Базы данных (табличные, иерархические сетвые), реляционные базы данных.
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР
ГККП «Текелийский
профессиональный колледж»
_______________М.Б. Ерманова
Поурочный план №_____
Предмет: Информатика
Дата:___________Группа: ________________
Тема урока: Базы данных (табличные, иерархические сетвые), реляционные базы данных.
Цели:
обучающая: рассмотреть основные понятия базы данных, познакомить с типами баз данных;
развивающая: развитие внимания, памяти;
воспитательная: содействовать развитию интереса к изучению информатики.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения: наглядно-демонтсрационный, словесный.
Средства обучения: ПК, интерактивная доска, заданий (вопросы).
Ход урока:
1. Организационный момент 1 мин.
Предварительная организация группы (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания);
2. Изложение нового материала 30 мин.
Любой из нас, начиная с раннего детства, многократно сталкивался с «базами данных». Это – всевозможные справочники (например, телефонный), энциклопедии и т. д. Записная книжка – это тоже база данных, которая есть у каждого из нас.
Базы данных представляют собой информационные модели, содержащие данные об объектах и их свойствах. Базы данных хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств.
Например, база данных «Записная книжка» хранит информацию о людях, каждый из которых имеет фамилию, имя, телефон и т. д. Библиотечный каталог хранит информацию о книгах, каждая из которых имеет название, автора, год издания и т. д.
Информация в базах данных хранится в упорядоченном виде. Так, в записной книжке все записи упорядочены по алфавиту, а в библиотечном каталоге – либо по алфавиту (алфавитный каталог), либо по области знания (предметный каталог).
База данных (БД) – это систематизированное хранилище информации определенной предметной области, к которым могут иметь доступ много прикладных программ.
Система управления базами данных (СУБД) – это программные средства для создания, ведения и использования базы данных.
Основные возможности СУБД:
Введение данных, обновление, пополнение и расширение БД;
Вывод полной и достоверной информации на запросы;
Средства защиты информации в СУБД;
Высокая надежность хранения информации.
Типы БД:
Реляционные БД
Это базы данных, данные в которых представлены в виде таблиц, с помощью которых можно описать предметную область.
Иерархические БД
В иерархической базе данных все элементы располагаются в последовательности от высшего к низшему.
Сетевые БД
В сетевой базе данных к вертикальным иерархическим связям добавляются горизонтальные. Поэтому сетевая БД отличается большей гибкостью при поиске необходимых данных.
В настоящее время используются преимущественно реляционные базы данных: Microsoft Access, Corel Paradox, Oracle, SQL Server.
Мы с вами познакомимся с реляционной базой данных Microsoft Access. На первый взгляд интерфейс Access кажется необозримым. Поэтому очень важно последовательно уяснить себе основные возможности, которые предоставляет вам Access, и общую логику интерфейса.
Средствами Access вы проводите следующие операции:
Проектирование базовых объектов – двумерных таблиц, с разными типами данных(т. е прежде чем заполнять данными таблицу, надо создать ее макет).
Установление связей между таблицами, с поддержкой целостности данных, каскадного обновления полей и каскадного удаления записей.
Ввод, хранение, просмотр, сортировка, модификация и выборка данных из таблиц с использованием различных средств контроля информации. Создание форм, запросов, отчетов.
В ходе объяснения нового материала преподаватель демонстрирует примеры баз данных
3. Закрепление 10 мин.
Спросить у обучающихся, что было не понятно при изучении нового материала.
Задать обучающимся несколько вопросов по изученной теме:
Что представляют собой базы данных?
Приведите пример известных вам баз данных?
Для чего применяются базы данных?
Какими возможностями обладают базы данных?
Какие бывают типы баз данных?
С какой базой данных мы познакомились с вами на сегодняшнем уроке?
4. Подведение итогов урока2 мин.
(выставление оценок)
5. Домашнее задание 2 мин.
§6. стр.54, (Е.А. Вьюшкова, Н.В. Параскун. Информатика, 2015 г.), читать конспект.
Преподаватель: Болысбаева Г.А.