагол? (Сказуемым)
-А теперь проведём экспресс-опрос. Верны ли утверждения? Если вы считаете верно, поставьте « + » в клетку, а если не верно – « - »+ Глагол обозначает действие.
- Слова (не)навидеть, (не)годовать пишутся раздельно.
+ Молчал – прош. вр., 3 лицо, ед. ч., м.р.
+ Во всех этих словах пишется ь – поймаешь, стараться, исправьте.
- Спряжение это изменение глаголов по временам.
- Можно так сказать: «Мы стрегёмся в парикмахерской».
Вы справились со всеми заданиями и показали, что умеете учиться, добывать знания, применять их в жизни.
Выставление отметок за урок.
Д/з. I группа – вам предложен кроссворд с ответами, ваша задача – составить вопросы к ним.
II группа – с. 154 упр. 3, с. 155 упр. 6, 9.
III группа – с. 154 упр. 4, 2. 155 упр. 9.
- Впереди у нас еще много нераскрытых тайн родного языка. Я желаю вам успехов, потому что грамоте учиться – всегда пригодится. Я благодарю вас за работу на уроке. Слайд №1
Добиться тишины и внимания
Следить за осанкой уч-ся
Беседа
Рассказ учителя
Слайд №2
Высказывания учащихся
Требовать полных ответов
Беседа
Самостоятельная работа
Работа в парах
Наглядный (таблица грамматических признаков)
Слайд №3
Работа у интеракт. доски с комментир. по цепочке
Работа с раздаточным материалом
Слайд №4
Работа с комментирова-нием «по цепочке» у доски 3 слова
Самостоятельная работа (дифференцируе-мый подход), проверка устно «по цепочке»
Слайд №5
Уч-ся выполняют движения по заданию учителя
Работа по учебнику (устно)
Слайд №6
С комментир. у интеракт. доски
Слайд №7
Рассказ сказки подготовленным заранее уч-ся
Словарно-орфографическая работа
Высказывания учащихся
Письмо по памяти
Слайд №8
Слайд №9
Наглядный
Беседа
Прослушивание муз. Чайковского «Март»
Слайд №10
Фронтальная работа с проверкой на доске
Один учащийся у доски с комментирова-ниемСамостоятельная работа с раздаточным материалом, проверка с комментирова-нием устно «по цепочке»
Слайд №11