Урок по познанию мира Невидимая сила. (4 класс)


Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и учебной задачи
(Слайд 2) Учитель рассказывает легенду Много лет назад в Древней Греции жил богатый купец, звали его Фалес Милетский. И была у него дочь. Купец хотел воспитать дочь терпеливой и трудолюбивой, поэтому она часто пряла на янтарном веретене. Однажды она заметила, что к веретену прилипают шерстинки и мешают ей прясть. Девушка стала убирать шерстинки с веретена, но чем больше она тёрла веретено, тем сильнее прилипали шерстинки. Девушка рассказала об этом отцу. Задумался купец, что же это за невидимая сила мешает его дочери выполнять работу? Учитель: Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Слайд 3) Дети: Невидимая сила.
Учитель: Наша с вами задача сегодня – выяснить, что это за невидимая сила, как она называется, когда появляется и нужна ли она человеку? Наш класс превращается в лабораторию по выявлению и изучению невидимых сил, а мы с вами в исследователей. Для этого у каждого на парте есть мини-лаборатория со всем необходимым научным оборудованием. Как настоящие учёные мы будем вести карту исследователя. Подпишите её.
Дети подписывают карту исследователя.
У.: Но прежде, чем исследовать невидимую силу, мы должны её получить.
3. Актуализация знаний.
У.: Вспомните, в результате какого действия возникла невидимая сила у дочери купца?
Д.: В результате трения. Она тёрла веретено.
У.: Давайте проверим, а в нашей лаборатории может возникнуть эта сила? Сначала попробую я.
Учитель проводит опыт “Электрический театр”. На столе перед учениками на 4 кубиках лежит лист оргстекла, под которым на парте разложены бумажные человечки. К каждой фигурке прикреплена иголочка, чтобы во время опыта фигурка не примагнитилась к стеклу, а просто поднялась. Учитель трёт стекло капроновой тканью и фигурки поднимаются.
У.: Что вы видите?
Д.: Фигурки человечков поднялись и шевелятся.
У.: Верно, артисты в нашем театре двигаются под влиянием невидимой силы. А теперь попробуйте вы. Для этого возьмите волшебную палочку, которая есть в вашей лаборатории (пластмассовую линейку). Что вы должны сделать?
Д.: Потереть палочку о кусочек ткани. (Трут)
У.: Поднесите линейку к мелко нарезанным кусочкам бумаги. Что наблюдаете?
Д.: Кусочки бумаги притянулись к линейке.
У.: Что же это за сила такая, которая притягивает одно тело к другому? Вы видите эту силу?
Д.: Нет, она невидимая.
У.: Давайте попробуем определить, почему тела притягиваются. Для этого нужно вспомнить, из чего состоят все тела. Вот два тела: линейка и кусок ткани. Из чего состоят тела? (Слайд 4) 4. Изучение нового материала.
У.: Проведём опыт 1. Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Что нужно сделать, чтобы вызвать невидимую силу?
Д.: Потереть полоски.
У.: Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что наблюдаете?
Д.: Полоски притянулись друг к другу.
У.: Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются?
Д.: Мнения детей разделились. Одни говорили, что всегда, другие говорили, что нет
У.: Давайте проверим вашу гипотезу.
Опыт 2. Возьмите две полиэтиленовые полоски, положите на стол. Потрите. Поднимите их разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы наблюдаете?
Д.: Полоски не притягиваются. Они отталкивают друг друга.
У.: Так всегда ли тела притягиваются?
Д.: Нет, они то притягиваются, то отталкиваются.
А я заметил, что одинаковые тела отталкиваются, а разные – притягиваются.
У.: (Слайд 5) Молодцы! Давайте разберёмся, в чём причина. При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и противоположны друг другу, поэтому их назвали “положительный заряд” и “отрицательный заряд”. Когда мы брали два разных тела, что происходило?
Д.: Они притягивались.
У.: Эти тела получали разные заряды, одно – положительный, другое – отрицательный. Так когда тела притягиваются?
Д.: Когда имеют разные заряды.
У.: А если взять два одинаковых тела, что произойдёт?
Д.: Они оттолкнутся.
У.: Что вы можете предположить об этих зарядах?
Д.: Они одинаковые: положительный – положительный, отрицательный – отрицательный.
У.: Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую учёные назвали электризацией (на слайде и вывешиваю карточку на доску) Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.
Д.: Электризация – это невидимая сила, вызывающая притягивание или отталкивание заряженных тел.
У.: Давайте как настоящие учёные запишем результаты опытов и выводы в карту исследователя (вопрос 1, 2, 3)
Физминутка.
Представьте, что вы – электрончики. Под музыку электрончики – побежали. (Музыка “Кукуруза”, дети повторяют движения за учителем)
У.: О какой невидимой силе мы говорим?
Д.: Об электризации.
У.: Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните свои ощущения, когда снимаете свитер.
Д.: Когда снимаем свитер, слышен треск, а в темноте видно искры.
У.:В каких случаях можно наблюдать похожие явления?
Д.: Когда гладим кота, расчёсываем волосы, укрываемся одеялом.
У.: (слайд 6) Искра, появляющаяся между заряженными телами, называется электрический разряд (вывешиваю карточку на доску).
У.: А кто может привести пример природного мощного электрического разряда?
