Методический семинар Тема: Методика разработки модульных программ на основе функционального анализа
Аймаганбетова Анара МуханбеткалиевнаЗам.директора по учебно-методической работе
Высшей технической школы, г.Уральск
Методический семинар
Тема: "Методика разработки модульных программ на основе функционального анализа"
Целевая аудитория: Преподаватели специальных дисциплин
Методическая цель: обучение методике разработки модульных программ на основе функционального анализа, мотивация преподавателей спец.дисциплин внедрения модульных программ при переходе на дуальное обучение. Обосновать необходимость подготовки программ нового содержания как необходимость при внедрении дуальной системы.
Задачи:
• найти особенности модульных программ на основе функционального анализа;• определить функции преподавателя специальных дисциплин в условиях дуальной системы обучения;• отработать умения и навыки разработки модульных программ;• формировать умения и навыки, способствующие командной и личной эффективности деятельности;• формировать умения и навыки действовать в ситуации неопределенности и неочевидности выбора;• провести оценку профессионально значимых компетенций преподавателей специальных дисциплин при переходе на дуальную систему обучения. Методические приемы:
Технические средства:
• интерактивная доска;• ПК и программное обеспечение;• ноутбуки по количеству участников;• маркеры;• ватман.Учебно-методическое обеспечение семинара:• карточки с заданиями;• раздаточный материал.Организационная форма:• индивидуальная форма работы;• общегрупповая форма работы;• работа в микрогруппах.
Ожидаемый результат - развитие следующих компетенций:• Организовать свою деятельность;• Составить модульную программу на основе функционального анализа;• Использовать ресурсы для сбора и переработки информации;• Создавать благоприятную атмосферу для эффективного решения проблем;• Принимать решения.
Ход семинара:
Организационный момент
Вступительное слово
Деление участников на микрогруппы.
Задание: Участникам предлагается выбрать геометрические фигуры в течение 30 секунд. По совпадению фигур сформировать микрогруппы.
Методический смысл: способствовать мобилизации внимания группы друг на друге.
Активизация познавательного интереса участников. Благодаря подобной форме присутствующие объединяются в микрогруппы, само объединение участники семинара воспринимают как абсолютно самостоятельное.
Объявление темы семинара.
Объявление цели и раскрытие задач семинара.
«Определение проблемы».
Модернизация ТиПО диктует необходимость качественно нового уровня подготовки кадров. Качественное профессиональное образование сегодня - это средство социальной защиты, гарантия стабильности, профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни.
Модернизация профобразования определяет необходимость принципиального изменения ряда традиционных подходов к системе подготовки специалистов. Одним из важных мест в системе подготовки специалистов занимает дуальная система обучения.
На сегодняшний день дуальная система подготовки - одна из самых эффективных форм подготовки профессиональных технических кадров в мире. Ее особенность заключается в том, что профессиональное обучение проводится большей частью не в стенах учебного заведения, а на предприятие.
В целом дуальная форма профессионального обучения в Казахстане является адаптацией немецкой дуальной системы профобразования под казахстанские условия. Предполагается, что реализация проекта будет осуществляться путем предоставления мест для практического обучения и прохождения производственной практики, необходимого оборудования для специальностей ТиПО, разработки квалификационных требований, профессиональных стандартов, гибких модульных программ согласно требованиям производства; внедрения системы сертификации квалификаций и независимой оценки качества профессиональной подготовки и присвоения квалификации.
Задание: ответить на вопросы и определить проблему в содержании ТиПО, недостатки в учебной документации при переходе на дуальную систему, дополнение их новым содержанием.
Какие документ определяют содержание учебной деятельности? (ГОСО)
Что включает в себя рабочий учебный план? (предметы, количество часов, распределение по курсам, семестрам, форму контроля)
Чем вы руководствуетесь при составлении РП и КТП? (Типовым учебным планом)
При составлении РП и КТП вы учитываете только теоретические знания или практические навыки тоже учитываются? В процентном соотношении как?
Что вы знаете о дуальной системе?
Достоинства, недостатки и проблемы дуальной системы обучения, для студентов, преподавателей специальных дисциплин, работодателей?
Отвечают ли наши традиционные РП, КТП и поурочные планы требованиям дуальной системы?
Что вы знаете о модульных программах?
Что такое модульная программа специальности?
Модульная программа на основе функционального анализа?
ІІ. «Решение проблемы».
Основной метод анализа профессии - проведение структурированного группового интервью с вовлечением специалистов данной профессии. Информация, полученная на основе анализа профессии, не является модульной программой, а служит основой, используя которую можно разработать модульную программу.
Для сбора информации для анализа профессии можно использовать:
классификатор профессий; интервью со специалистами предприятий; непосредственное наблюдение на рабочем месте предприятий; анализ анкет работодателя.
Процесс анализа профессии состоит из четырёх основных этапов:
Этап 1. Отбор и определение профессии
Первый этап любого анализа - чёткое определение сферы профессии, которая подвергается анализу.
Этап 2. Определение областей основных навыков. (Создание структуры навыков)
Второй этап анализа - создание структуры областей основных навыков, которые используются в профессии. Они включают технические и нетехнические навыки. Нетехнические навыки определены как "навыки личностного развития". При проведении анализа на этом этапе разработчики программы должны удостовериться в том, что они были определены.
Этап 3. Определение основных функций
Этот этап включает определение основных функций, которые присутствуют в каждой из областей основных навыков. Функции определены как широкие функции. Эти функции имеют следующие характеристики:
- они являются общеродовыми, т.е. они не относятся к конкретной технологии или местности;
- они интегрируют знания и навыки;
- они связаны с профессией.
Этап 4. Анализ навыков
На четвёртом этапе анализируется выполнение каждой из названных основных функций.
Задание: работая в микрогруппах участникам необходимо выполнить задания работая с ГОСО, ЕКТС, должностными инструкциями. Выявить цель специальности, функциональные обязанности специалиста. Составить функциональную карту специальности как главную составляющую модульной программы на основе функционального анализа.
Для анализа микрогруппам предоставлен информационный материал (ГОСО, ЕКТС, должностные инструкции).
Презентации результатов.
Анализ результатов, выводы.
Методический смысл: позволяет участникам актуализировать знания и умения по теме семинара. Заставляет задуматься о практической пользе дуальной системы обучения, о необходимости обновления содержания учебного процесса. Продумать действия студента и преподавателя при дуальном обучении. Функциональные карты позволят на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к профессиональным компетенциям необходимым специалисту. Функциональные карты не дают упустить из виду все функции которые специалист обязан выполнять. Навыки работы с документами ГОСО, ЕКТС, должностные инструкции.
ІІІ. «Применение решения проблемы».
Задание: Определите важнейшие факторы, причины, которые могли вызвать данное следствие: необходимость внедрения дуальной системы обучения в учебных заведениях ТиПО:
Довольны ли вы результатом?
Все ли вы учли при составлении функциональной карты?
Какую информацию вы бы хотели добавить или убрать?
Модульная программа отвечает требованиям дуальной системы?
Ответы участников.Анализ результатов, выводы.Методический смысл: Актуализация и закрепление знаний через ответы на поставленные вопросы, принятие решения и защита собственной точки зрения. Участники семинара могут сформулировать и передать свои мысли, идеи, выводы и обосновать их.Функциональная карта по специальности. Оценка тренера, обратная связь со всеми участниками семинара, помощь в подготовке модульных программ. Выявление степени получения ожидаемого результата от семинара.Обобщение и оценка семинара.Выставляя оценки в оценочной карте, участники обобщают, достиг ли семинар свой цели.