Открытый урок по окружающему миру на тему Невидимая сила (4 класс)


Пояснительная записка
Класс: 4 «Ж» МБОУ СОШ №4
Учитель: Арцыбашева М.А.
Предмет: окружающий мир (2 часа в неделю, 68 часов в год)
Программа: Школа 2100
Тема урока: Невидимая сила
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели для учителя:
- сформировать представление об электричестве как универсальном виде энергии;
- содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение;
- содействовать развитию умений работать в группах, в парах.
Оборудование:
для работы в группах: магниты, воздушные шарики, карандаши, кусочки бумаги;
для демонстраций: эбонитовая палочка, колба, электрическая катушка, материалы: проводники и изоляторы;
для индивидуальной работы: памятка, схема для заполнения.
Средства обучения: учебник А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, О.В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир. Человек и природа»: учебник для 4 класса М.:БАЛАСС, 2012
Этап урока Цель Содержание учебного материала Методы и приемы работы ФОУД
(форма организации учебной деятельности) Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПрезентация к уроку
Организационный
1 мин Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу - - - Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на успех. Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку Слайд 1

Постановка темы и цели урока
4 мин Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. - Много лет назад в Древней Греции жил богатый купец и философ. Звали его Фалес Милетский. И была у него дочь. Купец хотел воспитать дочь терпеливой и трудолюбивой, поэтому она часто пряла на янтарном веретене. Однажды девушка заметила, что к веретену прилипают шерстинки и мешают ей прясть. Она стала убирать шерстинки с веретена, но чем больше она терла веретено, тем сильнее прилипали шерстинки. Девушка рассказала об этом отцу. Задумался отец: что же это за невидимая сила мешает его дочери выполнять работу?
- Итак, как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответы детей: Невидимая сила.
- Какие вопросы у вас возникают?
Как она называется в науке?
Когда она появляется?
Нужна ли она человеку? Проблемная ситуация Фронтальная Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и некоторые задачи урока Высказывают свои предположения; формулируют тему и некоторые задачи урока слайд 2
3873575565
-8890199390слайд 3
Актуализация знаний
10 мин Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели, актуализация опорных знаний и умений - История с купцом случилась очень давно. Вспомните, в результате какого действия возникла невидимая сила у дочери купца?
Давайте проверим, а в нашей лаборатории может возникнуть эта сила? Для этого возьмите волшебную палочку, которая есть в вашей лаборатории (стеклянная палочка, ткань). Что вы должны сделать?
Показ и обсуждение опытов.
- Что наблюдали?
- Видели ли силу, которая заставляла притягиваться, двигаться предметы?
- Вспомните, из чего состоят все тела? (Из веществ)
- Из чего состоят вещества? (из молекул)
- А молекулы? (из атомов)
- Какие частицы входят в состав атомов? (положительно заряженные частицы – протоны, отрицательно- электроны, не имеющие зарядов – нейтроны)
Вывод: Виновником возникновения невидимой силы является электрон. Они при трении могут переходить от одного тела к другому. Наблюдение, практическая работа Групповая, фронтальная Раздает задания, проводит короткий инструктаж по выполнению задания, наблюдает, при необходимости корректирует общение, взаимодействие обучающихся в группах.Указывает объект наблюдения.
Задает вопросы для совместного заполнения схемы.
Обсуждают, что связывает предложенные предметы, показывают фокусы и опыты,
наблюдают опыты:
притяжение предметов, треск. Делятся впечатлениями, высказывают свое мнение, делают выводы.
Отвечают на вопросы учителя, совместно заполняют схему
слайд 4
-571583185
Слайд 5