Д.: Молния. (Слайд 7)
У.: Это опасное явление?
Д.: Да. От него человек может погибнуть, может случиться пожар.
У.: Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?
Д.: Нельзя стоять под деревом, нельзя купаться во время грозы…
У.: Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли обратить его силу на пользу человечества. Они взяли два разно заряженных тела, проложили между ними мостик – проводник. Как вы думаете, что произошло?
Д.: Наверное, электроны стали двигаться в одном направлении по проводнику.
У.: (Слайд 8) Верно. Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током (вывешиваю карточку на доску).
У.: Где используется электрический ток?
Д.: Дома: утюг, телевизор, компьютер, микроволновая печь, стиральная машина работают от электричества. На предприятиях, в магазинах.
У.: Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?
Д.: (Слайд 9) Нельзя в розетку толкать различные вещи, нельзя браться за провод или вилку электроприборов мокрыми руками, нельзя оставлять включенными электроприборы…
У.: Разговор о технике безопасности я завела не зря. Мы сейчас будем работать с электрическим током. А где же нам его взять?
Д.: В батарейке.
У.: Проверим, действительно ли она вырабатывает ток? Что нам ещё необходимо для проверки?
Д.: Лампочка и проволока (проводник)
У.: Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?
Д.: Лампочка загорелась! Значит, в батарейках действительно есть ток.
У.: Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Что делает электрический ток в наших домах?
Д.: Гладит, стирает, и.д.
У.: Много ли нам необходимо электрического тока? Батарейки хватит?
Д.: Тока надо много. Батарейки не хватит.
У.: Где вырабатывается большое количество электрического тока?
Д.: Много электрического тока вырабатывается на электростанциях. (Слайд 10)
У.: Какие электростанции есть в Амурской области?
Д.: Зейская ГЭС, Бурейская ГЭС и Райчихинская ТЭС.
У.: Вы знаете, ребята, что электрический ток умеет не только зажигать лампочки, греть воду, но и обладает ещё одним интересным свойством. Хотите узнать каким?
Опыт 3. Возьмите гвоздь, обмотанный проводником и квадратную батарейку. Наденьте петли на конце проводника на клеммы батарейки. Теперь поднесите гвоздь к баночке со скрепками. Что наблюдаете?
Д.: У нас скрепки примагнитились к гвоздю!
У.: В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит (Слайд 11 и вывешиваю карточку на доску). А теперь запишем полученные результаты в карту исследователя (пункт 4,5).
У.: Посмотрите, на доске образовался ряд слов, с которыми вы познакомились сегодня:
Электрон
Электризация
Электрический ток
Электромагнит
Кто заметил что-нибудь интересное?
Д.: Это все однокоренные слова. У них общая часть электр-.5. Первичное закрепление изученного материала.
У.: Давайте сделаем научные выводы. (Слайд 12) Итак, Невидимая сила – это…
Д.: Электризация.
У.: Когда она появляется?
Д.: При трении двух тел.
У.: Нужна ли на человеку?
Д.: Да, нужна. Благодаря электризации появляется электрический ток, который помогает человеку в доме и на предприятиях.
У.: Вы были замечательными исследователями, а теперь настало время для экзамена (слайд 13) Переверните карту исследователя. С обратной стороны карты есть таблица, в которую вы будете заносить ответы на вопросы теста. (Слайд 14) Если на вопрос верный ответ под буквой “А”, то знак “+” вы будете ставить в 1 колонку, если верный ответ под буквой “Б”, то во вторую и т.д.
(Слайд 15) 1. Из-за какой частицы возникает явление электризации?
а) электрон
б) песчинка
в) капелька
(Слайд 16) 2. Притяжение и отталкивание наэлектризованных тел – это…
а) цивилизация
б) электризация
в) классификация
(Слайд 17) 3. С помощью какого действия возникает явление электризации?
а) охлаждение
б) нагревание
в) трение
(Слайд 18) 4. Что такое электрический ток?
а) скопление электронов
б) движение электронов
в) торможение электронов
(Слайд 19) 5. Из какого камня было сделано веретено дочери древнегреческого купца?
а) янтарь
б) рубин
в) алмаз
(Слайд 20) 6. Самый сильный природный электрический разряд?
а) взрыв
б) гром
в) молния
Проверка. Соедините линией звёздочку первого вопроса со звёздочкой второго, второго с третьим и т.д. Что у вас получилось? На какое грозное явление природы это похоже?
Д.: Получилась стрелка, как молния. (Слайд 21) У.: Встаньте те, у кого получилась молния. Молодцы! (гиперссылка работает при нажатии на звёздочку в 6 строке)
6. Итог урока. Рефлексия.
У.: Ребята, вам понравился урок?
После нашего урока вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Чем?
Выскажите своё мнение, опираясь на фразы: (Слайд 22).
“Мне понравилось…”
“Я даже не думал(а), что…”
“Я узнал(а)…”
“Мне бы хотелось сейчас…”
7. Домашнее задание.
У.: Настоящие учёные не останавливаются на достигнутом. Я предлагаю вам дома проделать другие опыты по выявлению невидимой силы – электризации. А на следующем уроке рассказать, что у вас получилось. Какие это опыты, вы узнаете, прочитав вот этот буклет.
Всем детям вручаются буклеты.