«Применение сказкотерапии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями»
«Применение сказкотерапии в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями» Опыт работы в классе, в котором обучаются дети с различными дефектами, позволяет мне прийти к выводу, что использование сказкотерапии оказывает корригирующее воздействие на эмоциональную и познавательную сферу детей. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и мотивирует к учебной деятельности. Сказка играет важную роль в подготовке их к жизни и труду, способствует социальной адаптации. Из поколения в поколение дети с удовольствием слушали сказки, постигая с их помощью жизнь, учились отличать, на примере главных персонажей, хорошее от плохого.
Сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Я считаю,что важную роль играет сказкотерапия в период адаптации детей к школе. Позволяет безболезненно включиться в социальную среду, почувствовать комфортные условия школы.
В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок сказочного героя. Эта уникальная возможность пережить, «пропустить через себя» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами коррекционной работы. В воспитании ребенка с интеллектуальными нарушениями значимую роль занимают родители, поэтому привлекая родителей к совместным мероприятиям, я используя сказкотерапию, стараюсь показать важность их ребенка, его эмоциональные возможности, умение общаться.
Использование сказкотерапии на уроках чтения и развития с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка. Дети с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Звучание этих повторов помогают ребёнку запомнить их, использовать в речевом общении с детьми и взрослыми.
Вместе с тем, благодаря применению элементов сказкотерапии на уроках, у детей, имеющих речевые и интеллектуальные нарушения быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй. Использование элементов сказкотерапии на уроках математики способствует развитию внимания, мышления, памяти, наблюдения и т.д. Например: При знакомстве с числом и цифрой 7 я не только применила Сказку «Белоснежка и семь гномов», но и ввела « живой» персонаж (Белоснежку). Это помогло повысить познавательный интерес детей, активизировать их внимание и активность в течение длительного времени.
Русская народная сказка «Репка» развивает зрительное восприятие, учит ориентироваться в пространстве (кто за каким героем стоит, его место нахождение), в процессе театрализации сказки развивается навык сотрудничества. Сотрудничество-это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, считаясь с интересами партнёров.
Во время общения и активной творческой деятельности ребёнок уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки.
В моем классе есть обучающийся с диагнозом РДА. Когда мы вместе «проживаем сказку», я наблюдаю, что мальчик пытается преодолевать барьеры в общении с педагогами, сверстниками,тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям.В результате его поведение и эмоциональное состояние заметно улучшилось.
Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь. Особенно это актуально для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.
Таким образом, можно сделать вывод: сказкотерапия - это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это живой, творческий процесс. В процессе разнообразных занятий, обучающиеся с интеллектуальными нарушениями черпают множество познаний - это представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром; благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу, так проявляется коррекция личности ребёнка, расширяется диапозон его эмоционально-поведенческих реакций.