Совместное открытие нового знания
20 мин Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий в объекте изучения Проведём опыт 1. 
- Возьмите в своей лаборатории бумажную полоску, положите на стол, сверху положите полиэтиленовую полоску. Что нужно сделать, чтобы вызвать невидимую силу?
- Ладонью потрите полоски. Поднимите их, разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что наблюдаете?
- Как вы думаете, всегда ли тела притягиваются?
- Давайте проверим вашу гипотезу.
Опыт 2. Возьмите две полиэтиленовые полоски, положите на стол. Потрите. Поднимите их разведите в стороны и, не разворачивая, медленно сближайте. Что вы наблюдаете?
Так всегда ли тела притягиваются?
Молодцы! Давайте разберёмся, в чём причина. При трении электроны двигаются, переходят с одного тела на другое, при этом тела получают заряд. Заряды различны и противоположны друг другу, поэтому их назвали “положительный заряд” и “отрицательный заряд”. Что происходило, когда мы брали два разных тела?
Эти тела получали разные заряды, одно – положительный, другое – отрицательный. Вывод: когда тела притягиваются?
А что произойдёт, если взять два одинаковых тела?
Что вы можете предположить об этих зарядах?
Итак, мы видим, что между заряженными телами возникает невидимая сила, которую учёные назвали электризацией (слайд 7). Попробуйте сами сформулировать, что такое электризация.
Просмотр видео ролика «Веселые султанчики» (Взаимодействие заряженных тел) Наблюдение, работа с текстом;
беседа.
Фронтальная, парная Указывает объект наблюдения.
Наблюдают опыты, делают выводы.
Выполняют опыт, делают выводы.
Находят нужную информацию в тексте учебной статьи.
слайд 5
-1079588265
слайд 6

Слайд 7

ФизминуткаСовместное открытие нового знания
- О какой невидимой силе мы говорим?
- Когда наэлектризованные тела с разными зарядами приближаются друг к другу на определённое расстояние, между ними возникает интересное явление. Вспомните свои ощущения, когда снимаете свитер.
- В каких случаях можно наблюдать похожие явления?
- Искра, появляющаяся между заряженными телами, как будет называться?
- А кто может привести пример природного мощного электрического разряда?
- Как получается молния прочитайте в учебнике на с.108-109. Опасна ли
молния?
Демонстрационный опыт получение электрического заряда при помощи электрофорной машины.
- Какие необходимо соблюдать правила безопасного поведения во время грозы?
- Электрический разряд – это стихийное движение электронов. Учёные смогли обратить его силу на пользу человечества. Они взяли два разно заряженных тела, проложили между ними мостик – проводник. Как вы думаете, что произошло?
- Верно. Направленное движение электронов по проводнику называется электрическим током
- Где используется электрический ток?
- Какие вы знаете правила безопасного поведения при пользовании электрическим током?
Дает указание для нахождения нужной информации в тексте.
Приводят примеры электроприборов
Находят нужную информацию в тексте учебной статьи.
Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11
-5778536830
Слайд 12

Разговор о технике безопасности я завела не зря. Посмотрите на свои мини-лаборатории и скажите, при помощи чего мы с вами можем сейчас получить электрический ток?
Проверим, действительно ли она вырабатывает ток? Что нам ещё необходимо для проверки?
Соедините концы проволоки – проводника с батарейкой и лампочкой. Что вы наблюдаете?
Действительно, батарейка – это маленькая электростанция, которая вырабатывает электрический ток. Что делает электрический ток в наших домах?
Опыт 3. (слайдовая презентация: экспериментальное ДЗ)
В результате этого опыта мы получили не просто магнит, а электромагнит 
Откройте учебники на с.110
Много электрического тока вырабатывается на гидроэлектростанциях. 
Посмотрите, на доске образовался ряд слов (слайд 16), с которыми вы познакомились сегодня:
Кто заметил что-нибудь интересное?
Сообщает дополнительную информацию по теме урока.
Показывает опыт с проводниками
Принимают и осмысливают дополнительную информацию.
Слайд 13

Слайды 13-15



Слайд 16

Первичное закрепление изученного материала. Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом Давайте сделаем научные выводы. 
Невидимая сила – это…
Когда она появляется?
Нужна ли на человеку?
Вы были замечательными исследователями, а теперь настало время для экзамена  Дает начало фраз, предлагает закончить, оценив полученную информацию и свою работу на уроке Заканчивают фразы, оценив свою работу и полученные знания на уроке
Подведение итогов
Рефлексия
4 мин Ребята, вам понравился урок?
После нашего урока вы сможете удивить своих друзей и близких такими опытами? Чем?
Выскажите своё мнение, опираясь на фразы:  Рефлексия Фронтальная Слайд 27

Домашнее задание
1 мин Обеспечение понимания цели и содержания дом. задания С.109-111 читать, увидеть невидимую силу в природе и в повседневной жизни.
Домашний эксперимент «Изготовление электромагнита» (презентация, фото, переслать по почте)