Урок по теме: Невидимая пирамида
А.А.Плешаков
«Мир вокруг нас»
3-йй класс
Раздел «Эта удивительная природа»
Проблемный урок
Тема урока: « Невидимая сеть и невидимая
пирамида»
Тема: «Невидимая сеть и невидимая пирамида»
Цели: 1. Познакомить с понятиями «экологическая пирамида» и сеть питания»;
2.Научить строить схемы сети питания и экологической пирамиды;
3.Воспитывать экологическую культуру поведения.
Задачи: 1.Формировать внутреннюю мотивацию к учению через организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся;
2.Развивать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, умение работать в группах;
3.Повышать эффективность усвоения общеучебных умений и навыков через проблематизацию учебной деятельности.
Оборудование: предметные картинки с изображением растений и животных, таблицы «Экологическая пирамида», «Сеть питания».
Структура урока.
I.Организация внимания.
II. Актуализация ранее изученного.
Классификация животных по типу питания.
-Я предлагаю вам распределить животных по группам по типу питания, совместив это задание со сведениями из рубрики «Неизвестные об известном».
Растительноядные Жук-олень
Кузнечик
Всеядные Белка
Жук-олень
Насекомоядные Дятел
Синица
Хищники Сокол
Стрекоза
-Итак, к какой группе животных отнесем белку?
(Белка за лето собирает до 600 гр сухих грибов, питается семенами шишек, ягодами, орехами, почками и корой растений, иногда таскает яйца или птенцов, может напасть на взрослую птицу. Гнездо у нее называется «гайно» У белки за лето 2 раза рождаются бельчата. Главный враг белки - куница, а в городских парках губят бельчат обыкновенные кошки.
Отнесем белку к всеядным.)
-Как вы думаете, сколько лет такому крупному жуку-оленю?
-Жук-олень достигает в длину 8см. Обитает в дубовых лесах. Живут взрослые жуки всего 1 месяц, а вот их личинки живут около 5 лет в гниющей древесине, перерабатывая ее в труху и очищая леса, затем «окукливаются» и проводят месяца три в стадии куколки.
Жук-олень относится к растительноядным.)
-Следы какого хищного зверя похожи на человеческие?
(На человеческие следы похожи следы медведя. Медведи живут до 50 лет. Могут таскать ношу до 400-500кг, бежать со скоростью скаковой лошади. Питаются плодами, ягодами, зернами хлебных растений, кореньями, травами, рыбой, улитками, насекомыми, птицами, яйцами. Но если еды не хвататает, может напасть на лося, кабана и т.д. Поэтому медведей нужно отнести к всеядным.)
-Что нового узнаем о «лесном докторе»?
( У дятла из птиц самый длинный язык -15см. Дятел кормит своих птенцов с 4ч. утра до 21ч.30мин. вечера. 350 раз за день он прилетает к своему гнезду с добычей. Представьте только себе сколько вредителей леса он истребляет. А так как питается он насекомыми, мы зачислим его в группу насекомоядных.)
( Сокол-это хищник. Еще в царские времена славились соколиные охоты, когда сокол добывал своему хозяину пушного зверя.
Скорость полета сокола во время пикирования на добычу достигает 360 км/ч. .)
-Кто же самый прожорливый хищник планеты?
( Это стрекоза. А называют ее так потому, что она за день съедает пищи в несколько раз больше , чем весит сама.)
-В какую группу поместим кузнечика ?
(Он питается травой, значит - в группу растительноядных.)
-Нам осталось выбрать группу для синички.
(Синица-насекомоядное.Она съедает за сутки жуков и их личинок столько, сколько весит сама.)
Моделирование цепей питания.
-Молодцы, я очень вами довольна, а теперь поделитесь, какие цепи питания, вы смоделировали дома.
(Учащиеся рассказывают о составленных цепях питания.)
(Учитель поощряет уч-ся, которые составили сложную цепь питания или цепь питания из 5-6звеньев)
Например:
Трава - кузнечик - лягушка - цапля - лиса - сокол.
/ мелкая птица - птица хищник
Зерно
\ мышь - змея - еж - лиса
Доброе слово о хищниках.
–Нужны ли природе хищники, и если нужны, то для чего ? ( Ответ в учебнике на с.99.)
Микроитог.
-Как связаны в природе растения и разные животные?
( Животные связаны между собой и с растениями в цепи питания.)
III. Изучение нового. Постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию.
-Назовите дерево, которое не сбрасывает на зиму листья?
( Это дуб.)
Представьте на секунду , что исчезли все дубы в наших лесах. Что произойдет?
Обсудите в группах.
( Учащиеся выдвигают свои версии.)
IV. Анализ проблемной ситуации.
Учитель предлагает учащимся распределиться по группам, определить, какими знаниями можно воспользоваться.
(Учащиеся составляют план деятельности, определяют, какие знания необходимы для аргументированного ответа на вопрос учителя .)
V. Поиск решения проблемы.
Учитель предлагает воспользоваться дополнительными источниками информации (энциклопедиями), организует работу в группах, предлагает задание: выяснить, кто напрямую связан с дубом, а кто косвенно; создать из отдельных цепей питания сеть питания.
( Учащиеся моделирует пищевую сеть, используя изображения определенных животных и растений или карточки со словами - их названиями.)
VI. Решение проблемы.
1) Учащиеся на данном этапе осуществляют отбор гипотез, предлагают решение проблемы, варианты моделирования единой сети питания, готовят выступающих от группы, готовят свой вывод.)
2) Учитель предлагает сопоставить полученные пищевые сети, обобщает ответы учащихся, подводит и выводу: Если исчезнут все дубы, плохо придется не только растительноядным и насекомоядным животным, но и хищникам, т.к. все они связаны между собой единой пищевой сетью. Лес-это единое целое.
Однако, сова крупнее и тяжелее мыши, ей нужно много мышей, чтобы прокормиться. Поэтому Природа-мать устроена так, что желудей в лесу
очень-очень много , мышей просто много, а сов мало.
Получилась экологическая пирамида (рис с 103).
Такие невидимые пирамиды подобно сети питания существуют повсюду в природе.
VII. Первичное закрепление усвоенных знаний.
-Рассмотрите изображения животных и гербарии растений нашего края.
-Запишите любые цепи питания и объедините их в пищевую сеть.
(Учащиеся работают в группах по заданию, представляет полученные результаты всему классу, доказывают правильность выполнения задания, делают соответствующий вывод.)
Например:
Рыбы - Цапли
/ \
Комары - Насекомоядные - Хищные - Лисы
Птицы птицы
\ Лягушки - Змеи - ежи /
Результаты работы групп обсуждаются и оцениваются.
VIII.
Рефлексия
-Я предлагаю вам написать сочинение- миниатюру об этом уроке, используя методику незаконченных предложений.
Я узнал
Я сумел
Я удивился
Мне хотелось бы
(Учащиеся записывают сочинения-миниатюры, некоторые из них заслушиваются)
IX. Домашнее задание ( по выбору): - с. 100-104, пересказ, ответы на вопросы .
-Построить схемы сети питания и экологической пирамиды для елового леса.
-Изучать животный мир нашего края, используя дополнительного источники информации.